double arrow

I.1.3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РФ

Необходима долгосрочная стратегия развития судостроения. При этом программы развития отрасли должны учитывать не менее чем 20-30 летний период.Очевидно, что основой развития отрасли является пресловутый «рыночный спрос». Именно спрос на выпускаемую продукцию является первым и единственным стимулом к количественному и качественному развитию производственных мощностей. Конечно, для судостроения идеальным условием развития является наличие объективного, устойчивого и прогнозируемого спроса в виде долгосрочных договоров и соответствующих государственных программ. Только при наличии обоснованного портфеля заказов, можно и нужно начинать полноценный инвестиционный проект по развитию отечественного судостроения, созданию и наращиванию его производственных мощностей. При таком варианте решения важнейшей государственной проблемы упрощаются прогнозные расчеты, принципиально легче происходит кредитование отрасли и т.д. Портфель перспективных заказов для гражданского судостроения создается как усилиями в виде государственного заказа, так и многочисленными естественными монополиями, потребителями различных морских технических сооружений и, наконец, судовладельцами.

Военное кораблестроение для предприятий всегда будет экономически выгоднее по сравнению с гражданским судостроением. Именно военное кораблестроение способствует разработке самых современных технологий, в его интересах создаются принципиально новые боевые и технические средства, а также конструкционные материалы и проектные решения, имеющие в будущем двойное применение.




В то же время нельзя не замечать тенденции постепенного перехода функций генератора технического прогресса в морской технике от флота военного к флоту гражданскому. Речь идет, прежде всего, об уровне автоматизации и надёжности, пожаровзрывобезопасности, высокой экологичности, ремонтопригодности, топливной экономичности, безопасности плавания, появлении новых типов энергетических установок, новых типов движительных комплексов и т.п. При примерно равной стоимости (по одному триллиону долларов) тоннаж гражданского флота примерно в 100 раз превосходит тоннаж военного флота.

Интенсивность эксплуатации гражданских судов, главным критерием которой является экономическая эффективность, существенно – в разы выше интенсивности эксплуатации боевых кораблей. Как следствие, статистическая информация примерно в 1000 раз более представительная, чем соответствующая информация по боевым кораблям, к тому же закрытая по многим компонентам. Сегодня в гражданском судостроении часто применяются более рациональные и обоснованные технические решения, проверенные неизмеримо большей практикой эксплуатации.



Освоение ресурсов углеводородов на шельфах. Эта деятельность дала стимул появлению так называемой океанотехники и специализированных судостроительных производств. Наиболее характерна в этом отношении Норвегия, создавшая практически с нуля эту отрасль. Новые типы морской техники были порождены самим процессом освоения шельфа. Это разведка, добыча, предварительная обработка для транспортировки, сжижение природного газа, собственно транспортировка, приемные терминалы, средства регазификации. Часть этих средств могут быть береговыми или плавучими. Итак, на морских просторах появились: буровые суда, полупогружные или самоподъемные платформы для разведочного бурения, стационарные (технологические) платформы разных типов для добычи и подготовки углеводородов к транспортировке.

Мировое судостроение останется плановой, достаточно жестко регулируемой государством областью экономики (в строительстве современного боевого корабля принимают участие тысячи предприятий, для гражданского судостроения характерны длительные периоды окупаемости затрат). При этом правительства большинства судостроительных стран оказывает прямую поддержку отрасли (рис.1.1,1.2):

Рисунок I.1.1. Мероприятия, направленные на поддержку СП.

Рисунок I.1.2. Способы государственной поддержки СП (европейский опыт).






Сейчас читают про: