Методика анализа маржи покрытия, прибыли и рентабельности

Маржа покрытия(маржинальная прибыль) — разность меж­ду выручкой от реализации продукции, товаров и услуг и пере­менными затратами, приходящимися на реализованную продук­цию. С ее помощью можно правильнее ранжировать отдельные виды продукции и отдельные сегменты предприятия по уровню рентабельности. Она служит основой для определе­ния безубыточного объема продаж по каждому виду продукции и в целом по предприятию, а также для обоснования оптималь­ного варианта различного рода управленческих решений.

Маржа покрытия на единицу продукции показывает вклад каждой дополнительно произведенной единицы продукции в об­щую сумму маржинальной прибыли, которая является источни­ком покрытия постоянных расходов и генерирования прибыли. Сравнение маржинальной прибыли с суммой постоянных расхо­дов организации отражает финансовый результат от операцион­ной деятельности. Ее величина зависит от следующих факторов:

- на единицу продукции (удельная маржинальная прибыль):

- на весь объем продаж i-го вида продукции:

где мп сумма маржи покрытия;

р цена единицы продукции;

b переменные затраты на единицу продукции (усеченная себестоимость);

Vрп физический объем реализованной продукции;

Уд, удельные веса отдельных видов продукции в общем объ­еме продаж.

Расчет влияния данных факторов покажет вклад каждого из них в формирование общей суммы маржи покрытия отчетного периода. По данным моделям можно оценивать степень чув­ствительности ее величины к изменению соответствующих фак­торов в прогнозном периоде.

Определение усеченной себестоимости по переменной части затрат и маржи покрытия по каждому виду продукции позволя­ет более правильно определить доходность каждого продукта и его вклад в генерирование общей маржи покрытия и прибыли предприятия по сравнению с традиционным методом калькули­рования полной себестоимости продукции.

Учитывая, что на сегодняшний день не существует идеальной базы для распределения накладных расходов, более объективная оценка доходности отдельных видов продукции может быть получена на основе маржи покрытия.

Если изменять ассортимент продукции, ориентируясь на ме­тод калькулирования полной себестоимости, сократив произ­водство изделия А, то можно потерять значительную сумму при­были (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Финансовый результат при разных вариантах структуры продукции

Показатель Значение показателя
  до исключения изделия А после исключе­ния изделия А
Выручка от продаж, тыс. руб.    
Переменные затраты, тыс. руб.    
Маржа покрытия, тыс. руб.    
Постоянные затраты, тыс. руб.    
Прибыль от продаж, тыс. руб.    
Средний уровень рентабельности продаж, % 15,1 3,0

Сократив изделие А, которое было убыточным по методу калькуляции полной себестоимости, но имело положительную маржу покрытия, предприятие теряет значительную сумму при­были. Следовательно, такое решение было бы ошибочным. Ис­числение усеченной себестоимости и маржи покрытия позволя­ет избежать этой ошибки.

Таким образом, показатель маржи покрытия в процентах к выручке является важным инструментом принятия решений. Если предприятие увеличит продажи продукции с более высо­кими значениями данного показателя, оно получит более высо­кую сумму покрытия, а соответственно, и более высокую сумму прибыли. Поэтому планирование производства и сбыта продук­ции должно ориентироваться именно на этот критерий с целью достижения оптимального финансового результата.

Большой интерес представляет методика маржинального ана­лиза прибыли, широко используемая в западных странах. В от­личие от традиционной методики анализа прибыли она позво­ляет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов. Покажем это с помощью сравни­тельного анализа.

Традиционная методика факторного анализа прибыли пред­полагает использование следующей модели:

, где

- физический объем продаж;

р — цена реализации;

c — полная себестоимость единицы продукции.

При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Данная модель не учитывает взаимосвязь объема реализации продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость продукции снижается, так как меньше постоянных затрат приходится на единицу про­дукции. Напротив, при спаде производства себестоимость изде­лий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.

Для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины в маржи­нальном анализе используют следующую модель:

, где

р — цена единицы продукции;

b — переменные затраты на единицу продукции;

А — постоянные затраты на весь объем продаж данного вида

продукции.

Данная модель позволяет определить изменение суммы при­были за счет количества реализованной продукции, цены, уров­ня удельных переменных и суммы постоянных затрат. Здесь учитывается не только прямое влияние объема продаж на при­быль, но и косвенное — посредством влияния данного фактора на себестоимость изделия, что дает возможность более правиль­но исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли.

Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибы­ли от реализации продукции, в целом по предприятию, можно использовать следующую модель:

, где

- удельный вес i-го вида продукции в общем объеме про­дажи.

Особенно большое значение имеет многоуровневый порядок расчета прибыли, когда постоянные затраты периода учитывают по местам их возникновения: для каждого вида продукции, об­щие для нескольких однородных видов продукции, общие для структурного подразделения и общие для предприятия в целом. Порядок многоступенчатого расчета маржи покрытия и конеч­ного финансового результата представлен ниже на рисунке 2.4.

Рисунок 2.4. Многоступенчатый порядок определения финансового результата.

Такой порядок определения финансового результата покажет участие каждого центра затрат в формировании его величины, позволит выявить и конкретизировать причины убытков, опре­делить основные направления их снижения.

Методика маржинального анализа показателей рентабельно­стии ее отличие от традиционных подходов показаны в табл. 2.3.

По традиционной методике факторного анализа объем про­даж не оказывает влияния на изменение уровня рентабельности, поскольку числитель и знаменатель этих моделей изменяются пропорционально ему. Преимущество методики маржинального анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в результате чего улавливается влияние объема продаж на изме­нение уровня рентабельности. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и как следствие — более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых резуль­татов.

Таблица 2.3

Кроме того, данная система учета и анализа ориентирована не на производство, а на реализацию. Она побуждает изыски­вать резервы увеличения объема продаж: чем больше объем про­даж, тем меньше постоянных затрат, отнесенных прямо на фи­нансовый результат, приходится на единицу реализованной продукции, тем больше прибыль и выше рентабельность (табл. 2.3).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow