Цели менеджмента

С постановки целей или, иначе говоря, с целеполагания начинается любой процесс управления.

В управленческой литературе цель управления определяется как желаемое поведение управляемой системы, генеральный императив действий, возможное и необходимое состояние объекта управления. Выделение таких характеристик, как желаемое, возможное и необходимое, обусловлено, с одной стороны, объективностью социально-экономических процессов, с другой – спецификой познавательной деятельности субъекта управления, состоящей в том, что он не просто предвидит возможный результат поведения управляемой системы, но и активно вмешивается в ее поведение, воздействует и преобразует ее на основе познания законов функционирования данной системы. Важно, чтобы субъективное в цели управления не противоречило объективным закономерностям, иначе цель будет недостижима или ее реализация приведет к непредвиденным негативным результатам. Правильность постановки цели зависит от уровня информированности и профессионализма менеджера, от его знаний, умений и навыков, качества методики разработки цели. Поэтому постановка целей менеджмента – одна из самых сложных проблем в управлении.

Цели управления занимают центральное место в системе категорий менеджмента. Их значение для менеджмента определяется, во-первых, тем, что цели управления выполняют ряд важных функций, а именно:

· инициирование поведения объекта управления и изменения его состояния (путем сопоставления существующего состояния с желаемым);

· мотивация поведения сотрудников;

· установление руководящих требований к действиям персонала организации;

· определение стандартов для осуществления контроля;

· разработка критериев для оценки управленческих решений и выбора альтернатив.

Во-вторых, цели управления обеспечивают согласование интересов всех субъектов внутренней и внешней среды организации,

В-третьих, цели управления порождают задачи управления, решение которых приводит к выполнению функций управления и формированию организационной структуры управления. В этом плане цели управления составляют основу системы разделения и кооперации труда в организации, а также обеспечивают скоординированную деятельность работников предприятия.

И наконец, цели управления – элемент любого плана и потому являются первоначальным этапом процесса управления.

Система целей организации формируется как результат согласования интересов собственников имущества (акционеров, участников, других частных собственников, государства), менеджеров высшего, среднего и нижнего уровней, трудового коллектива и субъектов внешней среды. В результате формируется иерархия целей, в которой можно выделить три уровня: цели организации, цели структурных подразделений организации, цели работников организации.

Цели структурных подразделений и сотрудников (локальные цели) предопределяются общей целью предприятия и как рычаги управления объектами направлены на достижение частных задач, поставленных перед конкретными объектами в соответствии со спецификой их деятельности. Локальные цели конкретизируют общую цель. Правильно определенная для конкретных объектов и даты цель управления увеличивает вероятность достижения цели всего предприятия. Наличие цели у объектов управления служит, таким образом, связующим звеном в координации их общей деятельности. Главная цель управления состоит в том, чтобы делать объекты управления более производительными и эффективными.

Важную роль в постановке общей цели управления играет разработка миссии предприятия, то есть того, что выделяет предприятие среди других подобных ему. Миссия – это основная причина существования предприятия.

Общие цели управления постоянно разъясняют коллективу предприятия с тем, чтобы каждый работник понимал миссию, роль, значение предприятия и чувствовал свою ответственность за дело, которым он занят.

В рыночных условиях для большинства предприятий чаще всего общей целью является получение прибыли от конкретных видов деятельности. Но в определенных условиях такой целью может стать выживание предприятия в усложнившихся условиях. При постановке общих целей руководство предприятия концентрирует внимание на интересах потребителей продукции или услуг, ради производства которых создано предприятие. При этом выделяются те положительные характеристики в производимой продукции, которые в условиях жесткой конкуренции привлекают к ней потребителей. Вопрос о значении предприятия представляет собой не только экономическую, но и социальную, философскую, а также этическую категории, характеризующие реакцию общества на место и роль предприятия по созданию материальных благ. Это тот общественный имидж предприятия, который удалось или еще предстоит создать.

Требования к постановке целей. Четкость и конкретность сформулированной цели позволяют выбрать более правильное направление действий для ее достижения и снижают возможный уровень неопределенности из-за неправильного восприятия объектом управленческих команд. Именно такая неопределенность является обычной причиной невыполнения управленческих команд, снижающей эффективность управления, а из-за этого и эффективность деятельности предприятия.

Эффективность и достижимость цели ориентируют объект управления на более продуктивную работу. Достаточно высокий уровень цели, часто называемый побудительным, заставляет активизировать деятельность по его достижению и обеспечивает конкурентоспособность организации. Но если цели поставлены слишком высокие, они никогда не будут достигнуты. Слишком заниженные цели не приносят чувства удовлетворения, приводят к экономическим потерям, неконкурентоспособности.

Измеримость цели необходима для оценки достигнутого результата и предусматривает четко установленные временные рамки.

Приемлемость цели предполагает заинтересованность каждого из объектов управления, имеющего и собственную конкретную цель, достичь общего суммарного результата.

Системность целей. Цели организации образуют систему, если они согласованы, взаимоувязаны, взаимно дополняют и не противоречат друг другу. Согласование целей осуществляется в пространстве и во времени.

Согласование в пространстве включает:

· взаимодействие и взаимосвязь целей между уровнями иерархии системы управления (вертикальная субординация);

· взаимодействие и взаимосвязь целей внутри одного уровня управления (горизонтальная координация);

· персональную привязку цели к конкретному работнику, должностному лицу, структурному подразделению, организации в целом;

· соответствие целей организации, ее структурных подразделений и отдельных работников условиям внешней среды.

Согласование целей во времени предполагает взаимоувязку долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей, обеспечение их преемственности. Долгосрочные цели устанавливают путем тщательного анализа возможных вариантов развития предприятия на период 3–5 и более лет. Период среднесрочных целей – квартал, год. Краткосрочные цели определяют решения и действия, которые должны быть приняты и выполнены немедленно. Для этого они должны быть подчинены смыслу и содержанию долгосрочных и среднесрочных целей.

Основные этапы процесса установления системы целей управления:

- выявление и анализ тенденций изменения внешней и внутренней среды;

- формирование общих целей для предприятия;

- построение иерархии целей;

- установление конкретных целей для каждого объекта управления.

Сами цели, особенно их количественные параметры, могут быть предметом споров и расхождений. Однако вовлечение объектов управления в процесс определения целей вызывает их активизацию и повышенную ответственность за достижение общих результатов

Таким образом, формулировка цели организации, структурного подразделения или сотрудника является результатом согласования интересов и должна иметь:

конкретное содержание, т.е. определять желаемый, необходимый и возможный результат, который должен быть достигнут;

размер, т.е. диапазон достигаемого результата должен быть задан количественно;

временные параметры, т.е. временной период, в течение которого должен быть достигнут ожидаемый результат;

персональную привязку, которая устанавливает исполнителя данной цели;

ранг, т.е. степень значимости в системе целей организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: