Наблюдая в моей врачебной практике за нервнобольными пациентами, я всегда поражался тем, что наряду с множеством индивидуальных различий в психологии человека существует и целый ряд типических различий; прежде всего мне бросились в глаза два типа, которые я назвал типом интровертированным и типом экстравертированным.
Наблюдая за течением человеческой жизни, мы замечаем, что судьба одного человека более обусловлена объектами его интереса, тогда как судьба другого более обусловлена его собственной внутренней жизнью, его собственной личностью. Каждый из нас неизбежно, уклоняется несколько в ту или другую сторону, поэтому вполне естественно и то, что мы всегда склонны понимать все в смысле собственного типа.
Со стороны может, конечно, показаться, что проще всего было бы описать два конкретных случая, расчленить их и поставить рядом. Но дело в том, что каждому присущи оба механизма, как механизм экстраверсии, так и механизм интроверсии, и лишь относительное преобладание того или другого составляет тип. Чтобы придать картине должный рельеф, пришлось бы поэтому сильно ретушировать ее, а это свелось бы к более или менее благочестивому обману. К этому присоединяется еще и чрезвычайная сложность психологической реакции человека; эта реакция, столь сложна и многообразна, что я вряд ли способен абсолютно верно изобразить ее. Поэтому я ограничусь изложением принципов, выведенных из множества единичных фактов, которые мне приходилось.наблюдать. Надеюсь, что эти мои разумения явятся поясняющим вкладом в разрешение проблемы, которая всегда вела и до сих пор еще ведет к недоразумению и раздору не только на почве аналитической психологии, по и в других областях науки, а в особенности в личных отношениях людей между собой. Из этого с очевидностью вытекает, почему существование двух различных типов является фактом, в сущности, уже издавна известным, и, по наблюдению знатоков человеческой души и рефлексии, глубоких мыслителей, фактом, интуитивно постигнутым Гёте и образно воспринятым им как общий принцип систолы и диастолы. Механизм интроверсии и экстраверсии облекается в. самые разнообразные названия и понятия, в каждом данном случае соответствующие индивидуальной точке зрения наблюдателя. Несмотря на разнообразие формулировок, мы постоянно видим один и тот же общий принцип в основном понимании вопроса, а именно в одном случае движение интереса направлено на объект, а в другом случае оно отвращается от объекта и направляется на субъект и на его собственные психологические процессы. В первом случае объект действует на тенденции субъекта подобно магниту, объект притягивает их и тем в высокой степени обусловливает субъект. Более того, объект даже отчуждает субъект от самого себя, изменяя качества его и приравнивая его к объекту, и это до такой степени, что может показаться, будто объект имеет высшее и в конечном итоге решающее значение для субъекта и будто абсолютное назначение и особый, смысл жизни и судьбы заключаются именно в полном отказе субъекта от себя самого и отдаче себя объекту. Во втором же случае субъект есть и пребывает центром всех интересов; может показаться, будто в конечном итоге вся жизненная энергия ищет субъекта и устремляется к нему, тем самым постоянно отстраняя объект и не допуская, чтобы на долю его выпало слишком могущественное влияние, и кажется в таком случае, будто вся энергия отливает от объекта и субъект становится магнитом, -стремящимся притянуть объект.
|
|
|
|
Такое противоположное отношение к объекту очень трудно определить и описать в удобопонятной и ясной форме; мы при этом рискуем дойти до совершенно парадоксальных формулировок, которые могут скорее затемнить, нежели разъяснить вопрос. В самых общих чертах можно было бы сказать, что интровертированная точка зрения есть та, которая всегда и при всех обстоятельствах стремится ставить «Я» и субъективный психологический процесс над объектом или, по крайней мере, утвердить его по отношению к объекту. Из этого вытекает, что такая установка придает субъекту более высокую ценность, нежели объекту. Следовательно, уровень ценности объекта всегда будет ниже уровня ценности субъекта, объект, таким образом, имеет лишь второстепенное значение, можно даже сказать, что он подчас является лишь внешним объективным знаком для субъективного содержания, так сказать, воплощением идеи, причем существенным всегда остается идея, или же объект является предметом какого-либо чувства, причем,- однако, главную роль играет переживание чувства, а не сам объект в его реальной индивидуальности. Экстравертированная точка зрения, напротив, подчиняет субъект объекту, причем на долю объекта приходится наивысшая ценность; субъект же в таком случае пользуется лишь второстепенным значением, и субъективный процесс иногда даже мешает или является лишним придатком объективных свершений. Несомненно и ясно, что психология, исходящая из таких двух противоположных точек зрения, должна, расколоться на две части, по ориентированию диаметрально противоположные. Представители одного ориентирования видят все под углом зрения своего собственного понимания, представители другого — под углом зрения объективных.свершений.
Эти противоположные установки представляют собой не что иное, как противоположные механизмы: в одном случае диастолическое расширение, выход из себя, приближение к объекту и захват его, в другом случае — систолическое сжатие, концентрирование и освобождение энергии от объектов. Каждому человеку свойственны оба; механизма, а соединение их является выражением его естественного жизненного ритма; и наверное не случайность, что Гёте образно выразил этот ритм понятием сердечной деятельности. Ритмическая смена обеих форм психической деятельности должна была бы соответствовать нормальному течению жизни. Однако сложные внешние условия, в которых мы живем, равно как и еще более сложные условия нашего индивидуального психического предрасположения, редко допускают вполне гармоничное течение психической жизненной деятельности. Внешние обстоятельства и внутреннее пред--расположение весьма часто поощряют один механизм в ущерб другому. Естественно, что это влечет за собой перевес в сторону одного механизма. Если такое состояние по какой-либо причине становится хроническим, то получается тип, иными словами, привычная установка, в которой один механизм постоянно преобладает, хотя никогда не в состоянии - вполне подавить другой, по той причине, что и этот другой механизм составляет безусловную принадлежность психической жизненной деятельности. Поэтому никогда и не может быть чистого типа в том смысле, чтобы в нем царил исключительно только один механизм при полной атрофии другого. Типическая установка не что иное, как лишь относительное преобладание одного из механизмов.
|
|
Констатирование таких двух явлений, как интроверсия и экстраверсия, дало нам, прежде всего возможность разделить психологические индивидуумы на две группы. Такая группировка носит, однако, столь поверхностный и общий характер, что дает нам возможность лишь самого общего различения. Более внимательное исследование представителей индивидуальной психологии, принадлежащих к одной из двух групп, тотчас же показывает нам громадное различие между отдельными индивидуумами, хотя и принадлежащими к одной и той же группе. Поэтому нам придется сделать еще один шаг в нашем исследовании для того, чтобы определить, в чем именно заключается различие между индивидуумами, принадлежащими к одной определенной группе. Опыт убедил меня в том, что индивидуумов можно, в общем, распределить не только по их универсальному различию на экстра- и интровертированных, но и по их отдельным психологическим основным функциям. Внешние обстоятельства и внутреннее предрасположение вызывают не только преобладание экстраверсии или интроверсии, но способствуют, кроме того, преобладанию в индивидууме одной из основных функций над другими. Опираясь на опыт, я назвал основными психологическими функциями, т. е. такими, которые отличаются от других как по роду, так и по существу, следующие функции: мышление, эмоции, ощущение и интуиция. Если одна из этих функций привычно преобладает над другими, то создается соответственный тип. Поэтому и типы я разделяю на: мыслительный, или интеллектуальный, эмоциональный, или сентиментальный, ощущающий, или сензитивный, и интуитивный. Каждый из этих типов, кроме того, может быть интровертированным или экстравертированным, смотря по его отношению к объекту в том смысле, как было описано выше.
|
|
ИНДИВИДУАЦИЯ
Понятие «индивидуация» играет в нашей психологии немаловажную роль. Индивидуация есть процесс образования и обособления единичных существ, строго говоря, она есть развитее психологического индивидуума как существа, отличного от общности, от коллективной психологии. Поэтому индивидуация есть процесс дифференциации, имеющий целью развитие индивидуальной личности. Индивидуация является естественно необходимой, поскольку задержка индивидуации посредством преимущественной или исключительной жизни по коллективным нормам означает нанесение ущерба индивидуальной жизнедеятельности. Индивидуальность уже дана физически и физиологически, и соответственно, этому она выражается и психологически. Поэтому существенно задерживать развитие индивидуальности — значит искусственно калечить ее.
Индивидуация ни при каких обстоятельствах не может быть единственной целью психологического воспитания. Прежде чем делать индивидуацию целью, надо достигнуть другой цели воспитания, а именно приспособления к минимуму коллективных норм, необходимому для существования: растение, предназначенное для наиболее полного развития своих особенностей, должно прежде всего иметь возможность расти в той почве, в которую его посадили. Индивидуация есть процесс выделения и дифференцирования из общего, процесс выявления особенного, но не искусственно создаваемой особенности, а особенности, заложенной уже a priori в наклонностях существа.