Как и в «материнской» методике, сначала ребенок материали-зирует свою семью с помощью 20 фигур, представляющих людей различных возрастов (форм, величин), достаточно стереотипных для идентификации их с членами семьи ребенка. В наборе обычно присутствуют фигуры от дедушек и бабушек до новорожденных детей. Введена также фигура человека «Никто» с целью выявления содержания общения, которое отсутствует в семье. Каждая фигура снабжается коробочкой — «почтовым ящиком».
В комплект материала также входят напечатанные на карточках «письма» с короткими «посланиями», в которых отражено адаптированное для детей содержание различных коммуникативных ситуаций. Коммуникативные ситуации представлены в 40 «посланиях», которые соответствуют ранее описанным сферам содержания общения и отдельным шкалам.
Процедура проведения обследования
После установления контакта с ребенком психолог просит его 'рассказать о людях, с которыми он живет в своей семье. Далее с..помощью специально создаваемой игровой ситуации испытуемый Из всего набора фигур выбирает те, которые, по его мнению, 'Представляют семью. Ребенку предлагается в дальнейшем обращаться к ним как к членам семьи. Затем рядом с каждой из выбранных фигур, изображающих членов семьи ребенка, ставится коробочка («почтовый ящик») и ребенку объясняется, что ему Предстоит «посылать письма» своим близким. При этом ребенку Показывают карточки и говорят, что они содержат «послания» и *го задача положить каждое из них в ящичек той фигуры, к которой «послание» подходит больше всего. Если «послание» на карлике, по мнению ребенка, никому не подходит, то его надо отдать фигуре человека «Никто» (психолог вводит соответствующую фигуру). Если же ребенок считает, что послание подходит несколь-
^им членам семьи, то данную карточку он должен отдать психойогу.
Взрослый сам зачитывает детям «послания» с целью уточне-I Ия понимания ребенком содержания представленного фрагмен-
та общения. Например: «...рассказывает мне о растениях и животных. Кто рассказывает тебе о растениях и животных? Давай ему отошлем это письмо. Если в твоей семье тебе никто не рассказывает об этом, то отдай это письмо фигуре "Никто". А может быть и так, что тебе об этом рассказывают сразу несколько человек, тогда отдай карточку мне, а я отмечу, что это письмо получили несколько человек».