Схема анализа урока по схеме (методом педагогического наблюдения)

В ходе анализа урока методом педагогического наблюдения необхо­димо собрать конкретный фактический материал, который позволит оценить подготовку учителя к уроку, организацию учащихся, содержа­ние и структуру урока в целом и по частям с точки зрения рациональ­ности, целесообразности построения. Этому помогает составление схемы анализа урока. Опишем пример схемы анализа урока.

1. Качество (содержание) плана (плана-конспекта или конспек­та) урока:

• место урока в структуре малого цикла учебно-воспитательного процесса по дисциплине;

• наличие цели и задач, их взаимосвязь с целями и задачами пред­шествовавшего и последующего урока;

• соответствие места проведения цели и задачам;

• отражение в плане содержания урока;

• соответствие содержания учебной программе для данного воз­раста учащихся (класса);

• рациональность форм организации деятельности учащихся;

• степень готовности учителя (внешний вид), состояние места проведения урока, оборудования и инвентаря (их соответствие ги­гиеническим нормам).

2. Начало урока — его своевременность.

3. Проведение урока:

а) подготовительная часть (продолжительность мин):

• организация класса к началу урока (характер построения, уме­ние управлять вниманием и дисциплиной);

• четкость сообщения задач урока и их доступность для учащихся;

• правильность названия, объяснение упражнений с учетом воз­раста учащихся;

• умение четко и красиво показывать упражнения;

• выбор места преподавателем, рассредоточение внимания на весь класс;

• своевременность замечаний, указаний по ходу выполнения упражнений;

• работа по формированию осанки;

• соответствие нагрузки подготовленности школьников;

• регулирование нагрузки с учетом пола и возраста учащихся;

б) основная часть (продолжительность мин):

• работа над правильным дыханием;

• владение методом показа на уроке;

• использование словесных методов на уроке, терминологическая грамотность;

• соответствие объяснения возрасту учащихся;

• взаимосвязь методов обучения, используемых учителем, и их соответствие цели и задачи урока;

• характеристика метода обучения (в целом, по частям, комби­нированный) и результативность его использования, его влияние на развитие двигательных качеств учащихся;

• использование соревновательного, игрового метода, а также различных методов самостоятельной работы учащихся на уроке фи­зической культуры;

• образовательная ценность урока;

• исправление ошибок;

• современность и ценность указаний;

• привлечение учащихся к анализу своих движений;

• активизация познавательной деятельности класса;

• контроль за работой отделений (групп);

• соответствие нагрузки месту проведения, условиям урока и осо­бенностям занимающихся;

• учет внешних признаков утомления;

• оздоровительная ценность урока;

• умение провести игру: объяснить, показать, судить, определить результат;

• связь игры с содержанием урока;

• воспитательное значение игры;

• проверка и оценка знаний учащихся;

• организация текущего учета успеваемости;

• применение домашних заданий и их проверка;

в) заключительная часть (мин):

• соответствие заключительных упражнений содержанию урока;

• подведение итогов;

• завершение урока, уход учащихся;

• своевременность окончания урока (причины задержки учащих­ся на перемену);

• воспитательная ценность урока.

4. Оценка и анализ деятельности обучающихся:

• интерес к уроку в целом и к упражнениям;

• учебная дисциплина (причины ее нарушения);

• отношение к учителю я уроку физической культуры;

• выполнение указаний и распоряжений учителя;

• познавательная активность, сознательность, инициативность;

• оценка выполнения упражнений школьниками;

• выполнение ими обязанностей старосты и дежурного, руково­дителей групп, помощников учителя, спортивных судей, физорга класса.

5. Характеристика и оценка деятельности учителя на уроке:

• руководящая роль (уверенность, настойчивость, внимательность, чуткость, требовательность; манера держаться, управлять учащимися во время передвижений и перестроений);

• внешний вид (опрятность одежды, подтянутость, осанка);

• речь (командный голос, правильность команд);

• взаимоотношения с учащимися (стиль управления взаимодей­ствием с коллективом класса, педагогический такт);

• индивидуальный подход к учащимся (активным, пассивным, уверенным, неуверенным, успевающим, отстающим);

• проведение воспитательной работы на уроке (формирование внимания и интереса к упражнениям, дисциплины, смелости, упор­ства, решительности, силы воли, мужества, толерантности, культуры межличностного общения, товарищества, коллективизма и др.);

• умение использовать на уроке методы нравственного воспита­ния (разъяснение, убеждение, наказание и др.), их целесообразность и эффективность;

• работа по воспитанию физкультурного актива класса;

• работа с учащимися по установке и уборке снарядов, раздаче и сбору инвентаря, проведение построений и перестроений во вре­мя урока;

• установление типа и вида урока, определение степени соответ­ствия его содержания и структуры классификационным особенно­стям (как осуществлена взаимосвязь частей урока).

6. Выводы и предложения (в какой мере удалось учителю выпол­нить задачи и достичь цели урока).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: