Цель: Определить основные характеристики дыхания:
- глубину (чем младше ребёнок, тем более поверхностное у него дыхание)
- отношение частоты дыхания к частоте пульса (оно составляет в норме у новорождённых 1:2,5; у детей до 3 – х лет 1:3; с 3 – 7 лет 1:3,5; у старших детей и у взрослых 1:4)
- ритм дыхания, соотношение фаз вдоха и выдоха (аритмия дыхания в норме отмечается в первые 2 – 3 недели жизни новорождённого)
- тип дыхания
- ч астоту дыхательных движений
Оснащение:
- часы,
- ручка,
- температурный лист.
Обязательное условие: Считать строго за 1 минуту в состоянии покоя.
ЭТАПЫ | ОБОСНОВАНИЕ |
Подготовка к процедуре | |
- Познакомить ребенка (маму) с ходом исследования, установить доброжелательные отношения. | - Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании. |
- Обеспечить спокойную обстановку. | - Ритм дыхания у детей неустойчивый (возрастные особенности - беспокойство, крик способствуют учащению дыхания) хания. |
- Вымыть и осушить руки. | - Обеспечение инфекционной безопасности. |
- Удобно уложить ребенка, чтобы видеть его грудь и живот (желательно, чтобы грудной ребенок спал). | - Обеспечение достоверности результата. |
Выполнение процедуры | |
- Осуществить визуальное наблюдение за движениями грудной клетки и передней брюшной стенки. | - Тип дыхания зависит от возраста ребенка: до 1 года - брюшной тип. 1-2 года - смешанный, с 6 лет - у мальчиков брюшной, у девочек - грудной. |
- Определить тип дыхания, глубину и подсчитать дыхательные движения ровно за 1 минуту. | - Обеспечение достоверности результата, так как у детей дыхание аритмичное. |
- Если визуальный подсчёт дыхательных движений невозможен, то следует положить руку на живот или грудную клетку ребёнка и подсчитать частоту дыханий строго за 1 минуту. Примечание: у маленьких детей для подсчёта дыхательных движений можно использовать мягкий стетоскоп; у ребёнка старшего возраста наблюдение за дыханием проводят незаметно для него, так как он может произвольно менять частоту, глубину и ритм дыхания | - Обеспечение достоверности результатов, так как у детей дыхание аритмичное |
Завершение процедуры | |
- Записать результаты исследования в температурный лист | - Документирование результатов исследования -Обеспечение преемственности |
- Вымыть и осушить руки | - Обеспечение инфекционной безопасности |
|
|