Способы повышения этического уровня организации

В последнее время значительное внимание уделяется этическим про­блемам, возникающим у людей на рабочем месте. До середины 70-х го­дов, несмотря на крупнейшие скандалы, связанные с противозакон­ным ценообразованием в компании General Electric и принятием безответственных, но сознательных решений по выпуску опасных для жизни транспортных средств американской автомобильной промыш­ленностью, симпатии разных слоев общества разделились между двумя лагерями: с одной стороны, защитники интересов потребителей и ис­следователей, которые обвиняют бизнесменов и правительство в рас­пространении неэтичных отношений, а с другой — те, кто защищает бизнесменов и правительство от первых.

В тот период, который стал называться постуотергейтской эры, было вскрыто огромное количество фактов противозаконных действий и коррупции в правительстве и деловых кругах США: в военно-промыш­ленном комплексе Пентагона, в Конгрессе при распределении фи­нансовых и любых других средств, в медицинской промышленности, в инвестиционных фирмах и страховых компаниях, в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей, автомобильной, табачной промышленно­сти, во внешней торговле — если говорить только о самых крупных скандалах и самых вопиющих фактах. Помимо всех прочих последствий в связи с вышеуказанным с особой остротой встала и проблема соблю­дения самых элементарных этических норм в бизнесе. Правительство и деловые круги в такой ситуации были вынуждены предпринять хотя бы некоторые шаги для спасения своей столь сильно подорванной репута­ции. Консультационные (так называемые консалтинговые) фирмы ста­ли помещать в большинстве промышленных журналов свою рекламу о проведении семинаров и тренинговых мероприятий по улучшению морального климата в организациях.


Однако многое из того, что широко обсуждается и доходит до дело-|1ых людей и организаций, крайне мало помогает решить те этические проблемы, с которыми сталкиваются люди на рабочем месте. Приве­дем пример наиболее типичной ситуации такого рода. Центр этических ресурсов (Ethics Resource Center) был основан организацией American Viewpoint, Inc., занимающейся распространением книг в жанре пам­флетов, а также проводящей семинары, которые должны внушить аме­риканцам (в особенности бизнесменам) необходимость быть более этич­ными. Судя по распространяемой ею литературе, главный мотив ее деятельности — сохранить систему свободного предпринимательства. Организация считает, что системе экономической свободы угрожают (а не порождены ею) растущая бесчестность, подкупы, взятки и том> подобные явления. Представители American Viewpoint утверждают, что, если эти явления не будут регулироваться соблюдением норм мо­рали, борьбу с ними может взять на себя государство и при этом буду! потеряны все экономические свободы. Однако в свете всего вышеска-шнного и всех вышеперечисленных фактов становится очевидным, чтс убежденность в том, что необходимо любыми путями избегать государ ственного регулирования экономики и что обязательно надо сохранят] систему свободного рынка, становится в высшей степени сомнитель пой и оказывается под большим вопросом. Но помимо концентраци! па этических темах, какие ответы на этические вопросы предлагаюто такими организациями, как American Viewpoint.

Если считать, что бизнесмены уже знают, какой тип поведени: мнляется правильным, а какой неправильным, то в некоторых случая принятие решения относительно того или иного поступка являете: крайне трудным. Иногда они считают, что в данный момент поступаю правильно, но впоследствии оказывается, что они ошиблись. Возмож по, ранее они считали свой поступок правильным в силу того, чт in кие поступки совершались очень часто, имеются свидетельства тоге ч ю люди просто не осознают этичности или неэтичности своих поступ иш.

В литературе, распространяемой вышеупомянутой организацией, дл определения правильности поступков применяются такие критери> как закон, совесть и Бог, которые очень трудно применить на практи кс, когда человек оказывается в по-настоящему трудной и ответствен пой ситуации и должен быстро принять верное во всех отношения решение. И это только один пример популярной литературы, в коте рой поднимаются проблемы этики бизнеса, и он типичен по свое неспособности ответить на большинство вопросов по этой проблем' HIK как она очень глубокая и на ней базируется работа любой организ; нии. Весьма похвально внимание таких организаций, как вышеупом;



Лекция 6. Корпоративная культура и корпоративная этика


Способы повышения этического уровня организации




нутая, к столь важной проблеме, но важнейшей частью просветитель­ской работы должно стать обсуждение и исследование конкретных дей­ствий для конкретных людей, когда они оказываются перед необхо­димостью решать этические проблемы.

В целях повышения этичности поведения руководителей и рядовых сотрудников можно использовать следующие мероприятия и методы:

этические кодексы описывают систему общих ценностей и пра­
вил этики, которых, по мнению организации, должны бы придер­
живаться ее работники. Этические нормативы разрабатываются с
целью описания целей организации, создания нормальной этич­
ной атмосферы и определения этических рекомендаций в про­
цессе принятия решений. Обычно организации доводят этиче­
ские нормативы до своих работников в виде печатных материа­
лов;

"карты этики " — набор этических правил и рекомендаций, кон­
кретизирующих этический кодекс корпорации для каждого со­
трудника компании. Они содержат также имя и телефон консуль­
танта компании по этическим вопросам. Данный метод активно
применяется в японских компаниях;

комитеты по этике. Одни организации создают постоянные ко­
митеты по этике для оценки повседневной практики с точки зре­
ния этики, почти все члены таких комитетов — руководители
высшего уровня; другие не создают таких комитетов, но нанима­
ют специалиста по этике бизнеса, называемого адвокатом по этике.
Роль такого адвоката — выработка суждения по этическим воп­
росам, связанным с действиями организации, а также выполне­
ние функции "социальной совести" организации;

социальные ревизии предложены для оценки и составления отче­
тов о социальном влиянии действий и программ организации. Сто­
ронники социальной ревизии полагают, что отчеты такого типа
могут свидетельствовать об уровне социальной ответственности
организации;

обучение этичному поведению. Еще один подход, используемый
организациями для повышения показателей этичности поведе­
ния, — обучение этичному поведению руководителей и рядовых
сотрудников. При этом работники знакомятся с этикой бизнеса,
что повышает их восприимчивость к этическим проблемам, ко­
торые могут перед ними возникнуть. Встраивание этики как пред­
мета в курсы обучения управления персоналом и государствен­
ному управлению является еще одной формой обучения этичному
поведению, благодаря чему обучающиеся начинают лучше пони­
мать эти проблемы;


этическая экспертиза представляет собой всесторонний анализ
конкретного аспекта деятельности организации (или конкретно­
го проекта), которая вызывает обеспокоенность высшего руко­
водства, персонала или общественности и может повлиять на
имидж и перспективы организации. Результатом такой эксперти­
зы становится система предложений, направленных на улучше­
ние морального климата и моральной респектабельности орга­
низации, а также внесение коррективов в практику деятельности
организации (или ее конкретных проектов);

этическое консультирование проводится тогда, когда проблемы
организации не могут быть решены силами самой организации
(или в ней отсутствуют соответствующие структуры) из-за слож­
ности и противоречивости ситуации, связанной с конкретными
моральными дилеммами, для чего приглашаются компетентные
независимые специалисты по этике бизнеса со стороны.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение корпоративной этики и корпоративной культуры.

2. Назовите типы корпоративных культур и дайте краткую характеристику
каждой.

3. Как отличаются этические стандарты на рабочем месте от общеприня­
тых этических стандартов?

4. В чем состоит сложность решения этических проблем на работе?

5. Какие меры используются организациями для повышения этического
уровня руководства и сотрудников?

Вопросы для обсуждения

1. Найдите в текущей прессе или приведите из собственной практики при­
меры, характеризующие моральное состояние современного бизнеса в
России и СНГ.

2. С какими моральными проблемами вам приходится чаще всего сталки­
ваться на работе?

3. Можете ли вы выделить основные ценности и принципы, которые куль­
тивируются в вашей организации? Являются ли они общими для всех
сотрудников? Чем они отличаются от ценностей и принципов универ­
сальной этики?

4. К какому типу принадлежит культура вашей организации? Есть ли у вас
на работе традиции, которые сознательно поддерживаются? В чем они
состоят? Как влияют на вас?

5. Как вы оцениваете нравственный уровень вашей организации в целом?
Считаете ли вы его недостаточно высоким? Какие меры по его повыше­
нию вы могли бы предложить? Что мешает вам это сделать?


108 Лекция 6. Корпоративная культура и корпоративная этика

Литература

1. Рюттингер Р. Культура предпринимательства. М, 1992.

2. Шепель В.М. Управленческая этика. М., 1989.

3. Шижирев П.И. Этические принципы ведения дел в России. М., 1999.

4. Cederbtom J., Dougherty C.J. Ethics at Work. Wadsworth, 1990.

5. Fridman A/., Fridman R. Free to Choose. Aven Press, 1980.

Приложение

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС КОРПОРАЦИИ PROCTER & GAMBLE (P&G)

ДЕКЛАРАЦИЯ ЦЕЛИ КОМПАНИИ

Производить товары наивысшего качества и ценности для максимального удовлетворения запросов покупателей во всем мире.

Достижение этой цели требует создания организации и условий работы, привлекающих самых достойных людей, обеспечивающих наиболее полное развитие их талантов, свободный и вдохновенный труд на благо процветания дела, сохранение и развитие исторических принципов честного отношения к труду и правильных действий.

Путем успешного применения наших принципов мы сможем добиться лидирующего положения наших товаров на рынке по доле и прибыли, что приведет к процветанию общего дела, рабочих и служащих, акционеров и обществ, где мы живем и работаем.

1. Соблюдение сотрудниками P&G законов и правил деловой этики и пове­дения. Компания P&G ожидает и требует от своих сотрудников во всех стра­нах мира соблюдения всех законов и принципов, относящихся к деятельности компании. В связи с этим мы направляем вам экземпляр настоящих Правил, в котором в сжатой и доступной форме изложены принципы поведения сотруд­ников P&G. У своего непосредственного начальника вы можете получить эк­земпляр более полного свода Правил, а также конкретные документы, отно­сящиеся к вашим непосредственным обязанностям. Каждый сотрудник должен знать и понимать организационно-правовые требования, предъявляемые к его должности, и информировать руководство, если он считает, что допущено нарушение закона или основных принципов деятельности P&G.

На сотрудников, допускающих нарушения закона или основных принци­пов деятельности P&G либо действующих вопреки полученным ими реко­мендациям юристов, налагаются дисциплинарные взыскания вплоть до уволь­нения.

Каждый работник обязан оберегать престиж и честное имя P&G. Если вы считаете, что какой-либо сотрудник компании (включая работающих непол­ный рабочий день и временных сотрудников), консультант или работающий по контракту нарушает закон или принципы деятельности P&G, вы обязаны довести это до сведения вашего руководства. Если по какой-либо причине вы не желаете обсуждать этот вопрос с вашим руководством, то вам необходимо


Приложение. Этический кодекс корпорации Procter & Gamble (P&G) 109

обратиться в (а) Отдел безопасности компании, (Ь) к любому руководящему сотруднику Отдела по работе с персоналом или (с) к любому юрисконсульту

P&G.

При желании сохранить анонимность вы можете позвонить по нашему бес­платному телефону "Горячая линия P&G". Все бесплатные телефонные линии работают круглые сутки, и звонки принимаются внешней организацией "Alertline". Для того чтобы выйти на "Alertline", необходимо сначала вызвать оператора AT&T. Номер AT&T для вашего места работы — 155-5042. Посл< соединения попросите оператора набрать телефон "Alertline" 800-683-3738. Если вы желаете сохранить анонимность, то можете не называть свою фамилию Однако мы просим вас предоставить достаточно информации для проведенш действенного расследования по вашему сообщению.

Если вы считаете нужным назвать себя при сообщении о каких-либо дей­ствиях, которые, по вашему мнению, имеют противоправный характер, т< вам необходимо помнить, что в компании категорически запрещены любьи запугивания или преследования со стороны руководителей или коллег. Есте ственно, если вы сами нарушили какой-либо закон или принцип деятельное ти компании, то несете личную ответственность за свои действия.

2. Этические принципы. В Декларации цели нашей компании указывается что P&G стремится неукоснительно соблюдать все законы и выполнять пра вила, существующие там, где мы осуществляем свою деятельность. Компани ожидает, что вы изучите правовые положения и принципы, относящиеся вашей работе в P&G, и будете трудиться с безупречной честностью и добросо вестностью. Это является неотъемлемой частью вашей работы в компании.

Совершенно очевидно, что некоторые стороны предпринимательской де ятельности не регламентируются законами, а требования, изложенные в oi дельных законах и правилах, значительно уступают тем, которые P&G устг навливает для самой себя. В этих случаях до принятия какого-либо решения в должны поставить перед собой следующие вопросы:

• будет ли мой поступок "наилучшим в данной ситуации"?

• выдержат ли мои действия публичную огласку?

• будут ли мои действия способствовать укреплению репутации P&G кг
компании с высокими этическими принципами?

Если на эти вопросы нельзя безоговорочно ответить "да", не делайте тог что вы собирались сделать.

3. Политика в отношении конфликта интересов. Политика компании в о ношении возможного конфликта интересов основывается на том принцип что при принятии сотрудником решений по деловым вопросам он долж! руководствоваться исключительно интересами P&G. При этом сотрудник: должен принимать во внимание какие-либо личные или семейные соображ кия, которые могут явным или неявным для него образом повлиять на е суждения о том, какие действия в наибольшей степени соответствуют интег

сам компании.

Конфликт интересов может возникнуть, если у сотрудника P&G есть ли пая или семейная финансовая или иная заинтересованность в какой-либо ин организации, которая может получить выгоду от решений, принимаемых эт:


О Лекция 6. Корпоративная культура и корпоративная этика

>трудником при исполнении им служебных обязанностей; либо от осведом-:нности сотрудника относительно действий компании или ее планов на бу-гшее.

Каждый сотрудник обязан избегать внешних финансовых или иных свя-й, которые могли бы отрицательно сказаться на интересах P&G, создать сдвоенность в его отношении к компании или ее интересам и препятство-.ть эффективному выполнению им служебных обязанностей, а также стать шчиной возникновения конфликта интересов.

В качестве руководства ниже указываются области, в которых сотрудники fcG могут с наибольшей вероятностью столкнуться с конфликтом интере-•в. Каждый сотрудник P&G должен руководствоваться приведенным ниже речнем применительно к самому себе и считать это одной из своих важней-их задач. В случае вероятного возникновения конфликта интересов этот воп-'С необходимо обсудить с непосредственным начальником, который затем ^консультируется с юридическим отделом. Надлежащее информирование и ссмотрение устранят опасность возникновения конфликта или укажут воз-1жные способы его решения. При возникновении сомнений обращайтесь за нсультацией.

а) Вложение денежных средств. Как правило, сотрудник и его ближайшие дственники не должны иметь имущественной или финансовой заинтересо-нности в деятельности какой-либо конкурирующей компании или же в де-гльности фирмы, поставщика или заказчика, с которыми данный сотруд-:к взаимодействует в ходе своей работы. Номинальная доля участия в кой-либо зарегистрированной компании, в том числе в форме портфельных вестиций, а равно небольшая косвенная доля участия при посредстве инве--шионного фонда или трастовой компании обычно не считаются конфлик-и интересов при условии, что это не сказывается на работе сотрудника, йствующего от имени P&G. Сотрудник, который участвует в приобретении кого-либо товара для компании или же непосредственно связан с такими гупками, не должен лично заниматься торговлей этим товаром.

Ь) Исполнение служебных обязанностей в компании или внеслужебная пред-чнимательская деятельность. Сотрудники P&G должны с полной отдачей 5отать на благо компании. Сотрудникам не разрешается иметь посторонние ювые интересы, которые отвлекали бы существенную часть их времени или нмания от выполнения должностных обязанностей в P&G или каким-либо ым образом отрицательно сказывались на деятельности P&G. с) Развлечения/подарки. Ни при каких обстоятельствах вы не имеете права инимать в связи с вашей работой какие-либо приглашения на развлечения, гешествия, спортивные мероприятия, а также принимать подарки, билеты, мченный отдых, личные подношения в денежной форме и т. д. Действия:ого рода могут быть расценены другими лицами как принятие олределен-•о обязательства со стороны P&G и вовлечь вас в конфликт интересов. Ко-шо, это не относится к таким малоценным предметам, как дешевые ручки салендари. Кроме того, как в связи, так и вне связи с деловой встречей рудник P&G может время от времени принимать билеты на развлекатель-е мероприятия, если он платит за них сам. Допустимы также деловые встре-в ресторанах при условии, что в некоторых случаях сотрудник P&G опла-


 

Нриложение. Этический кодекс корпорации Procter & Gamble (P&G)

чнпает счет. За исключением этого ограниченного перечня случаев, никаких иных личных подарков принимать от посторонних лиц не следует.

d) Выполнение служебных обязанностей/ предпринимательская деятельность
родственников.
Если супруг (а) или близкий родственник сотрудника P&G
работает в какой-либо компании, являющейся заказчиком, поставщиком или
конкурентом P&G, либо владеет такой компанией, то данному сотруднику не
следует участвовать в принятии решений, касающихся деловых отношений
I'&G с такой компанией. Сотрудник не должен также обсуждать с этими ли­
цами конфиденциальные действия P&G и знакомить их с конфиденциальны­
ми документами или материалами P&G. Если у сотрудника есть близкий род­
ственник, также являющийся сотрудником компании, то данный сотрудник
не должен иметь возможности оказывать какое-либо воздействие на решения
относительно работы своего родственника, например на его назначения по
службе, повышение заработной платы и т. д.

e) Поставка товаров и услуг для P&G. Конфликт интересов также может
иозникнуть в том случае, если сотрудник P&G или его родственник поставля­
ет товары и услуги для компании в качестве независимого поставщика. Анало­
гичным образом личная или семейная заинтересованность в деятельности по­
ставщика может привести к возникновению конфликта интересов, если
сотрудник имеет возможность оказывать воздействие на решения какой-либо
фирмы, даже если он и не участвует непосредственно в деловых отношениях
I'&G с данной фирмой. Как правило, необходимо избегать возникновения
подобных ситуаций и во всех случаях испрашивать предварительную санкцию
компании.

4. Конфиденциальная или являющаяся собственностью компании информа­ция. В процессе своей работы в компании P&G сотрудник будет сталкиваться е информацией и материалами, имеющими конфиденциальный характер. Мно-i ие из этих информационных материалов должны рассматриваться как ком­мерческая тайна. Их защита от несанкционированного доступа жизненно важ­на для успеха деятельности компании в будущем и, таким образом, может иметь существенное значение для сохранения рабочих мест всех сотрудников.

При поступлении на работу в P&G, как, впрочем, и в любую иную ком­панию, новый сотрудник принимает на себя этическое и правовое обязатель­ство не разглашать конфиденциальную или представляющую коммерческую глину информацию, даже если в дальнейшем он примет решение уйти из данной компании. Суды уже давно считают такую информацию собственнос­тью компании и полностью признают отношения взаимного доверия и лояль­ности, существующие между работодателем и его служащими. Аналогичным образом если сотрудник ранее работал в иной организации, он должен осоз­навать, что не имеет права разглашать конфиденциальную информацию пре­дыдущего работодателя.

Для сотрудника, которому доверена конфиденциальная информация, наи-(шлее надежный и по сути дела единственный гарантированный способ избе­жать ее случайного разглашения является твердое решение не обсуждать ее в общественных местах. Такая информация не должна обсуждаться с кем-либо, •in исключением сотрудников P&G, которым она необходима для выполнения служебных обязанностей. Следует также воздерживаться от обсуждения подоб­ной информации с членами семьи, так как это обсуждение налагает на них



Лекция 6. Корпоративная культура и корпоративная этикя


Приложение. Этический кодекс корпорации Procter & Gamble (PAG)




обязательство хранить эту информацию в тайне. К тому же они могут не пони­мать причин такого запрета. Кроме того, нельзя ожидать, что эти лила будут помнить, что именно не следует разглашать.

Все сотрудники компании должны хорошо знать и соблюдать правила бе­зопасности, созданные для защиты конфиденциальной информации от раз­глашения. Это самый действенный способ избежать случайного раскрытия кон­фиденциальной информации.

5. Поведение на рабочем месте. Наша принципиальная политика заключа­ется в том, что мы относимся ко всем нашим коллегам в компании с уважени­ем. Компания стремится создать на работе безопасные, здоровые и стимулиру­ющие высокую производительность труда условия. Каждый сотрудник несет личную ответственность перед коллегами и компанией за содействие в устра­нении причин и обстоятельств, подрывающих такие условия и отрицательно сказывающихся на обстановке в коллективе.

P&G руководствуется правилом приема на работу на основе оценки про­фессиональных качеств кандидатов и с учетом требований, предъявляемых к данной должности. Более того, необходимо всемерно стремиться к тому, что­бы все кандидаты имели равные возможности при поступлении на любую ра­боту на любом должностном уровне.

P&G ожидает, что при приеме на работу каждый сотрудник будет поддер­живать компанию в ее стремлении создать равные условия для всех кандидатов. P&G берет на себя обязательство соблюдать все действующие законы и пра­вила в отношении равных возможностей при приеме на работу, недопущения дискриминации и соблюдения иных положений трудового законодательства. Для успеха своей деятельности P&G считает необходимым, и это являет­ся нашей политикой, создавать на своих предприятиях моральный климат, который полностью исключил бы не только дискриминацию, но и любые преследования или запугивание по причине расы, цвета кожи, религии, пола, возраста, национального происхождения, гражданства, сексуальных склон­ностей или физической неполноценности. Сотрудникам рекомендуется инфор­мировать свое руководство о любых проблемах или конфликтах такого рода, Непременным условием работы каждого сотрудника в компании является не­допущение подобного поведения. При нарушении этого правила принимаются строгие дисциплинарные меры воздействия, вплоть до увольнения.

Не допускается нахождение на рабочем месте в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, так как это может поставить под угрозу безо­пасность труда. Должны быть приняты надлежащие меры для недопущения того, чтобы употребление сотрудниками алкоголя или наркотических средств оказывало отрицательное воздействие на безопасность и успешное ведение нашего бизнеса.

P&G преисполнена решимости создать на работе обстановку, в которой будут исключены любые преследования по причине расы, пола, цвета кожи, религии, происхождения, возраста, сексуальных склонностей, физической неполноценности или любых иных качеств, не влияющих на выполнение дол­жностных обязанностей. Категорически запрещаются какие-либо действия любого сотрудника P&G по отношению к другому сотруднику, заказчику или поставщику, которые могут быть квалифицированы как преследование, вне


шписимости от того, где такие действия имеют место. Такая политика, вклю­чил нижеследующие положения, должна быть разъяснена всем сотрудникам.

Преследованием является поведение, ущемляющее достоинство какого-иибо лица и имеющее характер оскорбления, в случаях, когда человек, отда­ющий себе отчет в своих действиях, понимал бы, что его поведение вызывает шрицательную реакцию. Такое поведение может сказываться на способности нотрудника в максимальной степени проявить свои возможности на работе в (лмпании или же может создать в коллективе обстановку вражды.

Если сотрудник считает, что является объектом преследования, ему реко­мендуется незамедлительно информировать об этом компанию с целью воз­буждения расследования и принятия соответствующих мер. При возникнове­нии такой ситуации сотрудник может по своему усмотрению поставить в (Шестность своего непосредственного начальника, руководителя на следую­щем должностном уровне или же сотрудника отдела по работе с персоналом. P&G оперативно проведет тщательное расследование любых заявлений о пре-глсдовании, примет в случае необходимости действенные меры и защитит сотрудника от мести или иных враждебных действий по причине обоснован­ной жалобы.

Такая политика означает, что для каждого сотрудника непременным усло-нием работы в компании является недопущение действий, квалифицируемых как преследование. Если в нарушение этой политики имеют место действия idKoro рода, эти действия рассматриваются исключительно как поступок ви-ноиного сотрудника, а не какая-либо акция, осуществленная P&G либо от ее имени. При нарушении этого правила в необходимых случаях принимаются сгрогие меры дисциплинарного воздействия, вплоть до увольнения. В отдель­ных случаях виновный сотрудник будет обязан возместить соответствующие штраты компании или понесет материальную ответственность, определенную судом.

Каждый сотрудник P&G обязан поставить администрацию в известность

0 ситуациях, в которых на месте работы возникают или могут возникнуть акты
ннсилия, и, в частности, о применении силы или угроз применения силы i
нпюшении сотрудников, а равно о действиях, которые могут повлечь за собой
имущественный ущерб. Руководители должны оперативно и действенно реа-

1 ировать как на сообщения такого рода, так и на предупреждения сотруднике!
относительно возможных актов насилия. В указанных ситуациях для действен­
ного урегулирования таких инцидентов должны также незамедлительно при-
нлскаться служба безопасности и отдел по работе с персоналом (отделенж
i рудовых отношений).

Если руководству становится известно о ситуации, в которой вероятнь икты насилия, оно должно принять надлежащие предупредительные меры дл) устранения или сведения к минимуму возможности таких действий. При это» руководители должны действовать таким образом, чтобы не допустить ушем пения профессионального и личного достоинства своих подчиненных и в осо Ценности избегать любых провоцирующих действий, которые вместо ликвида нии конфликтной ситуации могут привести к ее обострению.

Любой человек, который угрожает насилием или же фактически примени BI силу в помещениях, принадлежащих P&G, должен быть как можно быстре удален из этих помещений (но с учетом обшей безопасности сотрудников)





114 Лекция 6. Корпоративная культура и корпоративная этим

не должен допускаться в эти помещения P&G вплоть до завершения рассле­дования соответствующего инцидента.

б. Подкуп в коммерческих отношениях. Во многих странах, и в том числе и США, подкуп в коммерческих отношениях является противоправным актом и карается как уголовное преступление. Выплата каких-либо сумм или дача взя­ток лицам, находящимся на службе у заказчиков либо поставщиков P&G, л равно получение взяток или принятие денежных сумм сотрудниками Р&О влечет за собой строгие дисциплинарные меры в отношении виновного со стороны компании, вплоть до возбуждения уголовного дела. Даже в тех стра­нах, где подобные действия с формальной точки зрения могут и не считаться противоправными, компания их категорически запрещает. В условиях конку­ренции P&G всегда должна действовать честно и прежде всего полагаться на высокое качество своей продукции.

7. Политика в отношении безопасности труда, охраны здоровья и защиты окружающей среды. P&G соблюдает все действующие законы и правила, от­носящиеся к нашей продукции и деятельности. Нарушения законов влекут за собой личную и корпоративную ответственность и могут поставить компанию перед необходимостью возмещения убытков. Сотрудники P&G должны знать законы, которые регламентируют их деятельность, и выполнять их, используя все надлежащие средства, имеющиеся в распоряжении компании. Более того, каждый сотрудник должен знать и соблюдать в своей повседневной работе правила безопасности труда и охраны окружающей среды.

Сотрудники, в обязанность которых входит оценка безопасности наших продуктов, должны принимать все возможные меры для того, чтобы характе­ристики продуктов, их изготовление, а также оценка результатов исследова­ний соответствовали наивысшим профессиональным и научным стандартам, а компания и потребители были уверены в полной безопасности нашей про­дукции.

Не менее важно, чтобы при оценке безопасности изделий руководители и разработчики учитывали все имеющиеся мнения. Руководители должны избе­гать действий, препятствующих свободному обмену мнениями или направ­ленных на его ограничение. Ниже излагаются основные принципы, которыми мы руководствуемся при осуществлении мероприятий по обеспечению безо­пасности нашей продукции:

• наши изделия должны быть безопасны для людей и окружающей среды
при условии их правильного использования в предусмотренных целях;
программа испытания предлагаемых покупателям изделий должна га­
рантировать их безопасность;

• наши программы должны опираться на все более глубокое научное изу­
чение продуктов и их компонентов. Для того чтобы в наших исследо­
ваниях и оценке безопасности продукции учитывались наиболее про­
фессиональные научные заключения, в том числе и критические,
необходимо привлекать к этой работе независимых экспертов, как со­
стоящих, так и не состоящих на службе в компании;

P&G взяла, на себя обязательство выполнять все законодательные и
нормативные требования в отношении разработки и маркировки изде­
лий или же вводить еще более жесткие внутренние нормативы.


 

Приложение. Этический кодекс корпорации Procter & Gamble (P&G)

P&G традиционно стремится к созданию на всех своих предприятиях в («пличных странах мира безопасных условий работы и экологически чистой (шОочей среды. Эта политика обеспечивается соблюдением внутренних норма-ппшых требований, действующих на всех предприятиях. Эти требования не-црдко превышают по своей жесткости дух и букву местных законов и правил. 1'нбота по поддержанию таких условий ведется на предприятиях в рамках про-1|ммм по охране окружающей среды, в осуществлении которых участвуют спе­циалисты юридического, инженерного и производственного отделов.

Политика P&G, направленная на создание благоприятной экологической •(Остановки на всех предприятиях компании в различных странах, предусмат-|1Ипает, что мы будем непрерывно стремиться к улучшению условии, в кото­рых работают наши сотрудники. Для достижения этой цели P&G проводит «недующую политику:

• выполнение требований всех законов и правил или еще более жестких
нормативов;

• обеспечение безопасности производственной деятельности наших ра­
ботников, работников соседних предприятий, а также на территориях,
прилегающих к нашим производственным объектам;

• уменьшение или полное устранение отрицательного воздействия нашей
производственной деятельности на окружающую среду;

• оценка нашей работы по охране окружающей среды, ставя своей целью
ее непрерывное совершенствование;

• предоставление заказчикам конкретной информации относительно воз­
действия наших производств на окружающую среду;

• обеспечение понимания нашими сотрудниками правил охраны окружа­
ющей среды и их выполнения в ходе повседневной деятельности;

• подготовка рабочих нормативов, программ и материально-технических
средств, необходимых для реализации этой политики.

Ответственность за нарушение экологических нормативов. Как указано в Принципах экологической политики, определяющим в этой деятельности яв­ляется соблюдение соответствующих законов, что составляет наиболее важ­ную задачу экологических программ P&G. Компания обеспечивает строгое со-Олюдение законов независимо от того, как их выполнение контролируется местными органами. При выявлении каких-либо отклонений от требований 1ИКОНОВ необходимо направлять о них надлежащие уведомления, и незамед-пительно устранять эти отклонения еще до того, как они приобретут серьез­ный характер. Руководители предприятий должны разрабатывать и осушеств-Ш1ть план мероприятий на будущее, обеспечивающий соблюдение соответ­ствующих нормативов. При отсутствии надлежащих законодательных норм или и случаях, когда зашита окружающей среды должна осуществляться в поряд­ке, не регламентированном законом, наши предприятия должны принимать меры для обеспечения безопасности своей производственной деятельности для соседних предприятий и районов, а также для окружающей среды.

