История маркетинга как науки

Васильев Ю.Н.

В191 Маркетинг. Структура комплекса маркетинга:Учеб. пособие / Ю.Н.Васильев. Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет). СПб, 2008. 81 с.

ISBN 978-5-94211-368-1

УДК 339.138 (075.80)

ББК 65.290-2

ISBN 978-5-94211-368-1 Ó Санкт-Петербургский горный институт им. Г.В.Плеханова, 2008

 

Введение

Теория управления маркетингом на предприятии в отрыве от ее практического использования не имеет никакой ценности. Студент, изучивший курс маркетинга, должен использовать полученные теоретические знания в практической деятельности на конкретном предприятии конкретной отрасли. Следует помнить, что теория маркетинга – не отвлеченные изыскания научных сотрудников, а обобщенный опыт тысяч различных предприятий, как успешных, так и ныне уже не существующих.

Данное учебное пособие предназначено для будущих специалистов, которые станут работать на предприятиях добывающей отрасли и смежных отраслей.

В рамках пособия раскрывается суть маркетинга как комплексной деятельности на любом рынке, при этом внимание концентрируется на особенностях и инструментах маркетинга промышленных предприятий. Основной акцент в пособии сделан на рассмотрение маркетинга отношений между промышленными предприятиями, в отличие от маркетинга отношений между промышленным предприятием и конечным потребителем.

Значительное место в данной работе уделено терминологии, так как на рынке в настоящее время используется большое количество специфических маркетинговых понятий, в основном иностранного происхождения. Краткий словарь терминов приведен в приложении. Понятия, включенные в словарь, в тексте помечены звездочкой.

Цель пособия – дать студентам знания в области промышленного маркетинга. В настоящее время наблюдается нехватка литературы по отраслевым аспектам маркетинга. В то время как маркетингу потребительского рынка посвящены десятки исследований, количество работ в области маркетинга промышленных предприятий можно исчислить в пределах одного десятка.

Глава 1

ИСТОРИЯ МАРКЕТИНГА КАК НАУКИ

§ 1.1. Эволюция маркетинга за рубежом

Деятельность в области маркетинга подавляющее большинство людей ассоциирует с организацией рекламы и стимулированием сбыта. Отчасти это верно, но кроме названных направлений маркетинг содержит еще ряд переменных факторов, которые подробно будут рассмотрены в данном пособии.

В первой главе мы проанализируем эволюцию маркетинга, постепенно раскрывая его суть. Поэтому окончательное понятие о маркетинге, его сущности и определении у студента появятся после прочтения главы.

Появление термина маркетинг относят к середине XIX века. Родоначальником науки считается американский ученый Сайрус Маккормик (1809-1884). Он является автором ряда статей, в которых впервые прозвучал термин «маркетинг» как деятельность по насыщению спроса. В это время в промышленности ведущих стран доминировала производственная концепция, реализующая принцип «максимум производства и последующий сбыт» в условиях ненасыщенного рынка и практически неограниченного спроса. Поэтому для предпринимательства в сфере производства было характерно отсутствие ориентации на спрос, чего нельзя было сказать о сфере коммерции. Исторические факты свидетельствуют о распространении допродажных исследований: их издавна использовали купцы, особенно во внешней торговле. Известно, что японская семья Мицуи в 1650 году открыла в Токио магазин, по своей организации соответствующий современному универсаму.

В начале XX века маркетинг выделился как самостоятельный учебный курс в ведущих университетах США – Мичиганском, Иллинойском и других. При изучении дисциплины основное внимание уделялось вопросам организации сбыта, торговли и рекламы. После кризиса 1929-1933 годов маркетинг утратил чисто сбытовую ориентацию и приобрел более комплексный характер. Он начал охватывать различные стороны функционирования предприятий, превратившись в важнейший элемент деятельности по разработке и продвижению продукции к потребителям и созданию условий для увеличения спроса на товары.

В 1926 году в США была организована Национальная ассоциация маркетинга и рекламы, на основе которой в дальнейшем было создано Американское общество маркетинга, в 1973 году переименованное в Американскую ассоциацию маркетинга. Подобные ассоциации и организации появились несколько позже в Японии и странах Западной Европы.

Классификация маркетинга как науки приведена в учебнике Г.Л.Багиева, В.М.Тарасевич, Х.Анн [1]. Основные этапы эволюции маркетинга как науки приведены в таблице.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: