Содержание

Введение  
ЧАСТЬ 1. ЭТИКА.
ТЕМА 1. Этика как философская наука о морали и компонент духовной культуры  
ТЕМА 2. История этических учений и моральных систем  
ТЕМА 3. Моральное сознание  
ТЕМА 4. Нравственный идеал и проблема морального оправдания смысла жизни  
ТЕМА 5. Этика общения  
ТЕМА 6. Проблемы прикладной этики  
  ЧАСТЬ 2. ЭСТЕТИКА.
ТЕМА 1. Эстетика как философская наука  
ТЕМА 2. Эстетическое сознание  
ТЕМА 3. Искусство: природа, предмет и функции  
ТЕМА 4. Искусство как феномен культуры  
Заключение  

[1] Подробнее см. первоисточник: Платон. Государство // Платон. Сочинения. В 3-х т. – М.: Мысль, 1971. – Кн. II – X.

[2] Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики // Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.: Республика, 1993. – С. 33.

[3] Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики // Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.: Республика, 1993. – С. 37 (курсив мой – Д.М.).

[4] См. таблицу добродетелей в: Иванов В.Г. История этики древнего мира. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1980. – С. 165.

[5] Эпикур. Письмо к Менекею // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1979. – С. 433.

[6] Эпиктет. В чем наше благо? // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М.: Республика, 1995. – С. 324.

[7] Сковорода Г.С. Дружеский разговор о душевном мире // Сковорода Г.С. Сочинения в двух томах.– М.: Мысль, 1973. – Т. 1. – С. 423.

[8] Салас Д.С. Мораль ХХI века. – М.: София, 2004. – С. 74.

[9] Лоренц К. Так называемое зло. К естественной истории агрессии // Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. – М.: Республика, 1998. – С. 233.

[10] Глэд Д. Будущая эволюция человека. Евгеника двадцать первого века. – М.: Захаров, 2005. – С. 46.

[11] Более подробно см. в работе А.А. Зиновьева: Зиновьев А.А. Запад. Феномен западнизма. – М.: Центрполиграф, 1995. – С. 47.

[12] Конфуций. Луньюй // Конфуций. Я верю в древность. – М.: Республика, 1995. – С. 140.

[13] Родионов М.А. Ислам классический. – СПб.: Азбука-Классика; Петербургское востоковедение, 2004. – С. 105.

[14] Шнакенбург Р. Етичне послання Нового Завіту. – К.: Дух і літера, 2005. – С. 23 – 24.

[15] Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Библейские общества, 1995. – С. 73.

[16] Фаррар Ф.В. Голос с Синая. Вечное основание нравственного закона. – К.: «Пролог», 2007. – С. 29.

[17] Иначе говоря, нарушение одной заповеди приравнивается к нарушению всех десяти. За это Бог Яхве строго спрашивал со своего избранного народа.

[18] Лахно А.І., Варенко В.М. Християнська етика (в поняттях та категоріях). Навч. посібник. – К.: Видавництво Європейського університету, 2002. – С. 93 – 95.

[19] Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Сочинения в шести томах.– М.: Мысль, 1965. – Т. 4 (2). – С. 347.

[20] Там же, с. 260.

[21] Там же, с. 270.

[22] Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В.С. Сочинения в 2 т.– М.: Мысль, 1990. – Т.1. – С. 261.

[23] Соловьев В.С. Смысл любви // Соловьев В.С. Сочинения в 2 т.– М.: Мысль, 1990. – Т.2. – С. 505.

[24] Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения в 9 т.– М.: Изд-во политической литературы, 1985. – Т.3. – С. 151.

[25] Там же, с. 159.

[26] См. «каноническое» изложение этической позиции Ленина в: Очерк истории этики / Под ред. Б.А.Чагина и др. – М.: Мысль, 1969. – С. 373 – 413.

[27] Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. – М.: Мысль, 1990. – Т.2 – С. 208.

[28] Толстой Л.Н. В чем моя вера? // Толстой Л.Н. Исповедь. В чем моя вера? – Л.: Худ. литература (Лен. отделение), 1990. – С. 160.

[29] Подробнее о позиции И.А.Ильина см. мою работу: Муза Д.Е. Иван Ильин: «Сопротивление злу силою» или парадоксия христианской этики // Живой родник. Православный собеседник. – 2008. – № 5 (60). – С. 41 - 46.

[30] Фромм Э. Человек для себя // Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: Республика, 1993. – С. 59.

[31] Там же, с. 189.

[32] См. напр.: Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. 2-е изд. – М.: Мол. Гвардия, 1982. – С. 97 – 134.

[33] Их содержательную расшифровку см. в: Словарь по этике / Под ред. А.А.Гусейнова и И.С.Кона. – 6-е изд. – М.: Политиздат, 1989.

[34] Федотов Г.П. О гуманизме Пушкина // Пушкин в русской философской критике. – М.: Книга, 1990. – С. 375 – 379.

[35] Тейлор Ч. Етика автентичності. – К.: Дух і літера, 2002. – С. 29 – 37.

[36] Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию. Учебное пособие для изучающих философию. – М.: Современные тетради, 2003. – С. 69. Тем не менее, нельзя сбрасывать со счетов присутствие в культуре отрицательных ценностей.

[37] Хочу обратить внимание на мнение известного российского этика Ю.А.Шрейдера о том, что моральный закон (с его ценностью добра, блага, справедливости) должен быть признан абсолютным, т.е. превосходящим любые рациональные соображения выгоды или удовольствия. – Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – С. 163.

[38] Мур Дж.Э. Принципы этики. – М.: Прогресс, 1984. – С. 57 – 185.

[39] Подробнее см. работу: Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. – М.: Политиздат, 1992. – С. 247 – 262.

[40] Фромм Э. Душа человека. Ее способность к добру и злу // Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика, 1992. – С. 16.

[41] Здесь мы намеренно обходим понятие «нравственного идеала», о котором скажем в своем месте.

[42] На этом основании строил свою аргументацию Э.Фромм в работе о душе человека и её двойственности.

[43] Кафка Ф. Дневники. – М.: Изд-во «Аграф», 1998. – С. 256.

[44] Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. – М.: Республика, 1993. – С. 26 (курсив мой – Д.М.).

[45] Пастернак Б.Л. Из черновых набросков и планов // Пастернак Б.Л. Собрание сочинений. В 5-ти т. – М.: Худож. лит., 1990. – Т.3. Доктор Живаго. – С. 636.

[46] Феогнид. «Низкому сделав добро...» // Лирика Древней Эллады и Рима: Сборник. – М.: Дет., лит., 1990. – С. 67.

[47] См. наиболее дискуссионную работу: Ролз Дж. Теорія справедливості. – К.: Основи, 2001.

[48] Здесь мы сознательно отсылаем студента к статье энциклопедического словаря:
Гусейнов А.А. Счастье // Этика. Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2001. – С. 486–487.

[49] Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2002. – С. 306.

[50] См. подробнее в: Скрипник А.П. Этика. Учебник. – М.: Проспект, 2004. – С. 254.

[51] Сент-Экзюпери А. Де. Маленький принц // Сент-Экзюпери А. Де. Сочинения в 2 т. – М.: Согласие, 1994. – Т.1. – С. 502.

[52] Бачинин В.А. Идеал нравственный // Этика. Энциклопедический словарь. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. – С. 68.

[53] Межелайтис Э.Б. Ника – богиня победы // Межелайтис Э.Б. Моя Итака. Стихи. – М.: Мол. Гвардия, 1978. – С. 80.

[54] На самом деле - гораздо большим.

[55] Малахов В.А. Етика: Курс лекцій. Навч. Посібник. – К.: Либідь, 2002. – С. 150 – 182.

[56] Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. Учеб. пособие для студентов вузов. 4-е изд., стереотип. – Мн.: Тетра Системс, 2001. – С. 266 и сл.

[57] Фромм Э. «Иметь» или «быть». – М.: АСТ; АСТ МОСКВА, 2008.

[58] Мать Мария (Скобцова). Типы религиозной жизни. – М.: Свято-Филаретовская Московская высшая православно-христианская школа, 2002.

[59] Ренч Т. Конституції моральності. Трансцендентальная антропологія і практична філософія. – К.: Дух і літера, 2010. – С. 220 – 231.

[60] Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. – М.: Прогресс, 1990. – С. 284 и сл.

