Понятие, сущность и роль развития малого и среднего бизнеса в развитии экономики, его основные характеристики

Предпринимательство играет важную роль в повышении конкурентоспособности экономики, своевременно реагирует на изменение спроса на товары и услуги, является дополнитель­ным источником создания новых рабочих мест и формирования среднего класса — основы стабильности в государстве и обще­стве. Обеспечение благоприятных условий функционирования предпринимательской среды выдвинуто в разряд важнейших национальных приоритетов.

По данным национальных статистических органов, в боль­шинстве развитых стран малые и средние предприятия являют­ся доминирующим сегментом экономики: они производят поч­ти половину объема выпускаемой продукции, а их вклад в ВВП достигает 70 %.

В ГК РБ предпринимательство харак­теризуется как самостоятельная деятельность юр и физ лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответ­ственность и направленная на систематическое получение при­были от пользования имуществом, продажи вещей, произве­денных, переработанных или приобретенных ими для прода­жи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначены для реализации другим ли­цам и не используются для собственного потребления.

Предпринимательство может быть как частным, так и госу­дарственным, может осуществляться как в индивидуальной, так в коллективной форме.

Государственное предпринимательство осуществляется юр лицом, т.е. организацией, которая имеет в соб­ственности, хозяйственном ведении или оперативном управ­лении обособленное имущество, несет самостоятельную ответ­ственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и реализовывать имущественные и личные неиму­щественные права, исполнять обязанности, быть истцом и от­ветчиком в суде. Основной организационной формой данного юридического лица является предприятие — либо полностью государственное, либо со значительной долей государственного участия (в капитале и управлении).

Повышение эффективности работы государственных пред­приятий в рыночных условиях требует совершенствования систем управления. С этой целью целесообразно разделение управленческих и хозяйственных функций посредством преоб­разования концернов (объединений) в ассоциации, союзы, фи­нансово-промышленные и иные хозяйственные группы, а так­же другие интегрированные структуры. «Государственность» предприятий, входящих в указанные объединения, состоит в том, что государство владеет пакетом их акций. Собственно го­сударственные предприятия функционируют в фор­ме республиканских унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления.

Эффективность государственного предпринимательства в со­временных условиях зависит от:

• технического обновления предприятий, их перехода на наукоемкие технологии, освоения новых образцов продукции, имеющих спрос на внутреннем и внешних рынках;

• снижения издержек производства и расходов на управ­ление;

• усиления ответственности руководителей УП за эффективное использование закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения государственного имущества;

• обеспечения государственных инвестиционных проектов по обновлению и расширению производства.

Разновидностью государственного предпринимательства яв­ляется также предоставление концессий — сдача в коммерче­скую аренду принадлежащих государству природных и произ­водственных ресурсов.

Вместе с тем переход к рыночной экономике связан с неук­лонным увеличением негосударственной формы собственности и развитием частного предпринимательства.

Частное предпринимательство представляет собой эко­номическую систему, где хозяйственной деятельностью зани­маются независимые физические лица (отдельные граждане) или их коллективы (предприятия, фирмы) при минимальном вмешательстве государства. В странах с развитой рыночной экономикой существует три формы его организации:

• единоличное владение — индивидуальное частное пред­приятие, владельцем которого является одно лицо или одна семья, получающие весь доход (за вычетом расходов и налогов) и несущие весь риск за свою деятельность;

• партнерство — возникает в случае, когда в целях веде­ния бизнеса объединяются ресурсы и предпринимательские на­выки двух или более лиц;

• корпорация (акционерное общество) —- доминирующая форма предпринимательства, для которой характерны центра­лизованное управление, длительный срок существования, огра­ничение ответственности акционеров в соответствии с долой их капиталовложений.

Современное частное предпринимательство представлено хозяйственными товариществами (полные и коммандитные), хозяйственными обществами (с ограниченной и дополнитель­ной ответственностью, акционерные общества открытого и зак­рытого типа), холдинговыми компаниями.

В Республике Беларусь частное предпринимательство пред­ставлено главным образом малым бизнесом.

Малый бизнес — это предпринимательская деятельность, приносящая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. По действующему зако­нодательству малое предпринимательство выступает в двух фор­мах: юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Субъекты малого предпринимательства образуют развет­вленную сеть, действуют на многочисленных местных рынках и удовлетворяют разнообразные потребности различных слоев населения в товарах и услугах. Небольшие размеры малых предприятий, технологическая, производственная и управлен­ческая гибкость позволяют им оперативно реагировать на изме­няющуюся конъюнктуру рынка. Они динамично осваивают но­вые виды продукции и заполняют ниши, не представляющие интереса для крупного бизнеса.

С середины 1990-х гг. в стране последовательно осуществля­ются меры по поддержке малого бизнеса: приняты законы о предпринимательстве и государственной поддержке малого предпринимательства, а также специальный Указ Президента РБ от 19 июня 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства»; реализуются еже­годные программы государственной поддержки и соответству­ющие региональные программы; созданы Совет но развитию предпринимательства при Прези­денте РБ и Межведомственная комиссия поиоддержке и развитию малого бизнеса при Совете Министров РБ. Сложилась определенная инфраструкту­ра поддержки: фонды финансовой поддержки предпринимате­лей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы ма­лого предпринимательства, инновационные центры, общества взаимного кредитования.

В целом становление малого предпринимательства в Бела­руси сопряжено с рядом проблем: нестабильное законодатель­ство; сложность и высокая стоимость процедуры регистрации, особенно юридических лиц; отсутствие механизма гарантий и поручительств, связанных с финансированием субъектов мало­го бизнеса; громоздкое налогообложение; высокие арендные ставки на помещения; сложность проведения процедуры серти­фикации и стандартизации продукции, товаров и услуг и др. Для субъектов негосударственной формы собственности по-прежнему сохраняются неравные условия функционирования по сравнению с государственными предприятиями, в частности при выделении квот на приобретение сырья, формировании цен на сырье, материалы и комплектующие.

Для активизации малого бизнеса следует устранить факто­ры, препятствующие его развитию, выйти на более высокий уровень его государственной поддержки. В связи с этим необ­ходимы:

• совершенствование правовых и экономических условий для устойчивого развития предпринимательства;

• повышение эффективности системы государственной под­держки;

• упрощение налогообложения и процедуры получения кре­дитов;

• упорядочение системы государственной регистрации и лицензирования видов деятельности;

• дальнейшее развитие инфраструктуры предприниматель­ства, в том числе на региональном уровне (центры поддержки предпринимательства, технопарки, инкубаторы, инновацион­ные центры, венчурные фонды и др.), при финансовом участии государства;

• создание льготных условий для доступа малого бизнеса к материально-техническим и информационным ресурсам, а так­же к научно-техническим разработкам и технологиям;

• расширение возможностей эффективного использования имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, в производственной деятельности субъектов ма­лого предпринимательства;

• стимулирование развития малого бизнеса в сельской мест­ности и малых городских поселениях.

Улучшение условий предпринимательской деятельности в республике не только способствовало увеличению числа субъектов малого бизнеса, но также наметило структурные измене­ния в этом секторе экономики. Во-первых, наблюдаются суще­ственные подвижки в его организационно-правовой структуре: на фоне высоких темпов роста количества малых предприятий наблюдается замедление темпов роста числа индивидуальных предпринимателей. Во-вторых, в последние годы темпы роста малого бизнеса в регионах значительно выше, чем в Минске и областных центрах, т.е. имеет место тенденция его региона­лизации.

В общем количестве субъектов малого предприниматель­ства — юридических лиц свыше 95 % составляют организа­ции частной формы собственности.

Большая часть субъектов малого предпринимательства (37 %) сконцентрирована в Минске; 16 — в Минской, 10,8 — Брестской, 9,7 — Гомельской, 9,5 —- Витебской, 8,6 — Гроднен­ской, 8,4 — Могилевской области.

По объему внешнеторговых операций субъектов малого пред­принимательства по республике лидирующие позиции занима­ет город Минск, его доля в общем объеме экспорта составила 67,4 %, импорта — 73,2 %.

Очевидно, что имеющая место динамика никак не коррес­пондирует со стремительными темпами роста не только заре­гистрированных, но и фактически работающих субъектов ма­лого бизнеса. Следовательно, можно сделать вывод о том, что в использовании потенциала частной деятельности имеются значительные резервы. Поэтому актуальными задачами в раз­витии предпринимательства являются трансформация количе­ственной динамики данного сектора в качественный рост, по­вышение его роли и значения в реализации приоритетных нап­равлений соц-эк развития страны.

За последние годы приняты несколько законодательных ак­тов в поддержку предпринимательства. Основными из них яв­ляются Указ Президента РБ от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» и Закон РБ от 1 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего предприниматель­ства», в которых предусмотрены финансовая, имущественная, информационная и иные формы поддержки МОП. В развитие положений наз­ванных документов принято постановление Правительства от 30 декабря 2010 г. № 1911 «О мерах по реализации Закона РБ «О поддержке малого и среднего пред­принимательства». В нем утверждены положения о центрах поддержки предпринимательства, об инкубаторах малого пред­принимательства, об учреждениях финансовой поддержки пред­принимателей, об обществах взаимного кредитования субъек­тов МСП.

Общие подходы к регулированию ведения бизнеса закрепле­ны в Директиве Президента РБ от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Предприняты серьезные шаги по либерализации действующей системы ценообразования в стране. В целях перехода к рыноч­ным механизмам в ценообразовании сокращен перечень това­ров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется ГРцен (тарифов), а также определены органы государственного управления, уполномоченные их ре­гулировать. Упрощены процедуры в области ценообразования для субъектов предпринимательской деятельности, в частности отменены следующие нормы: право правительства устанавли­вать предельные индексы изменения цен; обязательная реги­страция цен (тарифов) субъектами предпринимательской дея­тельности; требование об обязательном составлении экономи­ческих расчетов под уровень применяемых цен (тарифов), за ис­ключением регулируемых.

Таким образом, можно говорить о том, что к настоящему времени в республике в целом сформирована система законо­дательных мер поддержки предпринимательства.

К приоритетным направлениям развития предприниматель­ства отнесены производственная деятельность в промышлен­ности, научно-инновационная деятельность, внедрение новых технологий, экспорт товаров и услуг, развитие импортозаме­щающих производств. Активизация инвестиционной деятель­ности предполагает широкое применение нетрадиционных фи­нансовых источников инвестиций, основанных на залоге не­движимости, эффективных механизмов привлечения средств населения, коммерческих банков, частных зарубежных и оте­чественных инвесторов. Рост негосударственного сектора пре­дусматривается как за счет создания новых предприятий, раз­государствления и приватизации государственных предприя­тий в процессе их реструктуризации, так и путем более эффек­тивного использования предпринимательскими структурами по сравнению с госсектором производственного потенциала.

Однако необходи­мы правовая база для передачи части государственно значимых функций частному партнеру и предоставлении ему возможно­стей для расширения границ вложения своих инвестиций. Таким образом, ГЧП представляет собой механизм взаимодействия государства и частных субъектов хозяйствования, обеспечивающий реализа­цию различных проектов в сферах, представляющих особый интерес для общества и традиционно контролируемых государ­ством. Цели такого взаимодействия носят комплексный харак­тер и направлены на улучшение качества товаров, работ и ус­луг, привлечение средств для финансирования дорогостоящих проектов.

Анализ законодательства развитых государств свидетель­ствует о том, что ГЧП может быть реализовано посредством как договорных (договор концессии), так и институциональных форм (имеется в виду создание структур, которые не всегда яв­ляются юридическими лицами, для выполнения конкретных проектов). При этом сотрудничество государства и частного сек­тора также осуществляется но разным моделям в зависимости от инвестиционных обязательств сторон и прав собственности.

Целью государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь являет­ся формирование условий для его устойчивого планомерного развития, обеспечивающих:

• повышение темпов роста МСП, активизацию производ­ственной, инновационной и инвестиционной деятельности и, как следствие, повышение эффективности национальной эко­номики;

• рост социальной эффективности в результате вовлечения в предпринимательскую деятельность широких слоев населе­ния, создания новых рабочих мест, в том числе для незащищен­ных членов общества, увеличения доходов, в частности путем вовлечения безработных в собственный бизнес;

• усиление роли МСП в качестве конкурента предприяти­ям-монополистам путем ликвидации необоснованных препят­ствий для предпринимательских структур при создании новых предприятий;

• разработка в регионах, малых и средних городах, где пре­обладают отрасли легкой и пищевой промышленности, специ­альных программ поддержки МСП, содержащих меры защиты потребительского рынка от низкокачественной и фальсифици­рованной продукции, поступающей из-за рубежа;

• смена целевых ориентиров в отраслевом разрезе, преду­сматривающая по мере снижения инфляционного фона, прове­дения структурных экономических преобразований реализа­цию предпосылок к росту производственной активности малых предприятий, перетеканию капитала, накопленного в сфере

торговли, в развитие производственного потенциала, освоению ресурсосберегающих и наукоемких технологий, созданию бла­гоприятного климата для стратегических инвестиций. Гаран­том осуществления таких проектов станет стабильность право­вого и налогового режимов, не допускающая ухудшения перво­начально установленных условий инвестирования.

Поддержка малого и среднего предпринимательства — реализация государственными органами и иными организациями правовых, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер по созданию благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Законодательство о поддержке малого и среднего предпринимательства основывается на Конституции РБ и состоит из ЗАКОНа РБ. О поддержке малого и среднего предпринимательства. 14.07.2010, актов Президента РБ и иных актов законодательства.

К субъектам малого предпринимательства относятся:

1.индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

2.микроорганизации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

3.малые организации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

К субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.

Вмешательство государственных органов и иных государственных организаций в деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

В целях реализации государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь законодательством могут предусматриваться:

особые режимы налогообложения для субъектов малого предпринимательства;

сокращенный состав бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства, а в предусмотренных законодательными актами случаях — освобождение их от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;

упрощенный порядок представления субъектами малого предпринимательства государственной статистической отчетности;

меры по упрощению порядка совершения в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства административных процедур, сокращению их количества;

упрощенный порядок передачи субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства находящихся в государственной собственности неиспользуемых или неэффективно используемых капитальных строений (зданий, сооружений), производственных площадей, незавершенных законсервированных капитальных строений, оборудования и иного имущества, относящегося к основным средствам, в собственность на возмездной или безвозмездной основе, в безвозмездное пользование или аренду;

особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг);

меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

меры по развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

иные меры, направленные на обеспечение реализации целей и принципов государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: