Когда тело покойника готовят к погребению, кто нибудь из его близких — дядя, внук или ближайший друг — вдувает дым ему в ноздри и глаза, а в уши вставляет затычки из чайного дерева.
Дым вызовет в глазах слезы и помешает духу умершего подсматривать за родственниками, не даст ему вынюхивать их, а затычки в ушах — подслушивать.
Все аборигены боятся, что тени умерших вернутся и будут их преследовать. Они горячо умоляют покойника:
— Итак, прощай, старик. Только не возвращайся/
— Ты покидаешь нас. Не возвращайся/
— Со временем мы все там будем. Не возвращайся, старик/
— Жди нас терпеливо. «Другое место» — хороший лагерь, старик. Смотри не возвращайся! Делай что хочешь, но не возвращайся!
Волосы покойника срезают и прячут... Впоследствии ими воспользуются для розысков мулунгувы [человека, осуществляющего кровную месть от имени своего рода или племени. — Авт.у. Труп заворачивают в полоски коры чайного дерева и эвкалипта, чтобы вороны и ястребы не расклевали его... Здесь он будет находиться два года. За это время мясо сгниет и останутся только белые кости.
|
|
Их собирают, покрывают красной охрой, кладут в полое бревно и несут в пещеру или на берег билабонга [речная заводь. — Авт. 7 в стране умершего.
Родичи, которые несут бревно с костями, снова умоляют тень умершего:
— Теперь ты лежишь на красивой поляне среди чайных деревьев. Я дооолго нес тебя обратно в родную страну, так сделай же что-нибудь и для меня. Наполни билабонг лилиями, перенеси дикий мед поближе к лагерю, сделай валлаби жирными, кенгуру ручными, а воду в реках прозрачной.... И пошли нам, старик, хороший урожай.
Переноска костей... служит сигналом для исступленных траурных воплей, не похожих на звуки, производимыми людьми: все женщины семейства умершего, не переставая, истерически воют.
Хотя покойник скончался два года назад, они теперь наносят себе удары ножами и камнями, полосуют тело колючей проволокой.
Ранения должны заставить женщину кричать искренно, и, безусловно, они достигают своей цели. Если она распалилась недоста точно, то, чтобы усилить скорбь, ударяет себя по голове бумерангом. Некоторые предпочитают пользоваться лезвием топора или бьются головой о землю.
ЛоквудД. Я — абориген. — М., 1971. - С. 114—115.