Управление и менеджмент. По вопросу о соотношении понятий «менеджмент» и «управление» среди отечественных специалистов нет единого мнения. Одни белорусские и российские ученые устанавливают различия между менеджментом и управлением, а затем рассматривают эти понятия как синонимы. Другие пользуются определениями менеджмента, содержащимися в зарубежной литературе, и в дальнейшем предпочитают использовать термин «менеджмент». Обобщая мнения авторов, можно как констатировать общность этих двух понятий, так и выделить два подхода к установлению различий управления и менеджмента: терминологический и сущностный, или социально-экономический.
Общность управления и менеджмента обусловлена их объективной природой. Они представляют собой обособившиеся в процессе разделения труда виды человеческой деятельности. Их выделение из общего процесса труда связано с необходимостью обеспечения совместной, скооперированной работы групп людей. Менеджмент и управление призваны повысить эффективность совместной трудовой деятельности за счет ее согласования, координации, постановки и достижения общих целей.
|
|
Согласно терминологическому подходу, «управление», во-первых, более обезличено. Американцы, говоря о менеджменте, почти всегда подразумевают фигуру менеджера-человека, руководителя, управляющего. Иными словами, менеджмент имеет личностный характер. В США менеджер – это профессиональный управляющий, руководитель, представитель особой профессии, должностное лицо, в подчинении которого находятся люди, а не просто инженер, экономист, бухгалтер или юрист, выполняющий свои специальные функции управления.
Во-вторых, термин «управление» шире, поскольку применяется:
– к разным видам человеческой деятельности (например, управление техническими системами: автомобилем, станком и т.д.);
– к разным кибернетическим системам (управление в технических, биологических и социальных системах);
– к органам управления (управление структурным подразделением в государственных и общественных организациях, на предприятиях, в учреждениях);
– к разным видам управленческой деятельности, например, плановой, бухгалтерской, технической, юридической и т.п.
Термин «менеджмент» обычно применяется к управлению социально-экономическими организациями и всегда – к управлению хозяйственной деятельностью, т.е. к коммерческой организации - предприятию. Для обозначения процессов управления в англоязычной управленческой литературе кроме термина “management” применяются также следующие понятия: control, controlling, administration, business management, business administration, government administration, public administration.
|
|
Сущностный, социально-экономический подход устанавливает различия между менеджментом как управлением в условиях рыночной экономики и некогда традиционным - управлением социалистическим производством. Управление и менеджмент характеризуются двумя взаимосвязанными сторонами: организационно-технической и социально-эконо-мической. Организационно-техническая сторона характеризуется тем, что возникновение управления обусловлено процессом разделения и кооперации труда, углублением специализации труда, и зависит от уровня развития производительных сил. Поэтому управление имеет общие черты в различных социально-экономических формациях со сходным уровнем развития производительных сил. Социально-экономическая сторона характеризуется тем, что управление зависит от господствующих в обществе социально-экономических отношений, и, следовательно, управление имеет качественные отличия в различных социально-экономических формациях, а также определенные отличия в разных странах с рыночной экономикой, обусловленные уровнем развития рыночных отношений.
Практический интерес представляет установление различий в управлении, определяемых уровнем развития рыночных отношений, соответствующих общественных институтов, степенью государственного вмешательства в экономические процессы, мерой зрелости гражданского общества, скоростью, сущностью и содержанием рыночных преобразований.
С учетом установленных различий в дальнейшем изложении термин «управление» применяется в значении «менеджмент».
Менеджмент – термин американского происхождения (management) и не переводится с английского языка дословно.В зарубежной англоязычной научной литературе он употребляется в двух основных смысловых значениях:
– менеджмент как коллектив (группа) руководителей (управляющих) организации прежде всего высших, как орган управления, административная единица;
– менеджмент как управление организованными группами (коллективами) людей. Возникновение управления людьми связано с разделением и кооперацией труда. Различают горизонтальное и вертикальное разделение труда. Горизонтальное разделение труда – это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, вертикальное – отделяет работу по согласованию действий от самих действий. Деятельность по налаживанию эффективного совместного труда и координированию работы других людей и составляет сущность управления.
Существуют множество определений понятия «менеджмент». Согласно Оксфордскому словарю, «менеджмент – это способ, манера общения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умения и административные навыки; орган управления, административная единица». Известный американский специалист Питер Дракер считал, что менеджмент – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Менеджмент (управление как таковое) является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен.
Иногда менеджмент определяют и как процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей, и как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для достижения поставленных целей, и как искусство получения результатов работы, сделанной посредством других людей.
Наиболее полно раскрывает сущность менеджмента определение, данное Комитетом по развитию менеджмента в Европе (Брюссель): «Менеджмент – это управление людьми в организациях на основе динамичных методов анализа, принятия решений и общения, которые направлены на достижение целей путем использования запланированных, организованных и контролируемых средств».
|
|
Менеджмент, во-первых, – это управление в условиях рыночной экономики и как таковой:
· основан на изучении и применении объективных экономических законов с учетом специфики и принципов рыночной экономики страны;
· ориентирован на удовлетворение потребностей рынка, на клиентов, на производство тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести прибыль;
· осуществляется в интересах собственника имущества организации;
· динамично развивается, гибко и оперативно адаптируется к условиям рыночной среды путем изменения в той или иной степени всех своих элементов: целей, функций, структур, методов, стилей, технологий, решений;
· постоянно нацелен на эффективность, так как осуществляется в условиях ограниченных ресурсов;
· учитывает хозяйственный риск.
Во-вторых, менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности по управлению людьми (персоналом). Менеджер создает систему разделения и кооперации труда для достижения целей, выполняя функции планирования, организации, мотивации и контроля, применяя различные методы и стили управления, руководствуясь принципами менеджмента. Деятельность по управлению людьми осуществляется по определенной технологии, которая включает три этапа: работу по принятию управленческих решений; организацию исполнения управленческих решений; контроль исполнения управленческих решений.
В-третьих, менеджмент – это наука, практика и искусство управления. Научный подход необходим потому, что каждая управляемая система, состоящая из людей, имеет собственные элементы, связи, свойства, динамически изменяющиеся параметры. Для их описания и управления ими разрабатывается и развивается теория менеджмента, которая основывается на использовании знаний многих наук. К ним относятся: экономика, социология, психология, социальная психология, право, системный анализ, статистика, математика и другие.
Менеджеры являются носителями информации, раскрывающей сущность многочисленных экспериментов, проведенных в сфере практической деятельности различных коммерческих организаций, отличающихся друг от друга объемами и мощностями производства, видами выпускаемой продукции и услуг, рынками и др. Эти специалисты владеют методами воздействия на людей, а также имеют опыт работы в различных непредвиденных ситуациях.
|
|
Искусство управления проявляется в креативном отношении к делу, в способности руководителя к анализу, оценке и синтезу, принятию неординарных решений. Искусство требует личных способностей и таланта, менеджеры, несомненно, люди творческой профессии.
Менеджмент придает смысл существованию организации, задавая цели ее деятельности и развития, а также обеспечивая их достижение. Он основан на системном эффекте, способности добиваться нужных результатов на основе соединения научных знаний, таланта и личных качеств руководителя (опыта, навыков, компетентности).
Субъект и объект управления. Процессы управления осуществляются в системах, которые состоят из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления). Примерами таких систем являются предприятие, системы «руководитель – подчиненный», «собственник – менеджер», «государство – экономика» и др.
Субъект и объект управления взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимодействуют друг с другом. Связь осуществляется с помощью информации, которая передается по каналам прямой и обратной связи (рис. 1.1).
|
|
(управляющее воздействие)
Обратная связь
(информация о состоянии объекта)
Рисунок 1.1 – Система управления
Субъект управления осуществляет деятельность по принятию управленческих решений, которые в виде информации передаются по каналу прямой связи и должны восприниматься объектом управления как команда. Объект управления выполняет принятую команду. Для того чтобы управленческое решение стало командой, формулой, в соответствии с которой будет действовать объект управления, субъект управления должен организовать исполнение управленческих решений. Контроль за началом, ходом и результатами выполнения команды также производится субъектом управления на основе поступающей по каналу обратной связи учетно-контрольной информации.
Анализ взаимодействия субъекта и объекта управления позволяет выделить основные характеристики управления и соответственно этапы управленческого процесса:
Таблица 1.1 – Основные характеристики управления и этапы управленческого процесса
Характеристики управления | Этапы процесса управления |
Деятельность субъекта управления по разработке управляющих воздействий, команд | Принятие управленческих решений |
Процесс воздействия субъекта на объект управления | Организация исполнения управленческих решений |
Налаживание обратной связи | Контроль исполнения управленческих решений |
На предприятии как системе субъектом управления является аппарат управления предприятием. При этом аппарат управления предприятием рассматривается не только как дирекция предприятия. В акционерном обществе к субъекту управления относятся все органы управления обществом: общее собрание акционеров, совет директоров (правление), исполнительная дирекция, контрольно-ревизионная комиссия. На государственном унитарном предприятии функции субъекта управления выполняет не только дирекция предприятия, но также вышестоящий орган государственного управления.
Объект управления для системы «предприятие» – это работники, соединенные со средствами производства, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных благ или оказания услуг.