В отличие от Индии и Китая, где созданные Буддой и Конфуцием этические системы превратились в религии, в истории культуры Древней Греции произошло нечто нетипичное. Географические особенности и природные условия Балканского полуострова и Средиземного моря повлияли формирование у греков общественно-экономического устройства, на основе которого развилась совершенно оригинальная культура, давшая миру выдающиеся прозрения человеческого гения, выразившиеся в создании этических систем переживших века и дошедших до наших дней.
Основой устройства греческих государств стал полис – гражданский коллектив (община) мелких земельных собственников и воинов. Впервые в истории человечества эти три фактора – гражданский статус, земельная собственность и воинская обязанность стали определять место и положение человека в обществе. Общинник становится гражданином, а не подданным. Его гражданской обязанностью являлась защита своей собственности и своей общины. Так на Земле зародилась демократия – власть народа. В таком полисе почти не было чрезмерного богатства и тем более роскоши. Умеренность была главной чертой нравственных притязаний древнего грека, хотя с развитием хозяйственных отношений начались отступления от этого правила. Обычным способом возникновения полиса было объединение нескольких общин (деревень) и строительство общего городского центра. Так возникли великие города - государства Древней Греции: Спарта и Афины.
Полисы имели небольшие размеры, определяемые географическими границами местности – горами, реками или морем. Небольшие размеры полисов в сочетании с полным самообеспечением делали его население не заинтересованным в расширении своей территории и требовали от граждан прекрасной физической и военной подготовки для защиты от нападений врагов.
Постоянный рост населения толкал молодежь на переселение из старых городов-полисов на новые земли. Благодаря такой политике греческие города-колонии были созданы от Испании до Кавказа и Таврии. Лишь один греческий город Милет, расположенный в Малой Азии на побережье Эгейского моря основал 90 колоний. Однако постоянный отток греков на новые земли имел не только экономическое значение. Он формировал у них совершенно новое мировоззрение отличное от мировоззрения других народов древности, задавленных тяжелым подневольным трудом и не имеющим возможности побывать не только в новых землях, но зачастую не бывавших на землях, расположенных за соседней горой или рекой.
Первая географическая карта появилась именно в городе Милете в VI веке до н.э., что было вызвано практическими потребностями жителей, путешествовавших в чужие земли. В Милете же возникла и первая научная философская школа, являвшаяся попыткой осмысления небывалого для древних людей количества знаний. Совершенно естественное качество человека – любопытство под влиянием практических потребностей перерастало в стремление познавать окружающий мир и постоянно ставить вопросы, требовавшие ответов. Именно поэтому греки озадачились вопросом о форме земли, устройстве вселенной, назначении человека и т.д.
Особый быт греческого полиса, требовавший от его граждан активного участия не только в управлении, но и в решении насущных дел формировал у греков свободу мышления и стремление к поиску рационального ответа на вопросы мироздания и отношений между людьми. Таким образом, особенности социально-экономического уклада жизни древних греков, а не какие-либо биологические отличия, сформировали их совершенно оригинальное мировоззрение, позволившее им стать особым народом в истории человечества.






