I. Структура социологии, её объект, предмет, метод и функции

Для того, чтобы определить объект и предмет социологии как науки, целесообразно предварительно уточнить общие понятия объекта и предмета.

Под объектом исследования обычно понимают определённую часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него.

Объектом изучения (исследования) социологии является общество.

Предмет исследования, напротив, существует только в голове исследователя, то есть полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделенных нами сторон. Таким образом каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения. Например, алмаз как объект существующей независимо от нас реальности может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на его добывание, обработку, а так же потребностей рынка в нём (следовательно стоимости), инженера – с точки зрения его прочности, оптических качеств и т.д., ювелира – с точки зрения возможности и способов его обработки, геолога – с точки зрения особенностей его залежей, его добывания. Каждый может заинтересоваться и другими сторонами объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет. Таким образом, в самом объекте не содержится никакого предмета исследования. Его выделение путём абстрагирования от других свойств объекта представляет собой необходимый этап в процессе научного познания окружающего нас мира.

Выделение предмета исследования у такого крупного и сложного объекта изучения, как общество, стало основой для выделения и самостоятельного развития ряда наук:

- социальная философия (наиболее общие законы развития общества);

- экономика (изучает процессы производства материальных благ, их обмена, распределения и потребления);

- политология (изучает крупные общественные процессы, связанные с управлением и функционированием института государства, образованием правительств, распределением власти между различными общественными группами);

- история (процессы изменений, происходящих в различных временных промежутках и проблемы, связанные с происхождением отдельных социальных групп и общностей);

- социальная психология (различные виды и формы поведения личностей, влияние на поведение психики человека его социального окружения);

- демография (процессы, связанные с народонаселением).

Что же изучает социология, каков её предмет?

Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить общество как структуру, то есть не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как целое, состоящее из определённым образом расположенных, упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго указанных границах. Условно, для простоты общество можно представить в виде городского парка культуры и отдыха, имеющего определённые границы. Для того, чтобы узнать, что из себя представляет парк, необходимо изучить его структуру, то есть его схема, какие аттракционы он в себя включает, где можно перекусить, послушать музыку, имеется ли водоём и т. д., кто и с какой целью посещает. Причём эта структура парка, отражает как различие интересов индивидов, так и их социальные различия. Поэтому важнейшей составной частью предмета социологии является социальная структура (структура общества), её основные элементы (классы, слои, группы, общности, личности).

Продолжая рассматривать парк, нам становится не без интересно как работают его элементы (в какое время, платно или бесплатно), как до них добраться, будут ли при этом работать кафе, не может ли что-либо помешать отдыху. То есть нас интересуют по существу, связи, коммуникации, взаимодействия, контакты между структурными элементами парка. Так и в социологии важнейшей стороной предметной области являются социальные связи между структурными единицами общества (социальные контакты, действия, взаимодействия, социальные отношения, социальные институты).

Кроме того, знакомясь с тем или иным парком, нас всегда интересуют условия в нём, то есть климатические условия (время года, состояние погоды), физические условия (состояние зелёных насаждений, обустроенность), культура и правопорядок. Точно также важнейшую часть предметной области социологии, составляют условия существования основных структурных элементов общества (физическая окружающая среда, культура и др.).

Мы всегда, говоря о чём-либо, сравниваем его настоящее с прошлым, пытаемся заглянуть в будущее. То есть, нас интересуют протекающие процессы, их направленность, характеристика. Следовательно важнейшей составной предметной области социологии, характеризующей её динамику являются социальные процессы, протекающие в социальных структурах.

Таким образом предмет социологии как науки составляют:

► структуры общества, их элементы (классы, слои, группы, общности, личности);

► социальные связи между структурными единицами общества (контакты, действия, взаимодействия, социальные отношения, социальные институты);

► условия их существования (физическая окружающая среда, культура и др.);

► социальны процессы, протекающие в социальных структурах.

Определив предметную область социологии, не представляет большой сложности дать определение этой науке.

Социология – это наука, изучающая структуры общества, их элементы (классы, слои, группы, общности, личности); социальные связи между структурными единицами общества (контакты, действия, взаимодействия, социальные отношения, социальные институты); условия их существования (физическая окружающая среда, культура и др.); социальны процессы, протекающие в социальных структурах.

«Социология (лат. Societas – общество и греч. Loqos – учение, слово) – наука об общих и специфических законах и закономерностях развития и функционирования исторически определнных социетальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей, соц. групп, классов, народов”. (Российская социологическая энциклопедия. Под ред. академика РАН Г.В. Осипова. М.: Изд. Группа НОРМА – ИНФРА·М, 1998, с. 486).

«Современная социология – самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах, о законах их действия и развития (Социология (конспект лекций)». – М.: «Изд-во ПРИОР», 2001. – с 3)

Для того, чтобы проникнуть глубже в сущность социологии как науки, следует рассмотреть её основные функции, то есть понять её предназначение.

Функции социологии: познавательная; прогностическая; диагностическая; функция социального проектирования и конструирования; организационно-технологическая; управленческая; инструментальная; идеологическая; прикладная; социального контроля.

Теперь раскроем значение каждой из этих функций.

Познавательная функция.

Социология, как и всякая наука, призвана раздвигать горизонты познания объективной реальности, она направлена на изучение социального, которое в силу своей природы не только испытывает постоянное воздействие практики людей, непрерывно изменяясь вследствие этого, но и само является прямым непосредственным выражением общественной практики.

Прогностическая функция.

На основе знания качества и сущности, законов функционирования и развития той или иной реальности наука способна построить краткосрочный или долгосрочный прогноз изменения реальности.

Диагностическая функция.

Позволяет своевременно выявлять причины социальных недугов и, следовательно, вырабатывать и принимать адекватные меры по оздоровлению социальной обстановки.

Функция социального проектирования и конструирования.

Социология непосредственно обслуживает преобразовательную практику строительства нового общества. Одна из важнейших ее задач заключается в том, чтобы каждая социальная организация была вооружена научными рекомендациями для самосовершенствования. В ходе социального проектирования разрабатываются модели конкретной организации с оптимальными параметрами ее функционирования, когда и сама организация и каждый ее член находятся в условиях, позволяющих им наиболее полно выразить себя, добиться общественного результата.

Организационно-технологическая функция.

Создание социальных технологий, определяющих порядок и четкие правила практических действий по достижению конкретного результата в совершенствовании социальной организации, социального процесса или социальных отношений становится все более постоянной потребностью общественной практики.

Управленческая функция.

Научные результаты социологии - рекомендации, предложения, методики, оценки различных характеристик субъекта, его практики - служат исходным материалом разработки и принятия управленческого решения.

Инструментальная функция.

Здесь большое значение приобретают методы и инструментарий по поиску, регистрации, измерению, обработке, анализу, обобщению первичной социологической информации. Наиболее общим инструментом в этой деятельности может рассматриваться само социологическое исследование с его методами.

Идеологическая функция.

Дело в том, что социология в той или иной форме выражает интересы определенных социальных групп, классов, политических партий и движений. Этого невозможно избежать, даже если поставить цель полностью избавиться от идеологического подхода в конкретных социологических исследованиях и в формулировании положений специальных социологических и общесоциологических теорий. Ведь социолог занимает определенное социально-классовое положение и нередко входит в ту или иную политическую партию. Он осмысливает исследуемые им социальные процессы, общественные отношения и деятельность различных субъектов с позиций определенного мировоззрения, формирование которого зависит от его социального положения.

Прикладная функция.

Обозначает ориентацию социологии на решение практических проблем.

Функция социального контроля.

Предполагает сбор, систематизацию и накопление социальной информации, получаемой в результате проведения исследований.

Итак, функции социологии раскрывают широкий спектр задач, в комплексе которых представлены богатое содержание этой науки и ее специфика, особенности ее объекта и предмета.

Раскрывая социологию как науку, представляется важным рассмотрение её основных законов и категорий.

Трудно представить себе человека, полностью свободного в своих действиях, формировании личностных целей и выборе альтернатив поведения. Каждый живущий в обществе человек подвергается воздействию со стороны не только окружающих его отдельных личностей, ассоциаций, групп, но и результатов их прошлой деятельности: системы ценностей, норм, правил, правовых законов. Кроме того, очевидно, что важным фактором, ограничивающим свободную деятельность человека, служит окружающая его среда: климатические условия, предметы материальной культуры, созданные руками людей, природные и космические явления. Это обуславливает повторяемость образцов поведения человека и в известной степени предсказуемость его стремлений, установок и действий, которая растёт по мере усложнения структуры общества и появления новых способов контроля за действиями людей. Таким образом, деятельность и поведение людей в обществе подвержены действию объективных, то есть не зависящих от сознания людей, социальных законов (тенденций).

Социальный закон – относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и профессиональными группами, а также между обществом и социальной организацией, обществом и трудовым коллективом, обществом и семьёй, обществом и личностью, городом и деревней, общественной организацией и личностью.

Социальные законы действуют во всех сферах человеческой деятельности и могут различаться по сфере своего распространения. Как и все научные законы, социальные законы обладают следующими основными признаками:

1. Закон может вступать в действие только при наличии определённых, строго оговорённых условий;

2. При этих условиях закон действует всегда и везде без каких-либо исключений;

3. Условия, при которых действует закон, реализуется не полностью, а частично и приблизительно.

Пример: Если в одном учреждении человеку платят за такую же работу больше, чем в другом, то человек поступит работать в первое из них при том условии, что для него работа в этом учреждении не отличается ничем, кроме зарплаты.

Изучая социальные законы, необходимо:

⇨ выявлять потребности индивидов, составляющих социальную группу, страту, класс или общество в целом;

⇨ отталкиваясь от этих потребностей, искать повторяемость в их поведении;

⇨ определять условия, в которых наблюдается найденная повторяемость;

⇨ формулировать социальные законы, знание которых необходимо для успешного управления социальными процессами, происходящими в обществе.

Люди поступают в соответствии с социальными законами неосознанно и обучаются такому «узаконенному» поведению в процессе общения с другими людьми и с социальными институтами, исходя при этом из своих потребностей.

Социологические категории – основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие объективную действительность в обобщённом виде, в её становлении, развитии и утверждении. Социологические категории выступают кирпичиками познания социальной действительности, кирпичиками социологической науки и социологического знания, основой мыслительного процесса о социальной действительности. Невозможно вести социологическое исследование, если оно не опирается на категориальный аппарат. Социологические категории имеют определённую специфику:

во-первых, они отражают не общество в целом, а конкретные его компоненты различной функционально-структурной направленности;

во-вторых, они являются не всеобщими, как философские категории, а специфическими, работающими лишь в социологии;

в-третьих, социологические категории имеют двойное назначение (социологических теорий и прикладной социологии).

Социологические категории условно можно разделить на методологические и процедурные:

- категории, раскрывающие социальные связи (социальный факт, социальные действия, социальные отношения, социальный контроль, социальные институты);

- категории раскрывающие социальные общности (социальная общность, социальный класс, социальный слой, социальная группа, личность);

- категории, отражающие социальные процессы (социальная активность, мобильность, соревнование и др.);

- категории, раскрывающие социальное развитие (социальное изменение, перерождение, деградация, рост, движение, прогресс).

Вы уже наверное обратили внимание, что при рассмотрении предметной области социологии, ключевой категорией является категория «социальное». Действительно это одна из важнейших социологических категорий.

Социальное - это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.

Раскрывая основные методы социологии, следует отметить общенаучные методы (анализ, синтез, диалектический метод и др.) и собственно социологический метод как собирательное понятие, характеризующее основные теоретические и методологические установки социолога, реализуемые в процессе социологического исследования и ведущие к расширению и углублению сферы социального знания. (Демонстрирую схему).

Накопление знаний в любой науке определенным образом организовано, оно имеет свою структуру, которая выражает специфику общественного познания данной науки. Как и многие другие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном.

Фундаментальные социологические теории возникли из социальной философии и психологии. Они основывались на наблюдениях, умозаключениях и обобщениях различных сторон общественной жизни, которые давали сведения о единых для всех социальных структур законах поведения людей.

Вместе с тем, очевидно, что социология как наука должна основываться на точных, конкретных данных об отдельных социальных фактах, составляющих процесс изменения и структуру общества. Эти данные собираются исследователями с помощью методов эмпирических исследований.

Общесоциологические теории и эмпирические исследования должны быть неразрывно связаны между собой, так как теоретизирование, не подкреплённое знанием конкретных фактов социальной действительности, становятся бессодержательными, нежизненным. В тоже время эмпирические исследования, не связанные общетеоретическими выводами, не могут объяснить природу большинства социальных явлений. Да и само эмпирическое исследование начинается с теоретического анализа имеющейся социальной проблемы и с гипотезы.

Противостояние фундаментальных и теоретических исследований в значительной степени тормозило развитие социологии, мешало кооперации учёных и объединению их усилий. Выход из этого положения был найден в результате формирования ещё одного уровня социологического знания – теорий среднего уровня. Этот научный термин введён в практическую деятельность исследователей американским социологом Робертом Кингом Мертоном. Теории среднего уровня занимают некоторое промежуточное положение между фундаментальными теориями и эмпирическим обобщением первичной социологической информации.

Таким образом, структурно социология содержит три уровня: фундаментальная социологическая теория; теория среднего уровня или отраслевая социология; первичное обобщение эмпирических данных, полученных путём проведения социологических эмпирических исследований.

Тема 2-1. История становления и развития социологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: