В деловом общении "сверху — вниз", т. е. в отношении руководители к подчиненному, золотое правило этики можно сформулировав следующим образом: "Относитесь к своему подчиненному так, как вь хотели бы, чтобы к вам относился руководитель". Искусство и успе; делового общения во многом определяются теми этическими нормати нами и принципами, которые использует руководитель по отношении к своим подчиненным. Под нормами и принципами имеется в виду то какое поведение на службе этически приемлемо, а какое — нет. Эт! нормы касаются прежде всего того, как и на основе чего отдаютс: распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебна: дисциплина, определяющая деловое общение.
Без соблюдения этики делового общения между рукоиодителем i подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дис комфортно, нравственно незащищенно. Отношение руководителя подчиненным влияет на весь характер делового общения, во много! определяет его нравственно-психологический климат. Именно на это] уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образ цы поведения. Отметим некоторые из них.
|
|
• Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллек
тив с высокими моральными нормами общения. Приобщите ее
трудников к целям организации. Человек только тогда будет чуг
ствовать себя нравственно и психологически комфортно, когл
произойдет его идентификация с коллективом. Вместе с тем кал
дый стремится остаться индивидуальностью и хочет, чтобы ei
уважали таким, каков он есть.
• При возникновении проблем и трудностей, связанных с недс
бросовестностыо, руководителю следует выяснить ее причин!
Если речь идет о невежестве, то не следует бесконечно попрека:
подчиненного его слабостями, недостатками. Подумайте, что в
можете сделать, чтобы помочь ему преодолеть их. Опирайтесь щ.
этом на сильные стороны его личности.
• Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необходил
дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может р
шить, что провел вас. Более того, если руководитель не сдел!
подчиненному соответствующего замечания, то он просто i
выполняет своих обязанностей и поступает неэтично.
• Замечание сотруднику должно соответствовать этическим но
мам. Соберите всю информацию по данному случаю. Выбери
правильную форму общения. Вначале попросите самого сотру
ника объяснить причину невыполнения задания, возможно i
Лекция 7. Проблемы микроэтики
приведет не известные вам факты. Делайте ваши замечания один на один: необходимо уважать достоинство и чувства человека.
• Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.
|
|
• Тогда, когда это уместно, используйте прием "бутерброда" —
спрячьте критику между двумя комплиментами. Закончите разго
вор на дружеской ноте и вскоре найдите время поговорить с че
ловеком, чтобы показать ему, что вы не держите зла.
• Никогда не советуйте подчиненному, как поступать в личных делах.
Если совет поможет, вас скорее всего не поблагодарят. Если не
поможет — на вас ляжет вся ответственность.
• Не обрастайте любимчиками. Относитесь к сотрудникам как к
равноправным членам и ко всем с одинаковыми мерками.
• Никогда не давайте сотрудникам возможности заметить, что вы
не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение.
• Соблюдайте принцип распределительной справедливости: чем
больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.
• Поощряйте свой коллектив даже в том случае, если успех достиг
нут главным образом за счет руководителя.
• Укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства.
Хорошо выполненная работа заслуживает не только •материаль
ного, но и морального поощрения. Не ленитесь лишний раз по
хвалить сотрудника.
• Привилегии, которые вы делаете себе, должны распространять
ся и на других членов коллектива.
• Доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки в
работе. Члены коллектива все равно так или иначе узнают о них.
Но утаивание ошибок — проявление слабости и непорядочности.
• Защищайте своих подчиненных и будьте им преданны. Они отве
тят вам тем же.
• Выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая прежде
всего два фактора: 1) ситуацию, наличие времени для нюансов;
2) личность подчиненного: кто перед вами — добросовестный и
квалифицированный работник или человек, которого нужно под
талкивать на каждом шагу. В зависимости от этого следует выби
рать и этически наиболее приемлемые нормы поведения и фор
мы распоряжения.
Формами распоряжения могут быть: приказ, просьба, вопрос и так
ываемый "доброволец".
Приказ чаще всего следует использовать в чрезвычайной ситуации,
кже в отношении недобросовестных сотрудников.
Просьба используется в том случае, если ситуация рядовая, а отно-
ше между руководителем и подчиненным основано на доверии и
и подчинение
доброжелательности. Такая форма позволяет сотрудникам высказать свое мнение на проблему в том случае, если она по каким-либо причинам не может быть решена. А если соответствующим образом произнести фразу, «> у сотрудника не возникает никакого сомнения, что это приказ.
Форму обращения вопроса ("Есть ли смысл заняться этим?") лучше применять в том случае, когда руководитель хочет вызвать обсуждение, кпк лучше выполнить работу или подтолкнуть сотрудника к тому, что-(ii>i он взял инициативу на себя.
Форма "добровольца" ("Кто хочет это сделать?") подходит для такой ситуации, когда работу не хочет делать никто, но тем не менее она должна быть сделана. В этом случае "доброволец" надеется, что его энтузиазм будет соответствующим образом оценен в дальнейшей работе.
Организации отражают особенности своих руководителей.
Этические обязанности руководителей.
1. Руководители должны быть образцом нравственного поведения. Они
должны жить в соответствии с ценностями, способствующими
процветанию возглавляемых ими организаций.
2. Лидеры ответственны за перспективы возглавляемой ими орга
низации.
3. Лидеры должны постоянно информировать подчиненных о своих
намерениях. Работники ожидают от руководства, что оно будет
предоставлять им всю информацию, необходимую для эф
фективной работы.
4. Лидеры ответственны за формирование слаженно работающего
коллектива, основанного на высоком уровне доверия. Члены кол
лектива должны знать, что они будут вознаграждены за сотруд
ничество с другими людьми на благо фирмы даже в том случае,
если будет казаться, что их собственный вклад уменьшается.
И уж конечно следует вознаграждать их за принятие решений,
соответствующих стратегическим интересам организации.
|
|
5. Руководители отвечают за создание обстановки, поощряющей
развитие личности и творчество.
Приведем ряд черт, присущих хорошим подчиненным. Хорошие подчиненные:
1) в отношении с начальством создают атмосферу взаимного стрем
ления к выполнению поставленной задачи;
2) достаточно уверены в себе, чтобы спорить с начальником и быть
корректными оппонентами;
3) исполняют приказы начальника, не становясь при этом раболеп
ными;
4) вносят свой опыт, умение и знания в работу коллектива, не стре
мясь занять место других его членов;
132 Лекция 7. Проблемы микроэтИ
5) верны своему начальнику и целям, стоящим перед коллективе!
в то же время сохраняя способность трезвой оценки и констру^
тивной критики;
6) уходят, когда становится очевидным, что они больше не Morj
поддерживать ценности и цели организации либо ее руководи
теля.
Использование мотивации сотрудников и проблема манипулировать Три критерия могут помочь правильно оценить средства мотивации.
1. Люди, призывающие других к действиям, должны апеллиронат
к благородным побуждениям.
2. Руководители не должны скрывать используемых ими способе!
управления мотивацией, ибо скрытые формы тождественны м«М
нипулированию. Если люди, на которых оказывается влияние,]
остаются в неведении о нем, значит, эти способы неправомерны j
и нечестны.
3. Правильные методы поощряют людей к активному выбору, по
могая в каждом конкретном случае выявить альтернативы, ни
рианты, возможности. Они также способствуют принятию сме
лых решений. Манипуляция настолько тесно связана с результа
том, что у тех, кто находится под ее воздействием, нет иного
выбора, как смириться с нею.
Приведем несколько вопросов, которые руководители могут использовать для оценки качества осуществляемого ими руководства:
|
|
• развивают ли руководимые мной люди свои способности?
• растет ли их способность принимать решения и брать на себя от
ветственность?
• учатся ли они сотрудничать со своими коллегами?
• участвуют ли они в принятии решений?
• чувствуют ли они мое поощрение и поддержку?
• помогает ли им мое руководство стать лучше и работать более
производительно?
Если вы ответите на эти вопросы положительно, вы хороший руководитель.