Промышленность РБ как объект государственного регулирования: особенности, основные характеристики, состояние развития. Государственная промышленная политика

Стратегия развития базируется на анализе стартовых условий развития отрасли, оценке ее современного состояния и тенденций соц-эк развития страны в целом.

Переход республики к постиндустриальному обществу, становление нового технологического способа производства и, соответственно, формирование качественно нового уровня производительных сил в условиях формирования рыночных отношений определяют цели и задачи, основные принципы и приоритеты в развитии отечественной промышленности.

гос промышленная политика РБ ориентирована на:

• рост объемов производства промышленной продукции, повышение ее качества и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках;• повышение эффективности промышленного производства;• социальные результаты;• экологические ограничения;• наращивание инновационно-инвестиционного потенциала отрасли.

Это четко обозначено в стратегии развития промышленности республики, выработанной на долгосрочную, среднесрочную перспективу и краткосрочный период.

Долгосрочная стратегия развития промышленного и топливно-энергетического комплексов РБ определена Концепцией соц-эк развития РБ до 2015 г., Программой развития промышленного комплекса РБ до 2020 гг. и ориентирована на ресурсосберегающий наукоемкий тип воспроизводства.

Главной целью развития промышленного комплекса Беларуси является более полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения республики в средствах производства и товарах народного потребления, промышленных услугах, за счет собственного производства на основе повышения эффективности и конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и достижения устойчивых темпов наращивания производства.

В соответствии с поставленной задачей промышленная политика республики в долгосрочной перспективе ориентирована на:

• динамичный рост производства;

• рост конкурентоспособности продукции;

• на ресурсосбережение (снижение материало- и энергоемкости);

• повышение производительности и интенсивности труда;

• технологическое перевооружение производства;

• усиление инновационности промышленного комплекса;

• реструктуризацию предприятий отрасли, требующую, в свою очередь, организационно-правовой реформы;

• создание межгосударственных финансово-промышленных групп;

• развитие процессов акционирования и приватизации;

• создание комплекса ТНК, в которых Беларусь будет являться страной базирования.

Намеченные мероприятия и их реализация обеспечат укрепление отечественного промышленного потенциала, освоение и расширение производств V и VI технологических укладов и на этой основе - повышение конкурентоспособности промышленной продукции и уровня насыщения внутреннего рынка. Общий объем продукции промышленности в 2015 г. по сравнению с 2010 г. должен возрасти на 54-60%.

Исходя из долгосрочной стратегии выработана среднесрочная стратегия развития промышленности республики, которая нашла свое отражение в Программе соц-эк развития РБ на 2011-2015 годы. Цель: формирование конкурентоспособного инновационного сектора экономики, ориентированоого на создание высокопроизводительных рабочих мест. Важнейшими: медоризация традиц секторов, развития ТЭ комплекса, высокотехн и наукоёмкие производства(радио-, микро- оптоэлектроника, фармацевтика, тонкая химия, космические техн)

В соответствии с долгосрочной и среднесрочной стратегиями развития промышленного производства разрабатываются годовые прогнозы соц-эк развития РБ, определяющие комплекс мероприятий, обеспечивающих развитие промышленности на соответствующий год.

Приоритетами программы являются развитие фармацевтиче­ского и биотехнологического секторов промышленности. Реализация этих направлений увеличит долю высокотехнологичных производств с 5 % в 2010 году до 15 % в 2020 году, доля экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции вырастет к 2016 году в 3 раза. Предус­матривается глубокая модернизация и повышение конкурентоспособ­ности традиционных секторов промышленности, в первую очередь использующих местные сырьевые ресурсы, а также развитие топливно-энергетического комплекса в направлении внедрения высоко­эффективных технологий производства энергии, включая атомную энергетику.

Будут максимально использованы преимущества Беларуси в ЕЭП, связанные с выгодным географическим положением, наличием квалифицированных трудовых ресурсов, развитой транспортной, энерге­тической и иной инфраструктуры. Прежде всего, это касается долго­срочного сотрудничества с зарубежными транснациональными корпо­рациями, привлечения их инвестиций в нефтепереработку, автомоби­лестроение, электротехническую, фармацевтическую и пищевую про­мышленность.

В Программе определены основные инструменты и механизмы реализации промышленной политики. Предусматривается поэтапное реформирование системы государственного управления промышленным комплексом. На первом этапе - формирование холдингов с передачей управляющим компаниям функций хозяйствен­ного управления государственными предприятиями, на втором - создание единого государственного органа, отвечающего за выработку и реализацию промышленной политики.

В ходе реализации Программы промышленность страны станет не только более конкурентоспособной и инновационной, но и более экологичной. К 2020 году будет обезвреживаться до 90 % загрязняю­щих атмосферный воздух веществ от стационарных источников, сокра­тятся выбросы таких веществ, а также парниковых газов (на 10% к 1990 году), увеличатся объемы оборотного и повторного водоснабже­ния (на 2 %) и доля использования образующихся отходов (на 10-15 %). Вдвое возрастет число предприятий, сертифицированных на соответствие экологическим стандартам ISO 14001.

В качестве источников финансирования Программы предусмот­рены собственные средства организаций (до 35 %), иностранные источники, прежде всего прямые иностранные инвестиции (33 %), кредитные ресурсы (25 %), средства республиканского и местных бюджетов, включая инновационные фонды (6 %). Из консолидиро­ванного бюджета предполагается ежегодно направлять на реализацию Программы до 4 % его расходной части.

В ходе реализации Программы в промышленности планируется создать более 400 тыс. новых высокопроизводительных рабочих мест. В результате производительность труда отрасли по добавленной стоимости за текущее пятилетие вырастет в 1,7 раза, а к 2020 году по данному показателю отставание от стран Европейского союза (ЕС-27) сократится с 4 до 2 раз. Необходимые условия для этого создадут меры стабилизационной макроэкономической и структурной политики. В них будут встроены экономические стимулы инноваци­онной и инвестиционной деятельности на принципах государственно-частного партнерства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: