Текст 2.1. Фетишизм

Из дома выносят плетеную сеть. В ней хранятся священные пред­меты деревни — кости убитых врагов. Они ослепительно белые. Но их чистота объясняется отнюдь не тем, что дани [название пле­мени. — Авт.у аккуратны, все гораздо проще: если в деревне кто-то заболевает, больному следует сосать кость...

Священные предметы в разных деревнях различны. Но по­всюду островитяне твердо верят, что они оказывают решающее влияние на судьбу клана или племени. В наши дни в католических и других церквах сохранились реликвии, якобы обладающие чудодей­ственной силой. Однако они не идут ни в какое сравнение с той си­лой, какую приписывают здесь кусочкам твердого, как камень, кала или обломкам костей либо челюстей врагов, сохранившихся от пир­шества и тщательно завернутых в сухую банановую кожуру. Пре­выше всего ценится холим, некогда принадлежавший убитому вражес­кому вождю, в котором сохранились остатки кожи. В сетке со священными предметами можно найти множество костей от отре­занных фаланг пальцев; всякий раз, когда у женщины случается горе, она отрубает фалангу одного из пальцев. Из-за этого обычая многие женщины к старости лишаются пальцев и становятся инвалидами. Считается, что фетиши приносят деревне счастье. В торжествен­ных случаях их выносят из мужского дома и смазывают затхлым свиным жиром. Чем больше предметов, тем больше надежд на то, что племя сумеет пережить голод, справиться с болезнями, отразить грядущие напасти, тем сильнее будут ублаготворены невидимые, но всесильные духи предков. Время от времени воины сходятся вместе и, соблюдая ранги, прикасаются к холиму убитого вражеского вождя; так они дают клятву, что пойдут в новые военные походы, пораду­ют своих предков и тем самым увеличат чудодейственную силу фе­тишей. Этим объясняются незатухающие войны между племенами, от которых страдают в первую очередь старики и дети. Между по­лями, где жители враждующих деревень возделывают батат, суще­ствуют небольшие пространства ничейной земли, охраняемые дозор­ными, сидящими на высоких деревьях. Однако никакая охрана не помешает молодому, желающему отличиться воину под прикрыти­ем кустарника подкрасться к полю, где работают женщины, и ута­щить одну из них в свою деревню. Вскоре радостные крики возвестят о предстоящем развлечении: сначала девушку обесчестят, после чего замучают до смерти и, наконец, съедят. Ее кости пополнят коллек­цию священных предметов и принесут уважение «удальцу».

Фальк-Ренне А. Путешествие в каменный век. Среди племен Но­вой Гвинеи. - М., 1985. - С. 87-88.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: