Состояние развития и содержание государственного регулирования развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь на современном этапе

Предпринимательство является национальным приоритетом, фактором повышения конкурентоспособности экономики, своевременно реагирует на изменение спроса на товары и услуги, является дополнитель­ным источником создания новых рабочих мест и формирования среднего класса, активизирует структурную перестройку экономики, преодоление отраслевого и территориального монополизма.

Предпринимательство - самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими под свою имущественную ответ­ственность и направленная на систематическое получение при­были от пользования имуществом, продажи вещей, произве­денных, переработанных или приобретенных ими для прода­жи, а также от выполнения работ или оказания услуг.

В Республике Беларусь к субъектам малого предпринимательства относятся:

1.индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

2.микроорганизации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

3.малые организации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

К субъектам среднего предпринимательства относятся коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.

Система мер государственного регулирования малого предпринимательства включает: правовое регулирование, ресурсная и финансовая поддержка малого предпринимательства, формирование инфраструктуры малого предпринимательства, государственное программирование развития малого предпринимательства, кадровое и информационное обеспечение предпринимательской деятельности, международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства, экономический контроль.

Законодательные ак­ты: Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» и Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего предприниматель­ства», постановление Правительства от 30 декабря 2010 г. № 1911 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего пред­принимательства», Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

Инфраструктура: Совет по развитию предпринимательства при Прези­денте Республики Беларусь и Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого бизнеса при Совете Министров Республики Беларусь, Министерство экономики, функциональные и отраслевые министерства, госкомитеты, Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, фонды финансовой поддержки предпринимате­лей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы ма­лого предпринимательства, инновационные центры, общества взаимного кредитования.

Государственной программой поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2010—2012 го­ды предусматривается решение ряда важнейших задач, в числе которых: создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых и средних предприятий; преодоление ад­министративных барьеров на пути развития предпринима­тельства; внедрение прогрессивных финансовых технологий его поддержки; создание рабочих мест; обеспечение импортозамещения, адресной методической, информационной, консуль­тационной, учебно-образовательной и юридической поддержки субъектов малого и среднего бизнеса через соответствующие инфраструктуры.

Приоритетные направления предприниматель­ства - производственная деятельность в промышлен­ности, научно-инновационная деятельность, внедрение новых технологий, экспорт товаров и услуг, развитие импортозаме­щающих производств. Активизация инвестиционной деятель­ности предполагает широкое применение нетрадиционных фи­нансовых источников инвестиций, основанных на залоге не­движимости, эффективных механизмов привлечения средств населения, коммерческих банков, частных зарубежных и оте­чественных инвесторов. Рост негосударственного сектора пре­дусматривается за счет создания новых предприятий, раз­государствления и приватизации государственных предприя­тий в процессе их реструктуризации, путем более эффек­тивного использования предпринимательскими структурами по сравнению с госсектором производственного потенциала.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) представляет собой механизм взаимодействия государства и частных субъектов хозяйствования, обеспечивающий реализа­цию различных проектов в сферах, представляющих особый интерес для общества и традиционно контролируемых государ­ством.

Целью государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь являет­ся формирование условий для его устойчивого планомерного развития, обеспечивающих:

• повышение темпов роста МСП,

• рост социальной эффективности

• усиление роли МСП в качестве конкурента предприяти­ям-монополистам

• разработка специ­альных программ защиты потребительского рынка от зарубежной низкокачественной и фальсифици­рованной продукции,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: