Сущность интерактивного бизнеса и электронной коммерции

Тема №8. Электронная коммерция

a. Сущность интерактивного бизнеса и электронной коммерции

b. Организация систем электронной коммерции

3 Электронные платежные системы

4 Правовые основы электронной коммерции

5 Перспективы развития электронной коммерции в России

Понятие «бизнес» несколько раз меняло свою сущность на различных этапах раз вития общества и экономики. Так, в XVII веке бизнес являлся согласующим звеном между спросом и предложением. В XX веке бизнес представлял собой какой-либо вид деятельности, приносящий прибыль. В XXI веке, т.е. в нынешнее время, наш словарный запас пополнился словом интерактивный бизнес.

Интерактивный или электронный бизнес как неотъемлемая составная часть экономики XXI века представляет собой бизнес по обмену экономической информацией между субъектами рынка с помощью современных информационных технологий. На основе интерактивного бизнеса современная экономика приобретает совершенно другое наполнение, она становится виртуальной экономикой. Виртуальная экономика, базируясь на интерактивном бизнесе, позволяет в значительной степени повысить эффективность бизнес-коммуникаций.

В сфере торговли с появлением интерактивного бизнеса происходит переход от прямого личного контакта покупателя с продавцом — к замене этого контакта средствами современных информационных технологий. К числу новых форм интерактивного бизнеса в сфере торговли относят электронную и мобильную коммерцию. С появлением электронной коммерции стало возможным совершить покупку, провести платеж, принять участие в аукционе, не отходя от компьютера, если только он подключен к Интернету. Мобильная же коммерция делает пользователя еще более независимым, не привязанным к стационарным устройствам, предоставляя все вышеперечисленные возможности при наличии одного только мобильного телефона или карманного компьютера.

Электронная коммерция является одной из форм торговли, то есть процесса обмена товаров продавца на деньги покупателя. Поэтому для электронной коммерции характерны основные операции традиционной торговли.

К общим чертам электронной коммерции и традиционной торговли относятся:
• ознакомление покупателя с достоинствами товара;

• демонстрация его внешнего вида;

• описание основных достоинств;

• консультации по рациональному использованию;

• выбор покупателем товара;

• оплата выбранного товара;

• комплектование и оформление продавцом товара, отпуск товара покупателю;

• доставка выбранного товара на дом;

• доработка товара для его использования, если это необходимо (сборка, наладка);

• послепродажное обслуживание (если это предусматривается покупкой).

Основные отличия систем электронной торговли:

1) личное присутствие (presence) сторон сделки не требуется (почтовые и телефонные заказы, электронная торговля через Интернет).

2) аутентификация (authentication) — персонификация одной из сторон сделки другой с возможностью использования привычных вещей и диалога для проверки подлинности друг друга при соответствующих обоюдных (или односторонних) требованиях. Продавец отображает на своем экране логотипы нескольких финансовых институтов, которые предоставляют ему возможность доступа к широко используемым средствам для проведения кредитно-дебетовых операций в платежной фазе торговой сделки. Покупатель же проходит идентификацию в правительственном или финансовом учреждении, которая дает гарантию продавцу, что покупатель платежеспособен и будет платить. В естественных условиях люди используют не ощущаемые средства аутентификации, такие как персональный внешний вид и поведение продавца, месторасположение магазина, несомненное качество и хорошая осведомленность покупателя в торговых марках товаров и возникающее доверие к продавцу.

3) платежные системы (payment instruments), несмотря на громадное количество финансовых платежных объединений, использующих банковские кредитные карты, используют обычно денежное обращение или товарообмен (barter). Крупные торговые сделки выгоднее производить, чем мелкие, поэтому зачастую многие фирмы отказываются от мелких сделок. В Интернете же появились новые возможности для мелких торговых сделок, например, небольшой объем информации за небольшую сумму.

Преимущества электронной коммерции по сравнению с другими видами деловой активности:

1.Использование электронных форм коммуникации позволяет существенно снизить затраты на организацию и поддержание всей инфраструктуры бизнеса. Отпадает необходимость в торговых залах, функции которых выполняют Интернет-магазины.

2.Снижаются затраты на рекламу и обслуживание и как следствие - цена на товар.

3.Снижается время на оформление и выполнение заказа.

4.Появляется возможность непрерывного контроля за заказами, а также до- и послепродажного обслуживания.

5.Возможна персонализация обслуживания клиента.

6.Расширяется рынок сбыта товаров и услуг для продавца и возможности выбора для покупателя.

7.Появляются принципиально новые возможности для маркетинга.

8.Создаются новые направления бизнеса.

Требования, предъявляемые к товару для продажи в системах электронной коммерции:

1. Товар должен хорошо описываться своими потребительскими свойствами, техническими характеристиками, названием модели, известностью брэнда и т.п. Таким образом, клиент должен на 100% представлять, что именно он покупает.

2. Важную роль играют габариты и вес товара. От этих параметров зависят стоимость и принципиальная возможность доставки.

3. Товар должен быть не слишком хрупок – тогда не придется заботиться о специальной таре и волноваться, что заказ дойдет до покупателя в целости и сохранности.

4. Товар не должен быть скоропортящимся

5. Товар должен быть не слишком дешев, иначе для получения прибыли потребуются большие обороты, увеличение накладных расходов, т.е. необходимого количества персонала, документооборота, стоимости доставки.

6. Товар не должен быть слишком дорогим, иначе его просто никто не купит.

7. Товар должен быть прост в техническом плане, чтобы не консультировать покупателя о его применении.

8. Для некоторых предметов (оружие, легковоспламеняющиеся вещества, психотропные препараты и т.п.) существуют ограничения по доставке в почтовых отправлениях.

9. Если при покупке какого-либо товара предоставляется сервисное обслуживание, то услуга должна быть оказана непосредственно через Интернет и удаленно оплачена. Иначе, клиент может передумать или же его может перехватить конкурент.

10. Товар, которым вы собираетесь торговать, должен быть уже востребован: либо в Интернете, либо в оффлайне, либо и там и там. Иначе, вам придется раскручивать не только свой бизнес, но и целую товарную группу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: