Этапы стратегического управления. Формирование миссии – стратегической установки организации

Основными этапами стратегического управления являются:
1. Опред-е сферы бизнеса и разработка назначения фирмы.
2. Трансформация назначения фирмы в частные долговременные и краткосрочные цели деят-ти.
3. Опред-е стратегии достижения целей деят-ти.
4. Разработка и реализация стратегии.
5. Оценка деят-ти, слежение за ситуацией и введение корректирующих воздействий.

Миссия – опред-е перечня текущих и перспективных направлений деят-ти пред-я, выделение приоритетов в стратегии, т.е. тех основополагающих принципов и норм ведения деят-ти, которые будут определять образ орг-и в перспективе. Отличительной особенностью миссии является то, что она должна быть выполнена по истечению опред-ного периода времени.

Миссия организации, или стратегическая установка – состоит в формулировке ответа на вопрос: в чем состоит конечный смысл деят-ти орг-и.

Б. Карлофф отмечает, что содержание миссии фирмы определяется исходя из трех ключевых пунктов:

а) она должна быть выражена в сравнительно простых опред-ях и в удобной для восприятия форме;

б) в основе миссии должны лежать задачи удовл. и запросов потребителей;

в) вопрос о том, почему потребители будут покупать товары и услуги данной, а не др. орг-и, должны иметь четкий ответ.

Правильно сформулированная миссия орг-и позволяет более глубоко осознать сильные и слабые стороны орг-и; обеспечить интеграции организационных единиц и способствовать их взаимодействию; проецировать позитивный имидж на партнеров, акционеров и инвесторов.

Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования орг-и, выражающие смысл ее существования, то конкретное конечное состояние, к которому стремится орг-я, фиксируется в виде ее целей.

Формирование стратегических целей. Установление стратегических целей по сферам, направлениям и показателям достижения цели. Установление стратегических целей по ключевым пространствам. Требования к стратегическим целям.

Можно выделить восемь ключевых направлений, в рамках которых предприятие определяет свои цели:

1. Положение на рынке. Рыночными целями могут быть завоевание лидерства в опред. сегменте рынка, увеличение доли рынка предп-я до опред.размера.

2. Инновации. Целевые установки в этой области связаны с определением новых способов веяния бизнеса: орга-ей пр-ва новых товаров, освоением новых рынков, применением новых технологий или способов орг-и пр-ва.

3. Производительность. Более эффективно то предприятие, которое затрачивает на пр-во опред. кол-ва продукции меньше эк.ресурсов.

4. Ресурсы. Определяется потребность во всех видах ресурсов.

5. Прибыльность. Эти цели могут быть выражены количественно: достигнуть определенного уровня прибыли, рентабельности.

6. Управленческие аспекты. Обеспечить получение прибыли в долгосрочной перспективе можно только за счет орг-ции эфф-ного менеджмента.

7. Персонал. Цели в отношении персонала могут быть связаны с сохранением рабочих мест, обеспечением приемлемого уровня оплаты труда, улучшением условий и мотивации труда и т. д.

8. Социальная ответственность. В настоящее время большинство западных экономистов признает, что фирмы должны ориентироваться не только на увеличение прибыли, но и на развитие общепризнанных ценностей.

Цели предприятия должны соответствовать следующим характеристикам:

1. Цели должны быть конкретными и измеримыми.

2. Цели должны иметь конкретный горизонт планирования, то есть определять, когда должны быть достигнуты результаты.

3. Цель должна быть достижимой.

4. Цели должны быть гибкими и иметь пространство для их корректировки в связи с непредвиденными изменениями внешней среды и внутренних возможностей предприятия. Это обеспечивает реализуемость целей.

Выделяют восемь ключевых пространств, в рамках которых организация определяет свои цели: Положение на рынке, Инновации, Производительность, Ресурсы, Доходность, Управленческие аспекты, Персонал: выполнение трудовых функций и отношение к работе, Социальная ответственность.

5. Множественные цели предприятия должны быть сопоставимыми и взаимно поддерживающими.

Пример долгосрочной цели транспортной компании: «Стать самой большой и лучшей транспортной компанией в мире»; компании General Electric: «Стать самой конкурентоспособной компанией в мире и занимать первые и вторые места во всех сферах бизнеса, где работает компания». Краткосрочные цели формулируются по тем же принципам, что и долгосрочные, но являются более конкретными и предполагают оперативные действия в короткие сроки 1-2 года, направленные в совокупности на достижение долгосрочной цели.

Сформулированные стратегические цели должны удовлетворять ряду требованиям, которые можно считать ограничениями на процесс целеполагания. Цели должны быть ясными, четкими, однозначно понимаемыми и сформулированными в терминах, отражающих перспективное состояние предприятия.

Стратегические цели должны обладать рядом основных характеристик:

- реальностью и достижимостью. Если цели недостижимы, то страдает мотивация работников;

- измеримостью. Любую, даже качественную цель целесообразно переводить в количественное измерение. Если цель нельзя измерить, то это свидетельствует о неверно сформулированной цели или даже ложной цели;

- ориентацией во времени, сроках достижения. Если цель не ориентирована во времени, то это то же, что и ее отсутствие;

- понятностью, приемлемостью для всех участников процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: