Обычно в управлении выделяют следующие характеристики информации: объем, достоверность, ценность, насыщенность и открытость. Объем воспринимаемой информации имеет три уровня:
- информационная избыточность;
- субминимальный уровень информации;
- недостаток информации (информационный голод).
Информационная избыточность об объекте управления повышает качество решения, но увеличивает время на принятие решения и повышает стоимость информации. Для принятия важных решений иногда требуется дублирование информации, т.е. создание информационной избыточности.
Недостаток информации затрудняет выработку правильного решения, увеличивает степень риска, требует современных экономико-математических методов решения.
Субминимальный уровень информации – это минимально полный объем информации для конкретного человека, при котором он может принять обоснованное управленческое решение. Естественно, этот
уровень – величина субъективная и его следует подстраивать под конкретного человека. Технология определения этого минимума должна учитывать индивидуальность человека. В этой связи концепция построенияавтоматизированных рабочих мест может хорошо реализовать данный уровень информации.
Достоверность информации – это процент реальных сведений к общему объему информации (в дальнейшем под объемом информации будем понимать объем воспринимаемой информации). Достоверность имеет три уровня:
- абсолютный (100%);
- доверительный (более 80%);
- негативный (менее 80%).
Ценность информации характеризуется снижением уровня затрат ресурсов (материалов, времени, денег) на принятие правильного решения и имеет четыре уровня:
- нулевой;
- средний (сокращение уровня затрат или повышение прибыли более чем на 10%);
- высокий (сокращение уровня затрат более чем в 2 раза);
- сверхвысокий (сокращение уровня затрат более чем в 10 раз).
Ценность характеризует информацию как товар, имеющий потребительскую стоимость.
Насыщенность информации – это соотношение полезной и фоновой информации. Насыщенность информации имеет три уровня:
- высокий (80 – 100%);
- нормальный (50 – 80%);
- низкий (менее 50%).
Открытость информации – это возможность предоставления ее различным контингентам людей. Существует три уровня открытости информации:
- секретная (сохранение государственной тайны);
- конфиденциальная (для служебного пользования);
- публичная (открытая).
Информационная среда в виду ее важности является объектом управления наряду с персоналом, финансами, производством и др. ИСУ подчиняется действию закона информированности-упорядоченности. Под упорядоченностью понимается гармоничное развитие всех элементов организации: системы управления, персонала, подразделений, экономики и т.д., а также наличие между элементами установленного взаимодействия (взаимовлияния) – коэффициентов пропорциональности [5].
Формулировка закона информированности-упорядоченности. Чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования (самосохранения) [5].
Наиболее благоприятно действие закона проявляется в том случае, если все работники знают о действии закона, собирают информацию, предварительно обрабатывают ее и передают руководителю. При этом «пустая» информация будет опущена и не будет привлекаться для аналитической работы.