Объекты экспертизы

К составляющим экспертизы относят субъект, объект, критерии, методы, процедуры и результат.

Объектом экспертизы являются потребительские свойства то­варов, проявляющиеся при взаимодействии товара с потребителем в процессе эксплуатации (потребления).

В зависимости от вида товара, целей и глубины исследования некоторые свойства могут быть выделены в самостоятельные груп­пы (например, безопасность). В ряде случаев при проведении комплексной экс­пертной оценки возникает необходимость ввести дополнитель­ные объекты товарной экспертизы, к которым относятся сырье, материалы, по­луфабрикаты; документы; технологические процессы по произ­водству, хранению, транспортированию, подготовке к реализа­ции; услуги по упаковыванию, маркированию, послепродажно­му обслуживанию; определение стоимости товаров; правила эксплуатации или использования потребителем.

Потребительские товары— продукция, реализуемая по­требителю и используемая им для личных целей.

Такое определение термина несколько условно, так как одна и та же продукция, реализуемая различным потребителям (про­мышленным или индивидуальным) и используемая для прин­ципиально одинакового назначения (например, мука для про­мышленного или домашнего хлебопечения) относится к разным классам (товарам промышленного назначения или потребитель­ским). Поэтому многие аспекты экспертизы потребительских товаров характерны и для экспертизы товаров промышленного назначения. В связи с этим термин “товарная экспертиза” рас­ширяет сферу ее применения.

При проведении товарной экспертизы один из конечных ее результатов часто сводится к отнесению оцениваемых потре­бительских товаров к определенной градации. Различают градации качества и размерные градации.

Градации качества — категории товаров одного наиме­нования, отличающихся установленными значениями показателей качества. Все потребительские товары подразделяют на две основные градации качества: стандартные и нестан­дартные, не отвечающие установленным требованиям по од­ному или нескольким показателям качества.

Нестандартную продукцию в зависимости от степени зна­чимости дефектов делят на условно пригодную и опасную про­дукцию.

Условно пригодная нестандартная продукция. — продук­ция, содержащая значительные и/или критические устрани­мые дефекты. После устранения выявленных дефектов с помо­щью сортировки и отбраковки дефектных экземпляров или их промышленной переработки категория качества продукции по­вышается до стандартной. Поэтому экспертная оценка не должна завершаться толь­ко одним констатирующим результатом — отнесением объек­тов экспертизы к определенной градации качества. Не менее важен другой результат ТЭ — прогнозирование возможных способов устранения выявленных дефектов и получения стан­дартной продукции. Эти предполагаемые результаты эксперт при необходимости может оформить в виде консультаций об использовании нестандартных товаров и способах их обработки и/или переработки.

Опасная продукция — продукция с неустранимыми кри­тическими дефектами, использований которой может нанести вред жизни, здоровью и имуществу потребителей, а также ок­ружающей среде. Опасная продукция не подлежит реализации, переработке в промышленных или домашних условиях. Такая продукция должна быть изъята и уничтожена одним из принятых спосо­бов.

От опасной продукции следует отличать потенциально опас­ные товары, которые относятся к стандартной градации, так как отвечают требованиям действующих стандартов.

Потенциально опасные товары — товары, содержащие вредные для потребителя и/или окружающей среды вещества или выделяющие их в окружающую среду при использовании. Эти товары представляют опасность для потребителей и окру­жающей среды при нерациональном использовании или нару­шении правил эксплуатации.

Стандартные товары подразделяются также на товарные сорта, марки, номера, классы сложности.

При определении этих градаций эксперт должен хорошо разбираться в принципах деления на них стандартной продук­ции, уметь устанавливать и применять отличительные призна­ки разных градаций.

Размерные градации — категории товаров, отличающие­ся установленными размерами. Размерные градации характе­ризуются длиной, диаметром и массой. Размер выступает как один из показателей качества и/или ассортимента, определяя зачастую цену на товар, а также потребительские предпоч­тения.

Для отдельных групп пищевых продуктов (свежих плодов и овощей, соленых и квашеных овощей, рыбы, яиц) размер яв­ляется одним из основополагающих показателей качества и отличительных признаков товарных сортов, категорий. Напри­мер, яблоки высшего сорта должны иметь размер по наиболь­шему поперечному диаметру не менее 60 мм, 1-го — 50, 2-го — 45 мм. Одним из признаков, определяющих категорию яиц, яв­ляется их масса: I категория — не менее 55 г, II — 45 г. Рыба по размерам делится на крупную, среднюю и мелкую. Размерные градации играют очень важную роль при оцен­ке многих групп непродовольственных товаров (одежда, обувь, стройматериалы, ювелирные изделия, многие канцелярские товары), определяя их ассортиментную принадлежность и по­требительские предпочтения. Так, покупатель покупает одеж­ду и обувь только нужного ему размера, отказываясь от других размеров, даже если другие характеристики товара (цвет, фа­сон, отделка и т. п.) понравились ему больше. Для таких групп товаров; размер — наиболее значимое средство создания потре­бительских предпочтений.

Для быстрого распознавания таких размерных градаций принято на маркировке непродовольственных товаров помещать условные обозначения, указывающие размеры товара и соот­ветствующие определенным антропометрическим характеристи­кам потребителей. Эксперт должен хорошо разбираться в этих условных обозначениях. Кроме того, он должен иметь в виду, что эти условные обозначения размеров товаров разных стран происхождения не совпадают и нужно уметь вносить соответствующие коррективы.

Определение градации потребительских товаров является заключительным этапом экспертной оценки и обусловлено ее целью. Следует иметь в виду, что конечный результат товарной экспертизы необязательно будет связан с определением града­ции товара.

Цель товарной экспертизы и ее предполагаемые конечные результаты определяют выбор характеристик товара, устанав­ливаемых при экспертной оценке. Поэтому очень важно, чтобы эксперт знал критерии такого выбора. Критерии, используемые в экспертной оценке, могут быть общими и конкретными. Общие критерии — это сложившиеся в обществе ценностные представления, ориентации и нормы.

Конкретные критерии — реальные требования к качеству товаров данного вида. Эти требования определены нормативно-­технической документацией. Конкретными критериями могут служить также базовые образцы и базовые показатели, характе­ризующие качество образцов, принимаемых за исходные. В качестве базовых показателей могут быть использованы то­вары отечественного и зарубежного производства, основные по­требительские свойства которых соответствуют или превосходят лучшие мировые достижения, а также перспективные образцы.

Кроме того, выбор потребительских свойств и показателей может быть предопределен целью товарной экспертизы, а так­же произведен заказчиком, который в заявке определяет пере­чень необходимых показателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: