Примерные схемы анализа уроков
Схема №1
Ф.И.О. учителя:
Класс:
Предмет:
Тема урока:
Количество учащихся по списку:
Число присутствующих учащихся:
Номер кабинета:
Время проведения:
1.Оборудование урока.
2. Организация урока. Начало урока. Подготовленность класса к уроку. Умение учителя мобилизовать внимание учащихся на учебную работу, создание рабочей обстановки в классе.
3. Тема и основные цели урока. Доведение до учащихся темы, образовательной, развивающей и воспитательной цели урока. Место данного урока в системе уроков по теме, связь с предыдущим материалом.
4. Организационные стороны урока. Структура урока. Соответствие структуры урока его содержанию и целям. Взаимосвязь этапов урока, виды учебной деятельности. Целесообразность распределения времени на уроке. Занятость учащихся работой. Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
5. Содержание деятельности учителя и учеников на уроке:
а) эффективность использования ранее приобретенных знаний, умений и навыков;
б) воспитание в процессе обучения;
в) эффективность использования жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.
6. Соответствие примененных методов изучения нового материала: целям, содержанию урока и возрастным особенностям учащихся, а также решению задачи развития самостоятельности и активности учащихся в процессе усвоения знаний.
7. Роль и место самостоятельной работы на уроке. Место учебника, использование наглядности, характер вопросов и заданий.
8. Психологические основы урока. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, активность восприятия учащихся. Ритмичность урока: чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными. Нагрузка в течение урока.
9. Целесообразность дидактических задач, поставленных перед домашним заданием учащихся. Наличие, объем, характер домашних заданий.
10. Индивидуальный подход в процессе воспитания:
– стиль работы учителя, педагогический такт, речь, кругозор, умение держаться и руководить классом;
– оценка знаний и деятельности учащихся на уроке;
– соблюдение гигиенических правил, условий поддержания работоспособности учащихся на уроке.
11. Выводы и предложения:
а) структура урока, ее целостность, эффективность использования разных видов музыкальной деятельности;
б) методы и средства обучения, используемые на уроке, их эффективность;
в) реализация основных дидактических принципов на уроке;
г) художественная целостность урока музыки, как она достигается;
д) достижение учебно-воспитательной цели урока;
е) опрос и педагогическая оценка на уроке;
ж) замечания, предложения.
Схема №2
Ф.И.О. учителя:
Класс:
Предмет:
Тема урока:
Количество учащихся по списку:
Число присутствующих учащихся:
Номер кабинета:
Время проведения:
Проанализируй уроки в соответствии с предложенными критериями:
а) с точки зрения реализации целей и содержания учебного материала:
Цель урока:
– сформулирована четко, лаконично;
– соответствует требованиям программы, типу обучения (углубленное, профильное), месту урока в теме.
Тип урока:
– соответствует этапам познавательной деятельности.
Содержание учебного материала:
– соответствует дидактической цели урока, требованиям программы, повышенному уровню лицейского образования;
– излагается в соответствии с современным уровнем развития науки и общества, профилем обучения;
– обеспечивает глубокое проникновение в сущность явлений, проблем, фактов;
– предполагает использование ресурсов ИНТЕРНЕТ;
– исключает фактические ошибки и неточности.
б) с точки зрения реализации принципов обучения по схеме:
| Принципы обучения | Факты, подтверждающие их применение |
в) с точки зрения реализации методов обучения:
– соответствуют содержанию учебного материала и цели урока;
– обеспечивают познавательную самостоятельность и интерес учащихся;
– способствуют эффективному усвоению материала;
– позволяют использовать дифференцированный подход, создавать ситуации выбора типа, вида, формы заданий;
– обеспечивают оптимальное сочетание репродуктивной, конструктивной и творческой деятельности.
г) с точки зрения способов организации работы учащихся на уроке (индивидуальная, коллективная, фронтальная).
Схема №3
Ф.И.О. учителя:
Класс:
Предмет:
Тема урока:
Количество учащихся по списку:
Число присутствующих учащихся:
Номер кабинета:
Время проведения:
1. Тип урока.
2. Цели и задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные).
3. Методы урока.
4. Оборудование урока.
5. Ход урока: продолжительность, краткое содержание и приемы реализации каждого элемента урока.
6. Итог урока: краткие выводы о проделанной работе, комментирование оценок, перспектива на следующий урок.
Схема №4
Ф.И.О. учителя:
Класс:
Предмет:
Тема урока:
Количество учащихся по списку:
Число присутствующих учащихся:
Номер кабинета:
Время проведения:
1. Тип, структура урока.
2. Готовность учителя и учащихся к уроку, опоздания на урок.
3. Методы и приемы опроса, объяснения и закрепления нового материала, выдачи домашнего задания.
4. Активность учащихся на уроке, их занятость, качество знаний.
6. Использование наглядных, технических средств на уроке.
7. Умение учителя видеть весь класс; внешний вид учителя, педагогический такт, его эмоциональность, культура речи.
8. Как были подведены итоги урока.
9. Общие выводы.
Схема №5
При самоанализе урока используй следующую схему:
1. Место данного урока в теме.
2. Воспитательные функции урока.
3. Учебные возможности и уровень подготовленности учащихся.
4. Соответствие методов преподавания целям урока.
5. Присутствие обратной связи между учащимися и учителем, активность учащихся.
6. Использование групповых, коллективных и иных форм обучения.
7. Дифференцированный подход в обучении.
8. Соблюдение дозировки времени на уроке.
9. Уровень подачи домашнего задания.
10. Психологический и эмоциональный климат в течение урока.
11. Оценка результатов обучения и подведение итогов.
Схема №6
Во время посещения уроков, внеклассных дел выяви наиболее часто применяющиеся учителем методы и принципы воспитания. Приведи примеры, их подтверждающие, по схемам:
Схема А
| Методы воспитания | Факты, подтверждающие их применение |
Схема Б
| Принципы воспитания | Факты, подтверждающие их применение |
Помни!






