Текст 2.5. Культ предков

Вера в возвращение душ умерших предков туда, где они раньше жили. — элемент синтоизма [национальной религии японцев.

Считается, что в день Бон семью посещает семь поколений предков... Поскольку первоначально считалось, что душа умершего обитала в горной долине, где находилось и его тело, то в праздник Бон шли молиться в горы, чтобы пригласить душу умершего. В горах... возжи­гали курительные палочки, а огонь от них приносили домой и им у входа зажигали так называемый факел встречи душ предков. Факел представлял собой фитиль из кусочка ткани. Считалось, что вмес­те с ним, т. е. с огнем, в дом входили души ушедших. Слово «огонь» по звучанию является частью слова «душа» (хи — огонь, а тамаси-хи — душа). Поэтому огонь считался символом души...

Хотя День поминовения усопших, казалось бы, праздник груст­ный, но отмечается он весело, красочно и шумно. По замечанию Катаяма Сэн, «это веселый народный праздник. Царит атмосфера легкой шутки, хёп'чой остроты». Дело в том, что, согласно поверь­ям, в эти дни души умерших посещают свои дома и семьи во многих поколениях как бы «воссоединяются»...

Накануне Бон повсеместно устраивают специальные ярмарки — бонити, или кусаити (травяной рынок), где можно купить все, что необходимо для соблюдения ритуала праздника: украшения для дома и кладбищ, специальную пищу.

В первую очередь посещают кладбища и приводят в порядок се­мейные могилы. Их украшают ветками священных в синтоистской религии деревьев сакаки (клеера японская) и коямаки (зонтичная сосна); эти деревья произрастают только в Японии. На могилы кла­дут также моти, фрукты и курительные палочки. Большая подго­товка к празднику проводится и в домах. Комнаты тщательно убирают. В главной комнате перед домашним буддийским алтарем (буцудан) расстилают небольшую циновку — лакомо, сплетенную из сухого тростника. На нее кладут поминальные таблички с име­нами умерших. Считается, что каждая ихай как бы оживает на время возвращения души. Вокруг ставятся украшения; все это мес­то огораживается миниатюрной загородкой.

Для душ умерших ставят также специальную пищу. Это связа­но с уже упоминавшейся легендой о верном сыне, который спас мать от голодной смерти в загробном мире. Обычно кладут те кушанья, которые любили покойные. Это может быть картофель с кунжут­ным маслом, моти, баклажаны, арбузы, тыква, сладости, фрукты, т. е. «100 сортов пищи и 5 сортов плодов», как говорили японцы в старину. В последний день Бон готовят так называемые прощаль­ные данго — клецки, которые должны поддержать силы душ умер­ших перед возвращением в загробный мир...

Маркарьян СБ.. Маркарьян Э.В. Праздники в Японии. — М., 1990.— С. 176-178.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: