№ № пп
| Наименование разделов и тем
| Трудоемкость (часы/зач. ед.)
| Содержание
| Формируемые компетенции
| Результаты освоения (знать, уметь, владеть)
| Образовательные технологии
|
| Раздел 1.
Конституционное право и конституционный строй Российской Федерации
Тема 1. Предмет и метод конституционного права России
Тема 2. Конституция Российской
Федерации
Тема 3. Конституционный строй Российской Федерации и его основы
| 18/0,5
|
Предмет и метод дисциплины «Конституционное право России». Конституционно-правовые нормы и институты.
Конституционно-правовые отношения. Источники и наука конституционного права. Наука конституционного права России.
Понятие, юридические свойства, сущность и структура конституции РФ.
Порядок пересмотра Конституции РФ и внесения в нее конституционных поправок.
История развития конституционного строя в России.
Понятие, основы конституционного строя и их закрепление в Конституции.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Характеристики конституционного строя Российской Федерации как суверенного, демократического, правового, федеративного, социального, светского государства с республиканской формой правления.
| ПК-1
ПК-3
ПК-7
ПК-9
| Знать:предмет и метод конституционного права. Роль дисциплины «Конституционное право». Значение Конституции, как основного источника права. Содержание Конституции РФ и ее влияние на другие отрасли права России. Понятие, основы и характеристики конституционного строя Российской Федерации.
Уметь:сравнивать, устанавливать закономерности и особенности влияния Конституции РФ на нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации; оценивать научные подходы к изучению конституционного права; работать с историческими источниками, научной литературой и Интернет-ресурсами.
Владеть:навыками самостоятельной работы с научным материалом; навыками подготовки докладов и эссе по актуальным проблемам изучаемого предмета.
| Лекции, ПТК,
коллоквиумы,
доклады
|
| Раздел 2.
Конституционный статус человека и гражданина
Тема 4. Основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации
| 18/0,5
|
Правовой статус личности в Российской Федерации. Гражданство РФ: понятие, принципы, основания приобретения, прекращения, порядок решения дел о гражданстве.
Понятие и классификация конституционных прав, свобод и обязанностей личности в РФ.
Правовое положение иностранцев, лиц с двойным гражданством и без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев, лиц привлекаемых к правовой ответственности, недееспособных лиц.
Федеральный Уполномоченный по правам человека: статус, компетенция. Деятельность уполномоченных по правам отдельных категорий населения в Российской Федерации и ее субъектах.
| ПК-1
ПК-3
ПК-7
ПК-9
| Знать:теоретические положения, заложенные в Конституции РФ и международных договорах, ратифицированных ГД, касающиеся проблемы обеспечения практической реализации основ правового статуса человека и гражданина РФ.
Уметь:работать с конституционными и другими правовыми источниками, научной литературой и Интернет-ресурсами; анализировать основные тенденции развития конституционного законодательства, выявлять противоречия, сопоставлять позитивные и негативные аспекты его развития, делать самостоятельные выводы, опираясь на правовые документы и научную литературу по проблеме.
Владеть:навыками объективной оценки и обобщения процессов формирования конституционного законодательства России, навыками аргументации собственных знаний и взглядов для оценки и прогнозирования современной политико-правовой ситуации в реальном правовом статусе человека и гражданина в РФ.
| Лекции, ПТК, коллоквиумы, доклады
|
| Раздел 3.
Конституционные основы территориально-государственного строя России
Тема 5. Федеративное устройство Российской Федерации
Тема 6. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
| 18/0,5
|
Понятие, сущность и типы федераций. Основные принципы федеративного устройства России, их правовое закрепление. Конституционно-правовой статус РФ.
Исключительные полномочия и предметы ведения Российской Федерации.
Совместные полномочия и предметы ведения РФ и ее субъектов.
Полномочия и предметы ведения субъектов Российской Федерации.
Правовой статус республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения как субъектов России. Административно-территориальное деление субъектов РФ.
| ПК-1
ПК-3
ПК-7
ПК-9
| Знать:теоретические положения, заложенные в основе федеративного устройства Российской Федерации, конституционно-правового статуса субъектов РФ и проблемы их практического применения.
Уметь:работать с правовыми источниками, научной литературой и Интернет-ресурсами; анализировать основные тенденции развития законодательства, выявлять противоречия, сопоставлять позитивные и негативные аспекты его развития, делать самостоятельные выводы, опираясь на правовые документы и научную литературу по проблеме взаимодействия России с субъектами РФ.
Владеть:навыками объективной оценки и обобщения процессов формирования конституционного законодательства, навыками аргументации собственных знаний и взглядов для оценки и прогнозирования современной политико-правовой ситуации во взаимоотношениях России и субъектов РФ.
| Лекции, ПТК, коллоквиумы, доклады
|
| Раздел 4.
Избирательная система и система органов государственной власти Российской Федерации
Тема 7. Избирательная система, избирательное право и процесс в Российской Федерации
Тема 8. Система органов государственной власти в Российской Федерации
| 18/0,5
|
Избирательная система: понятие и конституционно-правовое обеспечение. Понятие, предмет и метод избирательного права России. Избирательный процесс и его основные стадии.
Выборы: понятие, социально-правовое значение и политическая роль. Конституционные принципы российской избирательной системы. Финансирование выборов. Гарантии избирательных прав граждан России.
Конституционные принципы организации и деятельности государственных органов в России.
Система и виды государственных органов. Законодательные, исполнительные и судебные органы власти в Российской Федерации.
Государственная служба. Понятие, правовой статус и категории государственных служащих в РФ.
Вспомогательные органы государственной власти.
| ПК-1
ПК-3
ПК-7
ПК-9
| Знать:теоретические положения, заложенные в основе избирательной системы; понятие, предмет и метод избирательного права Российской Федерации, конституционные принципы избирательной системы. Систему органов государственной власти: принципы организации и деятельности, систему и виды государственных органов; понятие, правовой статус и категории государственных служащих Российской Федерации.
Уметь:работать с правовыми источниками, научной литературой и Интернет-ресурсами; анализировать основные тенденции развития конституционного законодательства, выявлять противоречия, сопоставлять позитивные и негативные аспекты его развития, делать самостоятельные выводы, опираясь на правовые документы и научную литературу по проблеме.
Владеть:навыками объективной оценки и обобщения процессов формирования конституционного законодательства России, навыками аргументации собственных знаний и взглядов для оценки и прогнозирования современной политико-правовой ситуации.
| Лекции, ПТК, коллоквиумы, доклады
|