Текст 2.4. Погребальный культ

Когда тело покойника готовят к погребению, кто нибудь из его близких — дядя, внук или ближайший друг — вдувает дым ему в ноздри и глаза, а в уши вставляет затычки из чайного дерева.

Дым вызовет в глазах слезы и помешает духу умершего подсмат­ривать за родственниками, не даст ему вынюхивать их, а затыч­ки в ушах — подслушивать.

Все аборигены боятся, что тени умерших вернутся и будут их преследовать. Они горячо умоляют покойника:

— Итак, прощай, старик. Только не возвращайся/

— Ты покидаешь нас. Не возвращайся/

— Со временем мы все там будем. Не возвращайся, старик/

— Жди нас терпеливо. «Другое место» — хороший лагерь, ста­рик. Смотри не возвращайся! Делай что хочешь, но не возвращайся!

Волосы покойника срезают и прячут... Впоследствии ими восполь­зуются для розысков мулунгувы [человека, осуществляющего кров­ную месть от имени своего рода или племени. — Авт.у. Труп завора­чивают в полоски коры чайного дерева и эвкалипта, чтобы вороны и ястребы не расклевали его... Здесь он будет находиться два года. За это время мясо сгниет и останутся только белые кости.

Их собирают, покрывают красной охрой, кладут в полое бревно и несут в пещеру или на берег билабонга [речная заводь. — Авт. 7 в стране умершего.

Родичи, которые несут бревно с костями, снова умоляют тень умершего:

— Теперь ты лежишь на красивой поляне среди чайных деревьев. Я дооолго нес тебя обратно в родную страну, так сделай же что-нибудь и для меня. Наполни билабонг лилиями, перенеси дикий мед поближе к лагерю, сделай валлаби жирными, кенгуру ручными, а воду в реках прозрачной.... И пошли нам, старик, хороший урожай.

Переноска костей... служит сигналом для исступленных траур­ных воплей, не похожих на звуки, производимыми людьми: все жен­щины семейства умершего, не переставая, истерически воют.

Хотя покойник скончался два года назад, они теперь наносят себе удары ножами и камнями, полосуют тело колючей проволокой.

Ранения должны заставить женщину кричать искренно, и, бе­зусловно, они достигают своей цели. Если она распалилась недоста точно, то, чтобы усилить скорбь, ударяет себя по голове бумеран­гом. Некоторые предпочитают пользоваться лезвием топора или бьются головой о землю.

ЛоквудД. Я — абориген. — М., 1971. - С. 114—115.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: