Сертификация отремонтированной с.-х. техники и аттестация

(сертификация) производства продукции ремонтных предпри­ятий

Основу правовой базы управлением качества услуг составляют законы Российской Федерации «О защите прав потребителей» и «О сертификации продукции и услуг».

Закон РФ «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и исполнителями, устанавливает права потребителей на исполнение услуг надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получение информации об услугах и их исполнителях, а также определяет механизм реализации этих прав.

Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» устанавливает правовые основы сертификации продукции и услуг, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.

Под сертификацией понимается деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Она может быть обязательной и добровольной.

Обязательная сертификация – подтверждение уполномоченным на то органом соответствия товара (работы, услуги) обязательным требованиям стандарта.

Добровольная сертификация – сертификация, проводимая на добровольной основе по инициативе изготовителя (исполнителя), продавца (поставщика) или потребителя продукции.

При проведении работ по сертификации необходимо учитывать следующие специфические особенности услуг:

- непосредственное взаимодействие исполнителя и потребителя при оказании услуг;

- воздействие на потребителя услуг условий обслуживания, характеризуемых комплексом санитарно-гигиенических, эстетических, временных и других характеристик;

- совпадение по времени процессов производства и потребления ряда услуг;

- невозможность транспортирования и хранения услуг;

- осуществление оценки качества услуг непосредственно потребителем.

Обязательную сертификацию услуг проводят на соответствие требованиям, направленным на обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителей и охрану окружающей среды, предотвращение причинения вреда имуществу потребителей.

Добровольную сертификацию проводят на соответствие любых требований и характеристик услуг документам, выбранным заявителем. Возможные схемы сертификации услуг представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Схемы сертификации продукции и услуг

Проверка (испытание) результата услуги проводится путем контроля отремонтированных и других изделий, принадлежащих потребителям, а для нематериальных услуг - путем выявления оценки при социологическом опросе потребителей.

Аттестация процесса представления услуги включает: проверку технологического процесса исполнения услуги, комплекта технологического и испытательного оборудования, мастерства исполнителя.

Аттестация мастерства исполнителя предусматривает оценку профессионального уровня, включая тестирование исполнителей услуг, связанных с непосредственным обслуживанием потребителей.

Сертификация системы качества обслуживания осуществляется в соответствии с документами системы сертификации ГОСТ Р.

Сертификация предприятия сферы услуг в целом предусматривает оценку состояния материальной базы; ассортимента и качества услуг, включая целевые и дополнительные услуги; условий обслуживания; профессионального мастерства обслуживающего персонала.

Для сертификации материальных видов услуг предпочтительными схемами сертификации являются (см. таблицу 1):

- первая схема - аттестация профессионального мастерства исполнителя услуги (для граждан-предпринимателей и малых предприятий);

- вторая схема - аттестация процесса предоставления услуги и выборочная проверка результата услуги при периодическом инспекционном контроле.

Для сертификации нематериальных видов услуг предпочтительными схемами сертификации являются (см. таблицу 1):

- четвертая схема - сертификация предприятия в целом с последующим инспекционным контролем;

- пятая схема - сертификация системы качества обслуживания с последующим инспекционным контролем за ее функционированием.

Нормативными документами при проведении сертификации услуг являются международные стандарты, межгосударственные и государственные стандарты, санитарные и другие нормы и правила, а также нормативные документы на конкретные виды услуг, утвержденные органами государственного управления.

Нормативные документы, используемые при обязательной сертификации, должны содержать требования:

- по безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан;

- экологичности;

- к методам проверки (контроля, испытаний) услуг;

- к технологическим процессам исполнения услуг;

- к мастерству исполнителя услуг;

- к системам качества.

Для проведения сертификации услуг исполнитель услуги (заявитель) направляет декларацию-заявку в аккредитованный орган по сертификации.

При получении сертификата исполнитель услуги маркируетдокументацию (квитанции, ярлыки, абонементы, путевки, проспекты и т.д.), упаковку и вывески национальным знаком соответствия.

Инспекционный контроль за соблюдением требований к сертификационным услугам осуществляется в период действия сертификата на услуги с целью подтверждения соответствия услуги требованиям соответствующей нормативной документации.

Периодичность проведения и объем контроля определяются органом по сертификации, но не менее чем один раз в полгода.

Организация и проведение работ по сертификации возлагаются на Госстандарт России и другие государственные органы управления. Испытания продукции и выдачу протоколов испытаний для целей сертификации выполняют испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном порядке. По результатам испытаний для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям выдаются сертификат соответствия и знак соответствия.

Принципы функционирования, организационная структура и порядок сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники определены «Системой добровольной сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники».

При проведении сертификации услуг в Системе применяют три схемы сертификации.

Схема 1 предусматривает оценку мастерства исполнителя услуг, включающую проверку его квалификации, знаний технологической и нормативной документации, наличия и состояния контрольно-измерительных приборов и выборочную проверку результатов услуг, а также последующий инспекционный контроль за стабильностью характеристик услуг. По этой схеме рекомендуется сертифицировать услуги небольших предприятий технического сервиса и граждан-предпринимателей, оказывающих услуги.

Схема 2 подразумевает оценку процесса исполнения услуг, включающую проверку технологического процесса их исполнения, состояние технологического оборудования и контрольно-измерительных приборов, проверку мастерства исполнителей, выборочную проверку результатов услуг и инспекционный контроль за стабильностью характеристик услуг. По этой схеме сертифицируют предприятия технического сервиса – станции технического обслуживания, мастерские машинно-технологических станций, районные технические центры, ремонтно-технические предприятия и др.

Схема 3 предусматривает сертификацию системы качества и последующий инспекционный контроль за стабильностью ее функционирования. Такую схему применяют для сертификации предприятий технического сервиса со сложными технологическими процессами (специализированные предприятия по капитальному ремонту тракторов и сложных сельскохозяйственных машин, их сборочных единиц, ремонтные заводы).

При проведении сертификации услуг в системе проверяют характеристики (показатели) услуг и используют различные методы проверок. Они служат для полного и достоверного подтверждения показателей услуг требованиям, направленным на обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителя услуг, охраны окружающей среды, указанных в соответствующих документах.

В системе сертификации предусмотрена проверка на соответствие нормативным документам показателей, характеризующих производство:

- наличие оборудования и оснастки для качественного выполнения соответствующих услуг;

- существующий порядок совершенствования технологической документации;

- квалификация исполнительных руководителей и специалистов;

- соблюдение условий договора и обеспечение гарантийных обязательств;

- обеспечение прав потребителей при обнаружении недостатков в исполнении заказа.

При положительных результатах сертификации исполнители получают сертификат соответствия и лицензию на право пользования знаком соответствия в системе сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники. Знак представляет собой равносторонний пятиугольник, вписанный в условную окружность.

Его проставляют на сопроводительную документацию (квитанции и др.), выдаваемую потребителю, а также на вывески и рекламные проспекты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: