В ходе анализа урока методом педагогического наблюдения необходимо собрать конкретный фактический материал, который позволит оценить подготовку учителя к уроку, организацию учащихся, содержание и структуру урока в целом и по частям с точки зрения рациональности, целесообразности построения. Этому помогает составление схемы анализа урока. Опишем пример схемы анализа урока.
1. Качество (содержание) плана (плана-конспекта или конспекта) урока:
• место урока в структуре малого цикла учебно-воспитательного процесса по дисциплине;
• наличие цели и задач, их взаимосвязь с целями и задачами предшествовавшего и последующего урока;
• соответствие места проведения цели и задачам;
• отражение в плане содержания урока;
• соответствие содержания учебной программе для данного возраста учащихся (класса);
• рациональность форм организации деятельности учащихся;
• степень готовности учителя (внешний вид), состояние места проведения урока, оборудования и инвентаря (их соответствие гигиеническим нормам).
|
|
2. Начало урока — его своевременность.
3. Проведение урока:
а) подготовительная часть (продолжительность мин):
• организация класса к началу урока (характер построения, умение управлять вниманием и дисциплиной);
• четкость сообщения задач урока и их доступность для учащихся;
• правильность названия, объяснение упражнений с учетом возраста учащихся;
• умение четко и красиво показывать упражнения;
• выбор места преподавателем, рассредоточение внимания на весь класс;
• своевременность замечаний, указаний по ходу выполнения упражнений;
• работа по формированию осанки;
• соответствие нагрузки подготовленности школьников;
• регулирование нагрузки с учетом пола и возраста учащихся;
б) основная часть (продолжительность мин):
• работа над правильным дыханием;
• владение методом показа на уроке;
• использование словесных методов на уроке, терминологическая грамотность;
• соответствие объяснения возрасту учащихся;
• взаимосвязь методов обучения, используемых учителем, и их соответствие цели и задачи урока;
• характеристика метода обучения (в целом, по частям, комбинированный) и результативность его использования, его влияние на развитие двигательных качеств учащихся;
• использование соревновательного, игрового метода, а также различных методов самостоятельной работы учащихся на уроке физической культуры;
• образовательная ценность урока;
• исправление ошибок;
• современность и ценность указаний;
• привлечение учащихся к анализу своих движений;
• активизация познавательной деятельности класса;
|
|
• контроль за работой отделений (групп);
• соответствие нагрузки месту проведения, условиям урока и особенностям занимающихся;
• учет внешних признаков утомления;
• оздоровительная ценность урока;
• умение провести игру: объяснить, показать, судить, определить результат;
• связь игры с содержанием урока;
• воспитательное значение игры;
• проверка и оценка знаний учащихся;
• организация текущего учета успеваемости;
• применение домашних заданий и их проверка;
в) заключительная часть (мин):
• соответствие заключительных упражнений содержанию урока;
• подведение итогов;
• завершение урока, уход учащихся;
• своевременность окончания урока (причины задержки учащихся на перемену);
• воспитательная ценность урока.
4. Оценка и анализ деятельности обучающихся:
• интерес к уроку в целом и к упражнениям;
• учебная дисциплина (причины ее нарушения);
• отношение к учителю я уроку физической культуры;
• выполнение указаний и распоряжений учителя;
• познавательная активность, сознательность, инициативность;
• оценка выполнения упражнений школьниками;
• выполнение ими обязанностей старосты и дежурного, руководителей групп, помощников учителя, спортивных судей, физорга класса.
5. Характеристика и оценка деятельности учителя на уроке:
• руководящая роль (уверенность, настойчивость, внимательность, чуткость, требовательность; манера держаться, управлять учащимися во время передвижений и перестроений);
• внешний вид (опрятность одежды, подтянутость, осанка);
• речь (командный голос, правильность команд);
• взаимоотношения с учащимися (стиль управления взаимодействием с коллективом класса, педагогический такт);
• индивидуальный подход к учащимся (активным, пассивным, уверенным, неуверенным, успевающим, отстающим);
• проведение воспитательной работы на уроке (формирование внимания и интереса к упражнениям, дисциплины, смелости, упорства, решительности, силы воли, мужества, толерантности, культуры межличностного общения, товарищества, коллективизма и др.);
• умение использовать на уроке методы нравственного воспитания (разъяснение, убеждение, наказание и др.), их целесообразность и эффективность;
• работа по воспитанию физкультурного актива класса;
• работа с учащимися по установке и уборке снарядов, раздаче и сбору инвентаря, проведение построений и перестроений во время урока;
• установление типа и вида урока, определение степени соответствия его содержания и структуры классификационным особенностям (как осуществлена взаимосвязь частей урока).
6. Выводы и предложения (в какой мере удалось учителю выполнить задачи и достичь цели урока).