С целью создания условий, обеспечивающих соблюдение экологических нормативов в долгосрочном плане, подразделения P&G во всех странах раз­работали производственные стандарты и типовые методики, в частности:


 

Лекция 6. Корпоративная культура и корпоративная этик»

• определяющие ответственность исполнителей на местах, на региональ­
ном уровне и в центре, предусматривающие наличие на каждом пред­
приятии квалифицированного специалиста по вопросам экологии, я
также необходимую подготовку сотрудников и персонала подрядчиков,
работающих на местах;

• обязывающие предприятия контролировать объем выбросов и обеспо-1
чивать удаление отходов экологически безопасным способом;

• обязывающие предприятия иметь средства, обеспечивающие миними­
зацию вреда от случайных выбросов и (или) утечек, и разрабатывать I
специальные планы мероприятий по недопущению опасных ситуаций;

• обязывающие предприятия ежегодно проводить обследования и(или)
оценки основных факторов риска и разрабатывать целевые планы повы­
шения экологической безопасности с учетом таких факторов, как отхо­
ды, затраты, долгосрочные риски и функциональные возможности сис­
тем.

Каждые полгода производится оценка экологических мероприятий, осу­ществляемых как на региональном уровне, так и в масштабе всей компании, о чем представляется отчет руководству. Благодаря такой системе обеспечивает­ся разработка соответствующих планов совершенствования и выделение ре­сурсов, необходимых для их реализации.

Привлечение к уголовной ответственности за нарушения законов охраны окружающей среды стало сейчас весьма распространенным явлением. Для со­блюдения этих законов государственные органы всех уровней широко исполь­зуют практику привлечения предприятий и их сотрудников к судебной ответ­ственности. В некоторых случаях даже неуведомление о каком-либо факте, создающем угрозу окружающей среде, может повлечь за собой строгую уго­ловную ответственность. Помимо штрафов, взыскиваемых по уголовным де­лам, и тюремного заключения нарушения природоохранного законодатель­ства могут повлечь за собой большие штрафы по гражданским искам.

8. Честность в отношениях с заказчиками и поставщиками. P&G ставит перед собой задачу производить товары наивысшего качества и потребитель­ской ценности для максимального удовлетворения запросов покупателей. Ус­пех нашей деятельности зависит от создания благоприятных отношений с на­шими заказчиками, основанных на добросовестности, соблюдении этических норм и взаимном доверии. P&G осознает, что у наших заказчиков имеются индивидуальные потребности и запросы, которые создают превосходные воз­можности для успешного взаимодействия на благо обеих сторон.

В своих взаимоотношениях с поставщиками в любой стране мира компа­ния руководствуется принципами честности, справедливости, взаимного ува­жения и отсутствия дискриминации. P&G стремится создать систему всесто­ронней поддержки поставщиков, способствующую общему процветанию, а также долгосрочному сотрудничеству на прочной основе.

Все сотрудники, которые взаимодействуют с уже существующими или потенциальными поставщиками, вне зависимости от того, осуществляется ли такое взаимодействие периодически или эпизодически, непосредственно либо через третьих лиц, должны руководствоваться политикой компании в


Приложение. Этический кодекс корпорации Procter & Gamble (P&G) II

отношении конфликта интересов (раздел 3), а также нижеследующими m

ложениями:

а) приобретение материалов и услуг производится на основе оценки npi имуществ предложений (с учетом их общей стоимости) конкурирующих п<

етавшиков;

о) все переговоры с уже имеющимся или возможным поставщиком долэ ны ограничиваться исключительно потребностями компании, а также мат риалами/услугами, предлагаемыми данным поставщиком либо запрашива мыми у него. Никакого обсуждения взаимоотношений компании с инь» поставщиками в настоящем или будущем не допускается;

c) компания не практикует и не одобряет принцип взаимности во взаим
отношениях с поставщиками по любому направлению нашей деятельное!
Материалы и услуги, необходимые компании, приобретаются исключитель:
на основе их качества; продукция, реализуемая компанией, также предлагае
с» исключительно на той же основе;

d) сотрудники P&G, принимающие решения относительно закупок,
должны обращаться к действующим или потенциальным поставщикам от име
благотворительных, общественных или иных организаций с просьбами о п{
«оставлении денежных пожертвований или иных услуг.

9. Достоверность учетной документации компании. Вся документация i иосительно деловой активности компании должна быть точной, достоверн и полной без каких-либо ограничений или оговорок. Это означает, что дос: иерность любой документации определяется как ее фактической точност! тк и этической оценкой и соответствием этическим нормам.

Сотрудники P&G, участвующие в подготовке, оценке и ведении докум(тции компании, должны помнить, что компания придает достоверности с: ей документации первостепенное значение. Все сотрудники должны также у швать, что компания не допускает и не санкционирует наличия какого-л) фонда денежных средств, который не отражен в бухгалтерской документам и не зависимости от целей, для которых эти средства могут быть предназна иы. Это означает, без всяких исключений, что все средства компании долж Оыть отражены в официальной учетной документации компании и что каж проводка и счет должны быть точно и полно определены по своему характ

и назначению.

Компания категорически не допускает сокрытия каких-либо плате; посредством их проведения через бухгалтерские книги и счета третьих ли! и частности, агентов или консультантов.

Подразделения P&G во всех странах обязаны соблюдать все местны государственные законоположения в отношении точного и полного веде бухгалтерских книг и документации компании.

При ведении учетной документации, так же как и при исполнении и обязанностей, сотрудники должны действовать честно, объективно и до{ совестно. Добросовестность предполагает, что сотрудник ни при каких обе-(ельствах не должен соглашаться на участие в противоправных или неэтич действиях. Никаких оправданий для создания умышленно искаженного шюдящего в заблуждение учетного документа компании быть не может.



Лекция 6. Корпоративная культура и корпоративная этика


Приложение. Этический кодекс корпорации Procter & Gamble (P&G)




10. Правительство как заказчик. Продукция P&G часто закупается госу-арственными организациями для собственного использования или поставки оответствуюшим потребителям в вооруженных силах. Политика P&G требует грогого соблюдения законов и правил, регулирующих приобретение товаров услуг государственными организациями как в Соединенных Штатах, так и в гобой другой стране.

Сотрудники, принимающие участие в поставках государственным органи-шиям, должны знать эти законодательные акты и правила, часто выходящие. рамки чисто коммерческих функций (к таким вопросам относятся, напри-jp, система найма на работу, содействие поставщикам, относящимся к на-юнальным меньшинствам или же являющимся предприятиями малого биз-!са и т. д.). Сотрудники, участвующие в заключении и выполнении сударственных контрактов, должны следить за точностью и достоверностью ех статей и обязательств, включая данные о стоимости и иные финансовые едения, представляемые должностным лицам, ведающим закупками.

11. Отношения с государственными служащими. Политика P&G преду-атривает соблюдение всех действующих законов, правил и положений, ка-ошихся лоббирования или попыток оказать влияние на государственных слу-ших. Предоставляемая государственным органам информация должна быть (ной, взаимодействие с государственными служащими должно осушеств-•ься в строгом соответствии с этическими нормами. Любые действия, кото-5 могут рассматриваться как лоббирование или попытка оказать влияние на ударственных служащих, должны быть сначала согласованы с руководством 1ей организации и юридическим отделом.

12. Выводы. В настоящих Правилах обобщены основные принципы, которые •• в течение многих лет регламентируют деятельность и решения сотрудников 3. Этот документ напоминает всем нам, что работники P&G, вне зависимо-от места и характера своей деятельности, должны вести себя как представи-f компании в соответствии с самыми строгими этическими нормами. Совершенно очевидно, что в краткой брошюре такого рода или даже в ном варианте "Правил деловой этики" невозможно предусмотреть все си­ми, в которых сотруднику придется решать вопросы, связанные с соблю-1ем законов и этических норм. В компании уже имеются подробные указа-и инструкции по большинству тем, затронутых в настоящей брошюре, и цокументы должны быть основой для действий и(или) решений. В случае ни в этой брошюре, ни в инструкциях нет достаточно четких указаний в тении какой-либо конкретной ситуации, сотрудник должен лроконсуль-ваться со своим руководителем и иными компетентными должностными ми компании.

- первых лет существования компании P&G ее основатели положили на-традиции честности и добросовестности во взаимоотношениях как внут-(мпании, так и вне ее. Этот принцип — "стремиться поступа-ib наилучшим юм" — составляет основную черту всей деятельности компании. Наше юдство неоднократно подчеркивало, что именно такой характер компа-:оставляет основу, которая позволяет ей оставаться монолитной во вре-перемен или испытаний.


Ввиду того что в конечном счете характер компании представляет собой мишь отражение деятельности ее коллектива, каждый сотрудник несет посто-ниную личную ответственность за то, чтобы в своих отношениях с заказчика­ми, поставщиками, коллегами, акционерами и общественностью компания, как и ранее, продолжала свое стремление "поступать наилучшим образом".

Примечание. Принимая и публикуя принципы, положенные в основу на­стоящих Правил деловой этики, P&G со всей определенностью заявляет, что (I) в некоторых отношениях эти принципы выходят за рамки требований за­конов и отраслевой практики; (2) ни одно положение, содержащееся в насто-н тем документе, не может рассматриваться или применяться как имеющее обязательную силу толкование или определение правовых норм либо отрасле-ной практики; (3) любое умышленное противоправное действие, совершен­ное сотрудником или агентом P&G, выходит за рамки полномочий такого лица и не является действием, совершенным самой компанией или от ее име­ни; (4) ни одно положение, содержащееся в настоящем документе, не на­правлено на предоставление сотрудникам каких-либо договорных прав, кото­рые могут быть реализованы в принудительном порядке; (5) ни одно положение настоящего документа не заменяет и не отменяет местных должностных инст­рукций и(или) аналогичных правил.



Роль менеджеров в организации

Лекция 7 ПРОБЛЕМЫ МИКРОЭТИКИ

Роль менеджеров в организации В предыдущей лекции мы рассмотрели микроэтику бизнеса в це­лом, как бы "с высоты птичьего полета". В этой лекции мы подробнее остановимся на конкретных проблемах микроэтики бизнеса, наиболее часто встречающихся в деловой жизни. В основе этой лекции лежат не­сколько классических статей А. Кэдбери, М. Пастина, С.В. Геллермана, М.П. и П.М. Глейзеров, Н. Нильсона. Хотя достаточно трудно разрешать дилеммы, в которых в конфликт вступают наши личные правила поведения, настоящие трудности на­чинаются тогда, когда мы вынуждены принимать решения, которые затрагивают интересы других. Можно определить ценность собствен­ных правил методом проб и ошибок. Однако деловые решения требу­ют, чтобы мы делали то же самое в отношении других, взвешивая все противоречивые интересы, которые это затрагивает. Например, нам часто приходится уравновешивать интересы акционеров и сотрудников. На самом деле такая постановка вопроса страдает некоторым упро­щением, потому что и среди акционеров могут быть различные взгля­ды, а интересы бывших, настоящих и будущих сотрудников вряд ли являются идентичными. Когда мы говорим о некой компании, имеющей определенный на­бор стандартов, это хорошо выглядит в виде стенографической записи. Люди, составляющие компанию, отвечают за ее поведение, и их сово­купные действия определяют стандарты компании. Этические стандар­ты компании определяются в соответствии с ее действиями, а не с ханжескими заявлениями о намерениях, провозглашаемыми от ее имени. Это не означает, что лица, возглавляющие компанию, не должны кон­статировать позиции, которые отстаивает их компания, как бы трудно это ни было. Характер компании имеет важное значение для тех, кто в ней работает, для тех, кто имеет с ней дело, и для тех, кто собирается к ней присоединиться. Однако наибольшее значение имеет наша позиция как индивиду­альных менеджеров и наше поведение при принятии решений, кото­рые требуют сочетания этических и коммерческих стандартов. А. Кэдбе-

ри полагает, что при подготовке к принятию таких решений полезш пройти два этапа. Во-первых, определить по возможности более точж паши собственные правила поведения. Речь не идет о необходимое^ составления списка добродетельных сентенций, что может привести i размытому изложению Священного писания, лишенному литератур ных достоинств. Речь идет о воскрешении в памяти решений, которьи мы принимали ранее, и разработке на их основе наших настоящих пра вил. Цель заключается в том, чтобы не путать себя и других, провозила шая один набор принципов, а действуя в соответствии с другим. Наш этика отражается в наших действиях, и по этой причине она боле ясна другим, чем нам самим. Поняв, где мы находимся как индивиды, можно двигаться ко вто рому этапу, а именно продумать, на кого еще повлияет наше решени и каким образом можно выявить интересы других людей в таком реше ним. Некоторые интересы будут представлены хорошо организованны ми группами, для других не найдется выразителей. Если менеджер фаб рики ведет переговоры относительно заработной платы с представите лями сотрудников, их задача состоит в том, чтобы учесть интерес! тех, кто уже работает. Однако воздействие договоренностей о заработ ной плате на себестоимость продукции фабрики может определенны образом повлиять на то, будут ли приняты на работу новые сотрудник) Таким образом, менеджер не может игнорировать интересы потенщ альных сотрудников, хотя эти интересы никак не представлены за ст< лом переговоров. Возникновение организованных групп по защите интересов дела» вдвойне важным учет менеджерами аргументов всех сторон, имеюш> законный интерес к конечному результату решения. Группы по защи' интересов стремятся обнародовать и пропагандировать свои взгляды, их преимущество заключается в их целеустремленности. Например, ot выступают против строительства аэропорта в определенном месте, i не берут на себя ответственности за поиск альтернативы. Такая узю направленность дает группам давления преимущество в споре с мене, жерами, которые не могуТизбежать ответственности и принять реш ние таким же способом. Марк Пастин в статье "Трудные проблемы менеджмента" называ это явление "этическим превосходством невовлеченных", и в этом о ределении есть некоторая доля правды. Группы давления умеют бра высокую моральную планку и утверждают, что наши суждения к менеджеров являются в лучшем случае предвзятыми, а в худшем об> ловлены лишь жаждой наживы, потому что мы имеем прямой комме ческий интерес в результатах своего решения. Но как менеджеры ъ также отвечаем за принятие деловых решений, которые бы учитыва интерес всех сторон; невовлеченные не несут такой ответственност)



Лекция 7. Проблемы микроэтики


Миль менеджеров в организации




Кампания, призывавшая фирмы закрыть свои филиалы в Южной Африке, временами являла собой пример этического произвола. Апар­теид отвратителен с политической, социальной и моральной точек зре­ния. Те, кто утверждал, что может каким-то образом повлиять на на­правление перемен, оставаясь на месте, верили в это так же искренне, как и те, кто выступал за ограничение деятельности в Южной Африке. Гем не менее многие из сторонников кампании против апартеида от-зергали утверждение, что обе стороны в конечном счете преследуют)дну цель. С их точки зрения, совершенно очевидно, что единственной ггической линией поведения, которая бы позволила компаниям "умыть >уки" в вопросе о Южной Африке, является продажа филиалов.

Менеджеры не могут позволить себе быть такими самоуверенными. Тринимая решение в свете весомости аргументов "за" или "против" 'Граничения деятельности компании в Южной Африке, нужно прини-1ать во внимание, кто и что ставит на карту в результате решения. Боль- ie всех были затронуты интересы сотрудников филиалов, расположен-ых в Южной Африке, так как решение касалось их будущего. Кроме ого, они представляли собой группы, чей голос не услышан за преде-ами Южной Африки. Акционеры руководствовались предположением б убытках от ограничения деятельности в результате разрыва связей с Зжной Африкой. Группа, лоббирующая ограничение деятельности, была действенной, для кого решение в любом случае ничего не стоило.

Даже из этого краткого анализа очевидно, что не существует еди-эго ответа на вопрос, следовало ли компаниям продавать свои южно-|)риканские филиалы или нет. Давление с целью свести сложные воп->сы к прямолинейным альтернативам, одна из которых — правильно, вторая — неправильно, является достойным сожаления знаком на-его времени. Однако советам директоров редко предъявляют две аль-рнативы. По этой причине компании, перед которыми стоят те же мые проблемы, зачастую приходят к разным выводам и их решения >гут со временем измениться.

"Менее спорный вопрос об ограничении деятельности встал перед 1ей собственной компанией, — вспоминает А. Кэдбери, — когда мы шили продать подразделение, занимающееся производством продук-в питания". Ввиду того что это подразделение было зарегистрировано к британская фирма с региональными отделениями, оно не соответ-ювало стратегии компании, которая заключалась в концентрации;урсов на производстве кондитерских изделий и безалкогольных на-тков во всех регионах мира. Но этот бизнес сам по себе был доста-шо привлекательным, и решение о продаже сразу подстегнуло кон-)енцию среди менеджеров и сторонних претендентов. Сотрудники хразделения поддерживали предложения менеджеров и достаточно ю выражали свою позицию. В данной ситуации они представляли


I обой наиболее хорошо организованную группу по отстаиванию инте­ресов, обладающую гораздо большим объемом информации для под­держки своих интересов, чем любые другие партеры. Также понятно, 'но стояло на карте в данном случае.

С точки зрения акционеров, величина превышения предложения различных конкурентов над заявленной стоимостью была ключевым моментом решения. Они также были заинтересованы в том, чтобы сделка Ныла завершена без каких-либо проволочек и без отвлечения внима­ния менеджеров от текущих дел. Кроме того, следовало учитывать, ка-иим образом победитель будет сохранять торговую марку фирмы, так WiK подразделение собиралось выпускать свою продукцию, используя название материнской компании.

Взвешивая преимущества и недостатки различных предложений, «шет директоров проанализировал ситуацию во всех группах, на кото­рые окажет влияние продажа подразделения, в том числе среди потре­бителей. Главной задачей было примирить интересы сотрудников и ак­ционеров. (При этом чем более активно мы поощряем сотрудников i гиновиться акционерами, тем ближе сходятся интересы этих двух ipynn.) Менеджеры этого подразделения предложили более высокую цену по сравнению с внешними конкурентами, и после некоторого рпчмышления было принято решение продать подразделение команде менеджеров с верой в то, что подобный выбор наилучшим образом уравновешивает различные интересы, которые стоят на повестке дня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: