Понятие спроса. Величина и уровень спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Закон спроса. Эффекты убывающей предельной полезности, замещения и реального дохода. Эффект нового покупателя. Кривая спроса и ее свойства. Неценовые факторы спроса: предпочтения потребителей, величина номинального дохода, цены других товаров (субститутов и комплементов), ожидания потребителей изменений в будущем цен и доходов, число покупателей.
Эластичность спроса и значение его анализа
Понятие, виды и степени эластичности спроса. Факторы, определяющие степень ценовой эластичности спроса: важность товара для жизни, наличие и число заменителей у товара, доля расходов в бюджете, время в распоряжении потребителей, наличие и величина запасов. Практическое значение анализа ценовой эластичности спроса. Зависимость изменения дохода продавцов от степени ценовой эластичности спроса. Косвенное налогообложение и ценовая эластичность спроса.
Предложение на однотоварном рынке
Понятие предложения. Величина и уровень предложения. Закон и кривая предложения. Неценовые факторы предложения: цены на ресурсы, цены других товаров, производительность ресурсов, ожидания продавцов изменений в будущем цен, бюджетно-налоговая политика государства, число продавцов. Эластичность предложения и факторы, ее определяющие. Значение фактора времени для эластичности предложения.
Равновесие на однотоварных рынках
Рыночное равновесие: понятие и параметры равновесия. Равновесная цена и равновесный объем купли-продажи. Механизм установления равновесной цены. Равновесие по Вальрасу и по Маршаллу. Последствия нарушения рыночного равновесия. Реакция параметров рыночного равновесия на изменения в уровнях спроса и предложения под воздействием неценовых факторов. Выигрыш (излишек) потребителей и производителей. Общая выгода от обмена: К. Менгер против А. Смита (мистика маржинализма и логика общественного разделения труда).
Государственное регулирование товарных рынков
Необходимость и способы государственного регулирования товарных рынков. Последствия установления правительством фиксированных цен («потолка» и минимального уровня цен). Воздействие налогов и дотаций на параметры рыночного равновесия и величину общей выгоды от обмена. Зависимость распределения налогового бремени и дотаций между потребителями и производителями от соотношения эластичностей спроса и предложения. «Избыточное» налоговое бремя.