[61] Подробнее см.: Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1990. – С. 222 – 318.

[62] Бодрійяр Ж. Симулякри і симуляція. – К.: Основи, 2004.

[63] К примеру, так нужно трактовать символику СССР и портреты Че Гевары на футболках и других предметах. То же касается использование священной символики: пенная вечеринка от Будда-party или ношение серьги в виде креста (!).

[64] Немировский В.Г. Смысл жизни: проблемы и поиски. – К.: Знание, 1990.

[65] Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. – М.: Прогресс, 1992.

[66] Руфус М. Человек // Руфус М. Чтение по ладони. Избранное. – СПб.: Академический проект, 2000. – С. 47.

[67] Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. – М.: Республика, 2000.

[68] Левинас Э. Ракурсы // Левинас Э. Избранное. Тотальность и бесконечное. – М. - СПб.: Университетская книга, 2000. – С. 292 – 349.

[69] Малахов В.А. Етика спілкування: Навч. посiбник. – К. Либiдь, 2006. – С. 237 – 260.

[70] Основы этических знаний / Под ред. проф. М.Н.Росенко. Изд. 2-е, испр. и доп. – СПб.: Лань, 2002. – С. 160.

[71] Малахов В.А. Етика: Курс лекцій. Навч. посібн. 3-тє вид.– К.: Либідь, 2001. – С. 331.

[72] Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения: В 4-х т. – М.: Мысль, 1983. – Т.4. – С. 250 – 251.

[73] Льюис К.С. Человек отменяется… // Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда: Притчи. Трактаты. – М.: Республика,1992. – С. 233.

[74] Там же, с. 235.

[75] Апресян Р.Г. Любовь // Этика. Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2001. – С. 241.

[76] Сент-Экзюпери А. де. Цитадель // Сент-Экзюпери А. де. Сочинения: в 2 т. – М.: Согласие, 1994. – Т. 2. – С. 294.

[77] Кон И.С. Дружба. Этико-психологический очерк. 3-е изд. – М.: Политиздат, 1989. – С. 292 – 293.

[78] Для Владимира Соловьева это – София, и премудрость Божья и «вечная женственность», которую он искал и верил как в высшую реальность, видя в своих возлюбленных – Е.В.Романовой, С.П.Хитрово, С.М.Мартыновой - лишь определенную степень воплощения.

[79] Фромм Э. Искусство любить // Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика, 1992. – С. 126.

[80] Гильдебранд Д. фон. Метафизика любви. – СПб.: Алетейя, 1999. – С. 377 и сл.

[81] Василев К. Любовь. – М.: Мысль, 1982. – С. 356.

[82] Малахов В.А. Уязвимость любви // Малахов В.А. Уязвимость любви. – К.: Дух и литера, 2005. – С. 237.

[83] Здесь мы опускаем неевропейские представления о браке и семье, - полигамию (многоженство) и полиандрию (многомужество). Речь пойдет о характерной для культурного космоса Европы и славянского мира моногамии, кристаллизовавшейся в недрах христианства и ставшей доминирующей формой отношений.

[84] Алексина Т.А. Прикладная этика: Учеб. пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – С. 4.

[85] Белолипецкий В.К., Павлова Л.Г. Этика и культура управления: Учебно-методическое пособие. – М. ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2004. – С. 138.

[86] Назаров В.Н. Прикладная этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. – С. 77 – 87.

[87] Ленк Х. Размышления о современной технике. – М.: Аспект Пресс, 1996. – С. 99.

[88] Юдин Б.Г. Этика науки // Философия науки. Словарь основных терминов. – М.: Академический проект, 2004. – С. 294.

[89] Здесь мы оставляем «за кадром» вопрос о первородстве этических кодексов в медицине (Древние Индия, Вавилон или Египет), а говорим о конкретном историческом примере, - примере древнегреческой медицины как основы медицины европейской.

[90] Развернутый позже, в Кодексе Всемирной медицинской ассоциации (Осло, 1970, 1983).

[91] Тищенко П.Д. Биоэтика // Этика. Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2001.– С. 39 – 41.

[92] Алексина Т.А. Прикладная этика: Учебное пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – С.148.

[93] Моральний кодекс банкіра. – К.: Вид. „Наша гривня”, 1999. – С. 5 – 6.

[94] Более подробно см. в: Муза Д.Е. Введение в глобалистику. Учебное пособие. – Донецк: Изд-во «Ноулидж», 2010. – С. 54 – 143.

[95] См. напр.: Муза Д.Е. Диалог современных цивилизаций как средство коррекции глобализации // Материалы II Международного научного конгресса «Глобалистика – 2011»: «Пути к стратегической стабильности и проблема глобального управления». Москва, 18 - 22 мая 2011 г. / Под общей ред. И.И. Абылгазиева, И.В. Ильина. В 2-х тт. – М.: МАКС-Пресс, 2011. – Т.1. – С. 65 – 66.

[96] Эко У. Пять эссе на темы этики. – СПб.: symposium, 2003. – С. 152 и сл.

[97] Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление // Вернадский В.И. О науке. Том 1. – Дубна: «Феникс», 1997. – С. 322.

[98] Моисеев Н.Н. Быть или не быть… человечеству? – М.: б.и., 1999. – С. 51.

[99] На сегодняшний день США – это государство, игнорирующее «Киотский протокол», который накладывает ограничения на вредные выбросы в атмосферу, гидросферу и т.д. Спрашивается: есть ли нравственное оправдание поведению супердержавы в условиях нарастания «парникового эффекта», глобального потепления, нехватки ресурсов и продовольствия и т.д.? Поэтому наступил момент Х, или момент, когда необходимо прямо поставить вопрос об ответственности Запада за происходящие в мире процессы.

[100] Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М.: Прогресс, 1992. – С. 220 – 222.

[101] Йонас Г. Принцип відповідальності. У пошуках етики для технологічной цивілізації. – К.: Лібра, 2001. – С. 28.

[102] Вейль С. Укоренение // Вейль С. Укоренение. Письмо к клирику. – К.: Дух и литера, 2000. – С. 27 – 268.

[103] Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической революции. – М.: АСТ; АСТ Москва, 2004. – С. 213 – 216.

[104] Будучи последователем философии Г.В.Лейбница, Александр фон Баумгартен обратил внимание на то обстоятельство, что чувственная сторона жизни человека оставлена без надлежащего внимания, в то время как разум и воля уже стали предметом изучения логики и этики, соответственно.

[105] Гегель Г.В.Ф. Эстетика в 4-х т.т. – М.: Искусство, 1968. – Т. 1. – С. 15.

[106] См. напр.: Енциклопедія постмодернізму / За ред. Ч.Вінквіста та В.Тейлора. – К.: Основи, 2003. – С. 178 – 182, 412 - 416.

[107] Борев Ю.В. Эстетика // Борев Ю.В. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. – М.: Изд-во «Астрель»; изд-во «АСТ», 2003. – С. 556.

[108] См. напр.: Борев Ю.В. Эстетика. – М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005. – С. 11.

[109] См. напр.: Левчук Л.Т. та ін. Естетика: Підручник. – К.: Вища школа, 2000. – С. 7.

[110] См. фундаментальное исследование известного российского автора, посвященное этой проблеме: Долгов К.М. Реконструкция эстетического в западноевропейской и русской культуре. – М.: Прогресс – Традиция, 2004.

[111] Борев Ю.В. Эстетика. – М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005. – С. 40 – 43.

[112] Соловьев В.С. Стихи // «Люблю я вас богини пенья». Антология. – М.: Сов. музыка, 1990. – С. 276.

[113] См.: Гартман Н. Эстетика. – К.: Ника-Центр, 2004. – С. 18 – 19, 44 – 48.

[114] Напр., некоторые современные художники склонны эстетизировать фекалии (!).

[115] Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. – М.: Искусство, 1965. – С. 112.

[116] Гільденбранд, Дітріх фон. Етика. – Львів: Видавництво Українського Католицького університету, 2002. – С. 133 – 134.

[117] Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Сочинения в шести томах.– М.: Мысль, 1965. – Т.5. – С. 240.

[118] Отсылаю читателей к фундаментальной антологии: Антология исследований культуры. Интерпретация культуры. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2006.

[119] Девятнадцать древних стихотворений. Десятое стихотворение // Китайская классическая поэзия. – М.: Худ. лит., 1975. – С. 30.

[120] Ткаченко Г.А. Космос, музыка, ритуал: Миф и эстетика в «Люйши чуньцю». – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. – С. 36 – 77.

[121] Цит. по: Малявин В.В. Китайская цивилизация. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ». 2001. – С. 200.

[122] Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. – Изд. 2-е исправленное, доп. – М.: Ладомир, 1994.

[123] Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. – М.: Ладомир, 1994. – С. 11 – 141.

[124] Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. – М.: Ладомир, 1994. – С. 143 – 477; Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. – М.: Искусство, 1974; Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. – М.: Искусство, 1975.

[125] Платон. Государство // Платон. Сочинения. В 3-х т. – М.: Мысль, 1971. – Кн. V 479 а.

[126] Вообще, в античной греческой культуре преобладает мотив, посвященный шару как наиболее совершенной из телесных форм. Отсюда и небо как средоточие всех совершенств мыслилось и переживалось греками в качестве шарообразной структуры.

[127] Рожанский И.Д. Платон и современная физика // Платон и его эпоха. – М.: Наука, 1979. – С. 144 – 171.

[128] Доказательство этой идеи см.: Аристотель. О Небе // Аристотель. Сочинения. В 4-х т. – М.: Мысль, 1981. – Т.3. – Кн. II, гл. XIV.

[129] Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: в 2-х книгах. – М.: Искусство, 1992. – Книга 1. – С. 491 – 628.

[130] Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. – М.: Искусство, 1965. – С. 107.

[131] Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – К.: «Путь к Истине», 1991. – С. 92 и сл.

[132] Каждан А.П. Византийская культура (X – XII вв.). – М.: Наука, 1968. – С. 104.

[133] Известный исследователь средневековой культуры Я.А.Гуревич констатировал по поводу иерархического миропонимания следующее: «иерархия символов была вместе с тем и иерархией ценностей». – Гуревич Я.А. Категории средневековой культуры. – М.: Искусство, 1972. – С. 276.

[134] Эко У. Эволюция средневековой эстетики. – СПб.: Азбука-Классика, 2004. – С. 42.

[135] Малое здесь уподобляется большому, а большое – малому. Подробнее см.: Тяжелов В.Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. – М. Искусство, 1981. – С. 80 – 86.

[136] Берестовская Д.С. Культурология. Учебное пособие. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2005. – С. 200.

[137] Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Мысль, 1982. – С. 95.

[138] Черный В.Д. Искусство средневековой Руси: Учебное пособие. – М.: Владос, 1997.

[139] Демина Н.А. Андрей Рублев и художники его круга. – М.: Наука, 1972. – С. 45 – 81.

[140] Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Педагогика, 1987. – С.15.

[141] Эккерман И.-П. Разговоры с Гете. – М.: Худож. лит., 1981. – С. 426.

[142] Сознание эстетическое // Эстетика: Словарь / Под общ. ред А.А.Беляева. – М.: Политиздат, 1989. – С. 324 – 325.

[143] См. напр.: Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. – М.: Республика, 1997. – С. 156 – 171.

[144] Канарский А.С. Диалектика эстетического процесса. Диалектика эстетического как теория чувственного познания. – К.: Изд-во при Киевском университете изд. объединения высшая школа,1979. – С. 140.

[145] Вольтер М.Ф.А. Эстетика. Статьи. Письма. Предисловия и рассуждения. – М.: Искусство, 1974. – С. 267 – 268.

[146] Шорохов А. Друг женщин и пассажиров // Литературная газета. 31 августа – 6 сентября 2005 г. - № 34 – 35. – С. 7.

[147] Борев Ю.В. Вкус эстетический // Борев Ю.В. Эстетика. Литературная критика: Энциклопедический словарь терминов. – М.: Изд-во «Астрель»; изд-во «АСТ», 2003. – С. 78.

[148] Каган М.С. Эстетика как философская наука. – СПб.: Петрополис, 1997. – С. 136 – 137.

[149] Левчук Л.Т. та ін. Естетика: Підручник. – К.: Вища школа, 2000. – С. 65.

[150] См. напр.: Татаркевич В. Античная эстетика. – М.: Искусство, 1977. – С.311 – 326; Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. I – II. – М.: Искусство, 1992 – 1994;

[151] Футуризм // Великие художники. Часть 116. – К.: ООО «Иглмосс Юкрейн», 2005. – С. 3 – 4.

[152] Среди многообразия работ этого уровня можно выделить работы: «Дегуманизация искусства» Х.Ортеги-и-Гассета, «Умирание искусства» В.Вейдле, «Художественное произведение в эпоху своей технической воспроизводимости» В.Беньямина, «Эстетическую теорию» Т.В.Адорно.

[153] Борев Ю.В. Комическое // Борев Ю.В. Эстетика. Литературная критика: Энциклопедический словарь терминов. – М.: Изд-во «Астрель»; изд-во «АСТ», 2003. – С. 198.

[154] См. напр. известную культурологическую работу М.М.Бахтина: Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.: Худ. лит, 1990.

[155] См.: Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. – Л.: Наука; Лен. отделение, 1984.

[156] Подробнее см.: Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. – М.: Мысль, 1973.

[157] Естетика: Підручник / Л.Т. Левчук, В.І. Панченко, О.І. Оніщенко, Д.Ю. Кучерюк. За заг. ред. Л.Т. Левчук. – 2-е вид., допов. і переробл. – К.: Вища шк., 2005. – С. 238 – 251.

[158] Татаркевич В. Історія шести понять. – К.: Юніверс, 2001. – Розділ I, II, III.

[159] Аристотель. Поэтика // Аристотель. Сочинения в 4-х т.– М.: Мысль, 1983. – Т. 4. – С. 646.

[160] Цит по: Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 1978. – С. 333.

[161] Прежде всего, в работе «Исток художественного творения». - См.: Хайдеггер М. Исток художественного творения // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. – М.: Гнозис, 1993. – С. 47 – 120.

[162] Борев Ю.В. Виды искусства // Борев Ю.В. Эстетика. Литературная критика: Энциклопедический словарь терминов. – М.: Изд-во «Астрель»; изд-во «АСТ», 2003. – С. 74.

[163] Вейс Д. «Нагим пришел я». – М.: Республика, 1993. – С. 338 и сл.

[164] Зись А.Я. Виды искусства. – М.: Знание, 1979. – С. 78.

[165] Пастернак Б.Л. Об искусстве. «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве. – М.: Искусство,1990. – С. 144.

[166] Естетика: Навч. посібн. / За ред. В.О.Лозового. – К.: Юрінком Інтер, 2004. – С. 156.

[167] Каган М.С. Эстетика как философская наука. – СПб.: Петрополис, 1997. – С. 337.

[168] Там же, с. 344.

[169] Борев Ю.В. Эстетика. – М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005. – С. 218 - 219.

[170] Валери П. Эстетическая бесконечность // Валери П. Об искусстве. Сборник. – М.: Искусство, 1993. – С. 91.

[171] Андреева Е.Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины ХХ – начала ХХI века. – СПб.: Азбука-Классика, 2007. – С. 137.

[172] Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Ю.М.Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. – М.: Гнозис,1994. – С. 26.

[173] Там же, с. 37.

[174] Косиков Г.К. Ролан Барт – семиолог, литературовед // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М.: Прогресс, 1989. – С. 19.

[175] Сам Р.Барт предложил оригинальную интерпретацию новеллы О. де Бальзака «Саразин». – См.: Барт Р. С/Z. – К.: Основи, 2003.

[176] Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? – М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. – С. 224.

[177] Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1979. – С. 346.

[178] См. напр.: Деррида Ж. О грамматологии. – М.: Ad marginem, 2000; Дерида Ж. Письмо та відмінність. – К.: Основи, 2004.

[179] Кандинский В.В. О духовном в искусстве. – М.: Praxis, 1992. – С. 46 – 85.

[180] См.: Василий Кандинский // Великие художники. Часть 98. – К.: ООО «Иглмосс Юкрейн», 2005. – С. 6 – 27.

[181] Гегель Г.В.Ф. Эстетика в 4-х т.– М.: Искусство, 1968. – Т.1. – С. 44.

[182] Гегель Г.В.Ф. Эстетикав 4-х т.– М.: Искусство, 1971. – Т. 3. – С. 386.

[183] Казин А.Л. Художественный образ и реальность. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.

[184] См. напр.: работу известного немецкого философа Г.-Г.Гадамера: Гадамер Г.-Г. Эстетика и герменевтика // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. – М.: Искусство, 1991. – С. 256 – 266.

[185] См.: Гулыга А.В. Эстетика в свете аксиологии // Гулыга А.В. Эстетика в свете аксиологии. Пятьдесят лет на Волхонке. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 217 - 218.

[186] Мандельштам О. Век // Мандельштам О. Стихотворения. – Петрозаводск: «Карелия», 1990. – С. 120.

[187] Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Работы 20-х годов. – К.: Next, 1994. – С. 253 – 254. См. также важную для понимания проблемы ответственности автора работу: Бахтин М.М. Искусство и ответственность // Там же, с. 7 – 8.

[188] Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы // Лосев А.Ф. Форма – стиль – выражение. – М.: Мысль, 1995. – С. 113 – 162.

[189] См. напр.: Литературные манифесты западноевропейских романтиков. – М.Изд-во МГУ, 1980.

[190] Борев Ю.В. Эстетика. – М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005. – С. 432.

[191] Левчук Л.Т. та інш. Естетика: Підручник. – К.: Вища школа, 2000. – С. 279 – 289.

[192] Напр. статью: «Стиль в искусстве» // Эстетика: Словарь. Под общ. ред А.А.Беляева. – М.: Политиздат, 1989. – С.333.

[193] Борев Ю.В. Эстетика. – М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005. – С. 189 – 192.

[194] Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. – СПб.: Мирфил,1994. – С. 12 и сл.

[195] Хиллер Б. Стиль ХХ века. – М.: Слово/ Slovo, 2004.

[196] Так трактуется эпоха и парадигма модерна современным немецким философом Ю.Хабермасом: Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. – М.: «Весь мир», 2003. – С. 17 и сл.

[197] В этой связи см. работы австрийского автора Ханса Зедльмайера: Зедльмайер Х. Искусство и истина. – СПб.: Axioma,1999.

[198] Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс. – М.: Проспект, 2003. – С. 280.

[199] См. напр.: Фовизм // Великие художники. Часть 95. – К.: ООО «Иглмосс Юкрейн», 2005.

[200] См. напр.: Кубизм // Великие художники. Часть 93. – К.: ООО «Иглмосс Юкрейн», 2005.

[201] Цит. по: Власов В.Г., Лукина Н.Ю. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм: Терминологический словарь. – СПб.: Азбука-Классика, 2005. – С. 11.

[202] Казимир Малевич // Великик художники. Часть 101. – К.: ООО «Иглмосс Юкрейн», 2005.

[203] Тзара Т. Песенка дада // Западноевропейская поэзия ХХ века. – М.: Худ. лит, 1977. – С. 606.

[204] См. напр.: Левчук Л.Т. Західноевропейська естетика ХХ століття. – К.: Либідь, 1997. – С. 179 – 180.

[205] См.: Сюрреализм // Великие художники. Часть 106. – К.: ООО «Иглмосс Юкрейн», 2005.

[206] Об этих течениях см.: Борев Ю.В. Эстетика. – М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005. – С. 615 –621.

[207] Марсель Дюшан // Великие художники. Часть 96. – К.: ООО «Иглмосс Юкрейн», 2005.

[208] Бычков В.В. Эстетика. Учебник. – М.: Гардарики, 2002. – С. 448.

[209] Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. – М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. – С. 45 – 46.

[210] Тімоти С. Мерфі. Ризома // Енциклопедія постмодернізму/ За ред. Ч.Вінквіства та В.Тейлора. – К.: Основи, 2003. – С. 361 – 362.

[211] Борхес Х.Л. Сад расходящихся тропок // Борхес Х.Л. Коллекция: Рассказы; Эссе; Стихотворения. – СПб.: Северо-Запад, 1992. – С. 159 – 160.

[212] Кьеркегор С. Страх и трепет. – М.: Республика, 1993. – С. 29.

[213] Ильин И.А. «Моцарт и Сальери» Пушкина (гений и злодейство) // Ильин И.А. Одинокий художник. – М.: Искусство, 1993. – С. 100 – 101.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: