Инновационная направленность экономического роста, а также изменение факторов, определяющих его, потребовали изменения структур и методов традиционного менеджмента, а это обусловило появление инновационного менеджмента.
Инновационный менеджмент – наука, практика и искусство управления процессом кардинальных изменений в предметах и продуктах труда, средствах производства, сфере услуг и управленческой деятельности путем разработки, внедрения и использования новшеств и инноваций с целью более полного удовлетворения общественных потребностей и максимизации прибыли.
Теория инновационного менеджмента разграничивает понятия инновации и новшества. Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок и экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности для повышения её эффективности. Новшества могут быть оформлены в виде: открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, технической документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, программу, алгоритм, управленческий или производственный процесс и т.д. Их можно купить или разработать самостоятельно. Новшества можно накапливать (создавая инновационный портфель), продавать или последовательно внедрять в выпускаемую продукцию (выполняемые услуги).
Любые новшества (новые явления, открытия, изобретения, методы) переходят в разряд инноваций только тогда, когда выводятся на рынок, где получают признание и принимаются к использованию и распространению. Процесс выведения новшества на рынок называется коммерциализацией.
Инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения (улучшения) объекта управления и получения положительного экономического, социального, экологического, научно-технического или иного вида прогрессивного эффекта.
Для инноваций характерны следующие свойства:
– научно-техническая новизна;
– производственная применимость;
– коммерческая реализуемость.
Инновации можно разделить на два основных вида: технические и организационные. К техническим инновациям относятся: новые продукты, новые технологии или новые услуги. Часто успех предприятия определяется совместным эффектом, получаемым при внедрении нового продукта, новой технологии и новых услуг.
К организационным инновациям относят: нововведения в организацию производства, новые методы маркетинга, финансовые нововведения, новые методы управления, структурные нововведения. Организационные нововведения, как правило, окупаются быстрее технических и поэтому также имеют важное значение для успеха предприятия.
Инновации могут также классифицироваться:
1) по уровню новизны (радикальные, ординарные);
2) по масштабу новизны (новые в мировом масштабе, в стране, в отрасли, для фирмы);
3) по сфере, в которой внедряются (в сфере науки, образования, социальной сфере, в материальном производстве);
4) по предназначению (для внутреннего применения, для накопления, для продажи) и другим признакам.
Процесс разработки, внедрения, использования новшеств и инноваций называют инновационным процессом. Он включает следующие этапы: маркетинговые исследования; НИОКР (НИР, поисковые НИР, прикладные НИР, ОКР); организационно-технологическая подготовка производства; производство (экспериментальное, опытное, серийное, массовое) и оформление его результатов; распространение уже освоенной инновации в другие сферы (диффузия).
Целями инновационного менеджмента предприятия являются: разработка и внедрение новой продукции или услуг; модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; совершенствование и развитие производства традиционных для предприятия видов продукции и услуг; создание условий для обеспечения более эффективной деятельности и повышения конкурентоспособности предприятия.
Инновационный менеджмент включает:
– разработку планов и программ инновационной деятельности;
– наблюдение и контроль за ходом разработки новой продукции и её внедрением;
– рассмотрение проектов создания новых продуктов;
– проведение единой инновационной политики предприятия;
– обеспечение финансами, материальными ресурсами, квалифицированным персоналом программ инновационной деятельности;
– осуществление эффективной мотивации изменений;
– создание и развитие организационных форм инновационной деятельности;
– создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных задач.
В инновационном менеджменте выделяют две составляющие: стратегическую и оперативную. Первая включает разработку целей и стратегий инновационного развития, планов реализации стратегии. Стратегия инновационной деятельности предприятия ориентируется на научно-технический прогресс, использование его результатов для повышения эффективности и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.
Вторая составляющая является этапом оперативного управления. Она имеет функциональный прикладной характер и направлена на эффективное управление процессом разработки, внедрения, производства и коммерциализации новшеств.
Главным результатом инновационной деятельности должно быть создание более наукоемкой и конкурентоспособной продукции.