Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Младенчество и раннее детство




У многих детей задерживается развитие прямостояния: начинают значительно позже, чем нормальные дети, держать голову, сидеть, стоять, ходить.

Задержка может захватывать не только первый, но и второй год жизни. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют.

Наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему, общая патологическая инертность. Это не исключает крикливости, беспокойства, раздражительности, двигательной расторможенности.

Не возникает интерес к игрушкам, находящимся над кроваткой или в руках взрослых.

Не происходит своевременного перехода к общению с взрослыми на основе совместных действий с игрушками.

Не возникает жестовая форма общения (н-р, указательные жесты).

Не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни.

Отсутствуют и предпосылки развития речи: предметное восприятие, предметные действия, общение с взрослыми, в частности доречевые формы общения.

Недоразвит артикуляционный аппарат и фонематический слух. В результате своевременно не возникает лепет, который должен появиться с 6 месяцев и зависит не от влияния взрослых, а от состояния нервной системы.

2. Дошкольный возраст.

Начинают формироваться перцептивные действия, которые в норме развиваются в раннем детстве.

Появляется интерес к предметам, игрушкам. Возникают простейшие представления об их свойствах и отношениях.

В 5 лет дети могут делать выбор по образцу: цвету, форме, величине.

К концу дошкольного возраста немногим более 50 % умственно отсталых детей достигает уровня развития восприятия характерного для начала дошкольного возраста нормальных детей.

Отстает развитие наглядно-действенного мышления. К концу дошкольного детства не всем доступно решение практических задач – перемещение предмета, его использование.

До конца дошкольного возраста фактически отсутствует возможность решения наглядно-образных задач.

Для большинства умственно отсталых детей развитие речи в дошкольном возрасте только начинается. Они начинают говорить с 4-5 лет. Первые слова появляются после 3 лет, фразы – к концу дошкольного возраста. Активный словарь беден, фразы односложны. Дети не могут передать элементарное связное содержание. Их пассивный словарь также значительно меньше по объему, чем в норме. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из 2-х-3-х слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, т.к. они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника.

В отличие от детей с нарушенным слухом, у умственно отсталых недоразвитие коммуникативной функции речи не компенсируется другими средствами общения – мимикой, жестами.




Медленно развивается словарный запас и обобщаются понятия. Дети с трудом абстрагируются от конкретной ситуации. Речевая продукция сводится к использованию заученных речевых шаблонов. Ребенок долго общается в вопросно-ответной форме, контекстная речь формируется с трудом.

Самостоятельный рассказ сводится к простому перечислению отдельных предметов и действий, изображенных на картинке.

Внимание к речи окружающих и контроль за своей речью снижен. Отсутствуют вопросы «почему?».

Отстают от сверстников во всех видах продуктивной деятельности: рисовании, лепке, конструировании.

Рисунки примитивны, фрагментарны; формы и пропорции предметов искажены. Умственно отсталые дети не используют в своих рисунках цвет.

Элементы трудовой деятельности начинают формироваться под влиянием требований окружающих. Сами умственно отсталые дети не хотят овладевать навыками самообслуживания. Нет понимания последовательности и логики всех действий, входящих в навык.

При наличии правильного воспитания умеют обслужить себя в быту, приобретают гигиенические навыки, проявляют инициативу в повседневных домашних делах.

Игры носят элементарный подражательный характер, изобилуют стереотипными действиями, отсутствует творчество, замысел в игре. Дети плохо усваивают правила игры, отсутствует символическая функция. Игровые действия не сопровождаются эмоциональными реакциями и речью. Сюжетно-ролевая игра самостоятельно, без специального коррекционного обучения у умственно отсталых детей не формируется. Дебильные дети могут поддержать коллективную игру своих нормально развивающихся сверстников.



К школьному возрасту фактически не возникает предметная деятельность: действия с предметами остаются на уровне манипуляций. Интерес к предметам и игрушкам оказывается кратковременным, т.к. побуждается их внешним видом.

Первые проявления самосознания (отделение своего «Я») происходят после 4-х лет. Проявляются в негативных реакциях на замечания, порицания. Систематическое переживание неуспеха ведет к формированию патологических черт личности – отказу от всякой деятельности, пассивности, замкнутости, агрессивности или, наоборот, к заискиванию перед взрослыми и более сильными, угодливости, негативизму, озлобленности. Желание самоутвердиться приобретает патологические формы: озлобленность, жестокость к более слабому.

Ограниченность средств общения (речевых и неречевых), непонимание игровой ситуации ведут к отверженности умственно отсталых детей в коллективе сверстников. В поведении превалируют сиюминутные желания и импульсивные действия.

Диагностика негрубых форм умственной отсталости (дебильности) у дошкольников часто затруднена: в поведении от нормальных сверстников они отличаются незначительно, а несформированность навыков самообслуживания может быть расценена как результат неправильного воспитания.

Иногда выраженное речевое недоразвитие является единственным симптомом, настораживающим окружающих. Не привлекают внимания родителей и воспитателей замедление психического развития, недостаток фантазии и любознательности, низкая популярность среди детей.

3. Младший школьный возраст.

Умственный дефект проявляет себя с началом школьного обучения. Проявляется неспособность к образованию отвлеченных понятий при относительной сохранности наглядно-образного мышления. Дети плохо понимают связи между звуком и буквой, множеством и его численным выражением, плохо осмысливают даваемые учителем задания. Для понимания задания требуется, чтобы оно было изложено в виде кратких предложений без вводных слов, причастных оборотов и т.п. Подсказка помогает мало: необходимо растолковать задание полностью, во всех деталях.

Навыки чтения и письма усваиваются медленно: для полного усвоения задание нужно повторять многократно на протяжении 10-20 дней.

Правила правописания усваиваются с трудом. Умственно отсталые дети фразы строят примитивно, их речь страдает аграмматизмами, косноязычием.

Плохо распознают отношения событий и предметов во времени и пространстве («раньше», «позже», «правее», «левее»).

Сравнивать сходные предметы по величине, объему, весу могут только в наглядно-действенном плане, взяв их в руки и приложив друг к другу.

Чтобы перейти к наглядно-образному обучению, оперированию образами предметов, требуется несколько лет. Различия между сходными предметами обнаруживают с большей легкостью, но при этом могут работать одновременно не более чем с 2-3 предметами.

При обучении счету плохо усваивают понятие количественного содержания числа, смысл условных арифметических знаков, не улавливают условия несложной задачи без предварительного разъяснения.

Отсутствует умение устанавливать причинно-следственные зависимости, что влечет за собой непонимание математических задач. Воображение не развито: дети не могут придумать окончание незаконченного рассказа, не умеют включиться в чужую роль.

Любят слушать музыку, пытаются танцевать, но движения неловки, размашисты, не согласуются между собой.

Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с незначительной умственной отсталостью все же имеют возможности для развития.

У них в основном сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, ориентированы на взрослого, у большинства из них эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность.

В младших классах вспомогательной школы у детей формируют правильное произношение, фонематическое восприятие, умение выслушивать и задавать вопрос, правильно рассказать о своей работе, выполнить задание по словесной инструкции.

Формируются первоначальные пространственные представления, первоначальные представления о числе, представления о природе, людях, вещах.

Прививаются основные навыки чтения и письма, исправляются некоторые недостатки моторики, формируются навыки целенаправленных, организованных движений.

В старших классах продолжается работа по обучению детей чтению, грамотному письму, развитию устной речи, элементарной арифметике. Сообщаются элементарные сведения из истории и географии Родины. Средствами естествознания формируются навыки ухода за растениями и животными.

В этот же период детей начинают обучать специальности – дерево- и металлообработке, швейному или картонажно-переплетному делу, отдельным видам сельскохозяйственных специальностей.

Средствами наглядности и трудового обучения удается к среднему и старшему возрасту несколько сгладить недостатки мышления. Достигаются значительные успехи в развитии наглядно-образного мышления, практической деятельности, в речи и словесно-логическом мышлении: дети постепенно овладевают системой понятий, научаются черпать некоторые знания из книг, газет, телепередач.

Развивающееся мышление способствует совершенствованию восприятию, памяти, чувств, содействует подготовке к самостоятельной жизни, формированию убеждений и мировоззрения.

К старшему школьному возрасту значительно обогащается не только пассивный, но и активный словарь, расхождение между ними несколько сглаживается. В устной, иногда и письменной речи появляются сложные грамматические конструкции. Развивается и разговорная речь, становясь более последовательной, связной, понятной для собеседников. Формирующаяся внутренняя речь способствует развитию осмысленного запоминания, благодаря чему умственно отсталые дети научаются понимать и воспроизводить прочитанные тексты.





Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 1722; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома - страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 7776 - | 6447 - или читать все...

Читайте также:

 

34.229.194.198 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.