СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ
ПЕРСОНАЛА АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕБЕДЯНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Рекомендации по совершенствованию системы развития
муниципальных служащих
Во избежание негативных явлений и достижения максимального использования потенциала сотрудников администрации, руководство должно учитывать вопросы, связанные с управлением персоналом на этапе разработки планов развития всей организации, то есть система развития муниципальных служащих должна стать частью организационной стратегии.
Стратегическое управление человеческими ресурсами состоит в действиях по достижению организационных целей за счет обеспечения требуемого муниципальной службой производственного поведения каждого из её служащих или реализации организационных компетенций, непосредственно связанных с персоналом. Таким образом, стратегия развития системы управления человеческими ресурсами состоит в определении путей развития этих компетенций у всего персонала администрации и каждого из её сотрудников в отдельности.
|
|
Другими словами, стратегия управления персоналом - это «планы, использующие предоставляемые внешней средой возможности для упрочения и сохранения конкурентоспособности компании с помощью её сотрудников» [24]. Как и стратегия развития организации в целом, стратегия развития системы управления персоналом разрабатывается с учетом внутренних ресурсов и традиций организации, возможностей, предоставляемых внешней средой. В настоящее время руководство должно определить приоритеты, то есть те области не соответствия, на которых, в первую очередь, следует сосредоточить ограниченные организационные ресурсы.
Наиболее важным подходом к определению приоритетов, который мы предлагаем использовать в администрации в настоящее время, является подход, состоящий в определении компетенций обеспечивающих организации устойчивую эффективность муниципального управления и рост экономических и социальных показателей Лебедянского района в долгосрочной перспективе.
В рамках данного подхода в настоящее время мы можем выделить следующие приоритеты развития персонала в администрации Лебедянского района:
- партнерство с ведущими учебными заведениями города Липецка, что позволит: расширить возможности набора сотрудников и в условиях острого дефицита на рынке труда специалистов и руководителей; в долгосрочном плане обеспечить организацию большей частью квалифицированных человеческих ресурсов;
- развитие сотрудников, финансовой и кадровой служб, от которых зависит успешность работы администрации;
|
|
- полную перестройку системы управления, ориентировать её на человека.
Начало данного процесса уже положено, однако для его реального прохождения необходима дополнительная работа с муниципальными служащими.
Разработка стратегии развития системы управления муниципальными служащими состоит в определении курса действий, времени его реализации, показателей оценки прогресса и выработки планов организационно технических мероприятий по реализации этого курса действий. Стратегия определяет общее направление работы, фокус для реализации планов организационно-технических мероприятий. При её разработке руководству администрации Лебедянского района целесообразно использовать два взаимодополняющих подхода «снизу вверх» и «сверху вниз», поскольку они уже доказали свою эффективность.
Организационное развитие предполагает продвижение управленческих идей «сверху - вниз». Метод организационного развития персонала можно рассматривать как интервенцию взглядов наиболее образованного элемента top-менеджмента и управленческого консалтинга. Метод организационного развития предполагает:
- перемещение управленческих взглядов на системы управления в массы.
- развитие персонала конгруэнтно развитию администрации;
- уверенность в себе каждого индивида, вовлечённого в процесс перемен;
- создание социальной философии муниципального управления.
В России подход «сверху - вниз» в развитии муниципальных служащих является практически единственным, т.к. опыт персонала учитывается мало.
Существует объективная необходимость перехода от внедрения управленческих идей «сверху – вниз» к продвижению воссозданного опыта персонала, т.е. «снизу-вверх» переход к методу организационной эффективности.
Метод организационной эффективностизаключается в освоении менеджерамисреднего звена передовых управленческих идей. Дело в том, что среднее звено менеджмента наиболее стабильная часть персонала (состав top-менеджмента стабилен, но слишком удалён от исполнителей). Переход менеджеров среднего звенав высший эшелон, т.е. движение опыта «снизу-вверх» и является одной из частей организационной эффективности.
Метод организационной эффективности противостоит проблемам традиционных стилей управления – авторитарному, либеральному, демократическому и является основным содержанием адаптивного стиля.
Эффективности можно достичь только в том случае, если персонал вовлечён в процесс изменений, психологически готов к ним и труд, как основной ресурс привлечён к воплощению философии организации в жизнь.
При использовании подхода «сверху вниз» глава администрации должен определить общую стратегию управления муниципальными служащими для всей администрации, которая впоследствии разбивается на стратегии и планы для каждого из её подразделений. За счет участия высшего руководства обеспечивается высокое качество оценки внешней среды и определения тенденции в ее динамике, связь со стратегией развития организации, определение приоритетов, актуальных для всей организации. Стратегия и планы, разработанные высшим руководством, определяют основные направления формирования стратегии и планов для следующего уровня руководства.
В администрации были выделены следующие стратегии:
- стратегия планирования потребностей в управлении муниципальными служащими (рис.13);
- повышение квалификации сотрудников муниципальной службы;
- предоставление более гибких пакетов компенсации;
- совершенствование информационного обеспечения кадровой службы.
Рисунок 13 - Стратегическое планирование потребностей управления
муниципальными служащими
Для обеспечения эффективности процесса разработки стратегических планов в администрации района необходим учет следующих факторов:
|
|
- согласованность с общей стратегией организации и со стратегией управления человеческими ресурсами;
- учет организационных ресурсов, поскольку включение в план даже нескольких мероприятий, которые организация не в состоянии выполнить, может привести к эффекту домино и нанести серьёзный ущерб всей стратегии управления персонала.
То, что в администрации работают талантливые и технически грамотные люди, ещё не гарантирует продуктивной новаторской деятельности, особенно в тех областях, где у персонала разные технические специальности. Руководству нельзя упускать из виду личные особенности сотрудников, показатели лидерства, искусство мотивации, с полной отдачей использовать творческий и новаторский потенциал сотрудников и накопленных ими знаний.
Соблюдение требований системности информации в администрации Лебедянского района наблюдается не всегда. А она могла бы способствовать выработке единого, типового и наиболее эффективного подхода к разрешению определенных проблем развития персонала, позволить на практике проверить рациональность различных элементов управленческой деятельности и отобрать из них лучшие, помочь совершенствованию нормативно-правовой основы управления, дисциплинировать работу управленческих кадров и совершенствовать другие управленческие явления.
Системность информации, заключенной в управленческих решениях, служит также одной из необходимых предпосылок для формирования информационных систем на базе современной техники. Системность информации, наконец, экономит усилия, средства и время в управлении.
Новые информационные проблемы порождает реализация в управлении принципа федерализма и становление местного самоуправления. Ведь при всей самостоятельности местной администрации, она функционируют в едином информационном «поле» и должны знать о том, что и как делают другие.
Состояние информационного обеспечения в администрации Лебедянского муниципального района во многом зависит от распределения информации внутри администрации района и ее качества. На первом месте здесь стоит информационное обслуживание руководителей или руководящего звена. Эта категория должна очень хорошо владеть информацией, входящей и исходящей.
|
|
На второе место можно поставить вопрос о распределении информации между должностными лицами. Современная организация управляемых объектов и их взаимодействий, возможности новейших средств обработки информации, связи и телекоммуникаций и другие факторы обусловливают единство и всеохватываемость информационной системы муниципального управления.
Работа с информацией в администрации требует комплексного подхода, качественного изменения функциональной и организационной структур управления, изменения состава и структуры всей управленческой деятельности, характера и построения управленческих отношений, да и иных управленческих явлений.
Информация по персоналу администрации ориентирована по следующим направлениям:
- по месту в системе частной и общественной жизнедеятельности людей и, соответственно, по компетенцииконкретных муниципальных органов;
- по характеру и иерархии законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих обязательной реализации в управленческих процессах (муниципальное управление во многом существует для исполнения законов, и ему нужна информация, раскрывающая состояние данных отношений);
- по свойствам, формам и закономерностямуправляемых объектов, которые дифференцируют и конкретизируют управляющие воздействия различных муниципальных органов, а также формируют специфические виды правоотношений.
Информационные качества(информационный уровень) управленческих решений по персоналу представляют собой сгусток информации, заключенный в решении, отражающий определенную управленческую ситуацию, задачу, проблему и содержащий потенциал управляющих воздействий, призванный перевести их на новый уровень. Здесь проявляется возможная и реальная обусловленность, обоснованность и эффективность управленческих решений, направленных на развитие персонала.
Поскольку решения являются основной формой выражения и закрепления управленческой деятельности и постоянно принимаются, дополняя, развивая или отменяя друг друга, то необходимо, чтобы информация, заложенная в каждом решении главы администрации или организационного отдела, имела системный характер,была содержательно и концептуально связана с предыдущими, ранее изданными и действующими актами, и с теми, которые предполагается или планируется принять.
Необходимо формирование системы содержания информации о персонале, нужной для рационального и эффективного управления кадрами. В числе единиц такой информации следует выделить:
- сведения, отражающие материальные, производственные, социальные, технологические параметры управляемого персонала;
- данные о нормах, нормативах,стимулах, регулирующих производственную, социально-обслуживающую, духовно-культурную и иную деятельность управляемых объектов;
- материалы, определяющие деятельность муниципальных органовв сфере управления муниципальными служащими (законодательные и иные нормативные правовые акты, договорные обязательства и плановые задания, указания вышестоящих органов, результаты контрольных актов и т.д.);
- сведения о количественном и качественном составе, уровне подготовки и квалификационном росте персонала органов местного самоуправления.
Руководству администрации Лебедянского района целесообразно учитывать все случаи проявления работником активности и поощрять их. Поощрять за образцовое выполнение трудовых обязанностей и за высокую исполнительскую дисциплину. Условием образцового исполнения обязанностей является высокая квалификация. Основанием для поощрения может быть выполнение какого-то этапа работы, который имеет самостоятельное значение.
В случае сокращения штата работников данного органа муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные законодательством Российской Федерации о труде для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией учреждений, организаций, сокращения штата работников.
Для повышения эффективности системы управления муниципальными служащими в администрации Лебедянского района необходимо повысить профессиональную подготовку муниципальных служащих, поскольку муниципальное управление требует особых подходов к системе управления муниципальными служащими.
Введение специальной службы управления муниципальными служащими в организации со штатным расписанием 150 человек нецелесообразно. По оценкам специалистов общая численность сотрудников службы, управления персоналом составляет примерно 1,0—1,2% от общей численности коллектива. В администрации Лебедянского района кадровые мероприятия осуществляет отдел организационно-контрольной и кадровой работы. В нём работают 2 человека, что соответствует указанным управленческим нормам.
Отдел организационно-контрольной и кадровой работы может выполнить свои задачи следующими способами: через затребованную линейными руководителями консультативную помощь; через совместную с линейными руководителями разработку решений и мероприятий по их реализации; через собственные управленческие полномочия по выполнению соответствующих мероприятий.
Для того достижения эффективных взаимоотношений между отделом организационно-контрольной и кадровой работы и руководителями подразделений администрации необходимо иметь общие, чётко сформулированные цели в управлении муниципальными служащими.
При определении круга задач по управлению муниципальными служащими специалисты условно выделяют так называемые основные и дополнительные цели.
К дополнительным целям администрации Лебедянского района в области развития муниципальных служащих следует отнести задачи, которые могут выполняться совместно с основными, но, как правило, управленческое распорядительство по ним осуществляют внешние (по отношение к службе персонала) подразделения. К такого рода задачам относятся: охрана труда и техника безопасности; расчет и выплата заработной платы; оказание различного рода услуг (например, организация информационной связи, услуги в области социальной инфраструктуры).
Большую часть объема работ по развитию муниципальных служащих берут на себя линейные руководители подразделений. Само по себе это явление не должно подвергаться критике. Тенденции развития управления муниципальными служащими в международной хозяйственной практике говорят как раз о приоритетности передачи большого объема функций по управлению людьми непосредственным руководителям того или иного коллектива. Негативная сторона этого явления для администрации Лебедянского района состоит в том, что руководители не получают необходимой консультативной, методической помощи и часто выполняют функции, к которым профессионально не готовы. Это, в свою очередь, ведет к превалированию автократических (авторитарных) подходов к формированию стиля и методов руководства.
Неразвитость кадровых служб, неподготовленность руководителей к управлению муниципальными служащими неизбежно сказываются на общей управленческой философии и культуре муниципального управления, на общем моральном климате в коллективе, не говоря уже о взаимоотношениях руководителей со своими сотрудниками. Это ведет к неудовлетворенности работников своим трудом, к оковыванию инициативы и творческого начала в их работе.
Основными направлениями области развития персонала для отдела организационно-контрольной и кадровой работы могут стать:
- более подробное изучение личности служащих муниципальной службы;
- создание компьютерной информационной базы, содержащей сведения о работниках и их перемещениях, учёте и статистики персонала;
- информирование коллектива по кадровым вопросам;
- разработка активной кадровой политики – наделения отдела организационно-контрольной и кадровой работы более широкими управленческими полномочиями в области развития муниципальных служащих.
Исходя из вышеперечисленных задач в функциональных блоках, можно сделать вывод, что общей и главной задачей службы управления муниципальными служащими является обеспечение соответствия качественных и количественных характеристик персонала целям организации.
У муниципальных служащих необходимо развивать:
- способности (уровень образования, объем знаний, профессиональные навыки, опыт работы в определенной сфере и т.п.);
- мотивацию (круг профессиональных и личных интересов, стремление сделать карьеру и т.п.);
- свойства (личностные качества, влияющие на выполнение определенной профессиональной роли).
Эффективность реформирования и развития системы управления муниципальными служащими администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области должна быть направлена и измеряться степенью удовлетворения интересов и потребностей населения муниципального образования, должна учитывать или ориентироваться на объективные предпосылки, основы, условия, факторы, тенденции, закономерности, формы и т.п., что независимо от целей накладывает существенные ограничения на результаты деятельности. Поэтому главной задачей развития эффективного и рационального местного самоуправления является познание объективных связей в процессе совершенствования системы развития муниципальных служащих.