Кафедра экономики таможенного дела
«МЕНЕДЖМЕНТ»
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Часть II
РОСТОВ-НА-ДОНУ, 2004
Печатается в соответствии с планом РИД Ростовского филиала РТА
на 2004 год
АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ
О.Н. Тутова - кандидат технических наук, доцент
РЕЦЕНЗЕНТ:
В.Н. Новикова - кандидат технических наук, доцент
Учебное пособие утверждено на заседании кафедры экономики таможенного дела (протокол № 9 от 27.04.04).
Глава 1. Понятие лидерства
Проблема лидерства в менеджменте
Лидерство — понятие, издавна привлекавшее внимание людей. Правда, до начала XX в. чаще всего речь шла о политических лидерах. Знаменитая книга Н.Макиавелли «Государь», написанная в XVI в., по сути, была книгой о лидерстве и власти лидера. Не случайно в наши дни некоторые-теоретики менеджмента пытаются применить идеи Макиавелли к объяснению феноменов власти и лидерства в деловых организациях.
Исследование лидерства прошло несколько этапов. Первый характеризовался тем, что ученые пытались определить качества, которыми должен обладать эффективный лидер. Так родилась теория лидерских качеств.
|
|
В частности, американский исследователь Тид в 1935 г. опубликовал книгу «Искусство лидерства», в которой составил следующий перечень наиболее существенных качеств лидера:
• Физическая и эмоциональная выносливость.
• Понимание назначения организации и направления ее деятельности.
• Энтузиазм.
• Дружелюбие, приязнь и расположение других.
• Порядочность.
Однако теория лидерских качеств не дала значительных практических результатов. Оказалось, что примерно одинаково успешные лидеры могут обладать сильно различающимися и даже взаимоисключающими качествами. Кроме того, составленный исследователями список желательных качеств эффективного лидера чересчур длинный: на практике ни один человек не обладает их полным набором. Иначе говоря, надежда на то, что удастся провести «инвентаризацию» лидерских качеств и на ее основе подбирать лидеров, не оправдалась.
Изменения, происходящие в наши дни в России и в мире, заставляют по-новому посмотреть на роль менеджера и дилемму «менеджер или лидер». Еще не так давно один из исследователей лидерства сформулировал ставшую знаменитой максиму: «Managers do things right, and leaders do right things», что в переводе на русский язык звучит примерно так: «Менеджеры все делают правильно, а лидеры делают правильные вещи». Теперь же такое противопоставление уже не кажется столь очевидным: по мере становления новой функции менеджмента - инновационной - менеджерам, и не только занимающим высшие управленческие должности, требуются навыки лидерства.
|
|
Далее приведена табл. 1.1 с описанием свойств менеджера и лидера.
Одним из важнейших достижений современной теории лидерства является понимание того факта, что универсальный стиль лидерства - утопия. Лидерство в наши дни принципиально ситуационно. Важнейшая проблема состоит в том, какие параметры ситуации являются в тот или иной момент ключевыми.
Таблица 1.1
Отличие менеджера от лидера
Менеджер | Лидер |
Администратор | Инноватор |
Поручает | Вдохновляет |
Работает по целям других | Работает по своим целям |
Основа действий — план | Основа действий - видение перспективы |
Полагается на систему. | Полагается на людей |
Использует доводы | Использует эмоции |
Поддерживает движение | Дает импульс движению |
Контролирует | Доверяет |
Профессионален | Энтузиаст |
Принимает решения | Превращает решения в реальность |
Уважаем | Обожаем |
Делает дело правильно | Делает правильное дело |
В целом проблему лидерства в современном менеджменте можно представить в виде «когнитивной карты», показанной на рис.1.1.
Рис. 1.1. «Когнитивная карта» лидерства
Важным фактором в осуществлении лидером своих функций являются его личностные качества. Однако не зря говорят, что каждая эпоха выдвигает своих лидеров: конкретная обстановка и динамика внешней среды в существенной степени определяют успех или неудачу того или иного лидера. Поведение лидера и результаты, которых он добивается, во многом зависят от зрелости последователей, их умений и опыта. Кроме того, на судьбу лидера влияют как ситуационные факторы (например, удачное или неудачное стечение обстоятельств), так и результаты деятельности последователей. Поведение лидера также является решающим фактором, от которого зависит работа организации и ее успех.
Одним из важнейших факторов, определяющих эффективность лидерства, является национальная культура. Сейчас уже совершенно ясно, что сама основа лидерства зависит от тех ценностей, которые являются основополагающими в конкретной национальной бизнес-культуре. И это не только почти очевидное утверждение — это еще и серьезная проблема, которая стоит перед деловыми организациями в условиях глобализации бизнеса, приводящей к использованию человеческих ресурсов без оглядки на национальное происхождение работника.
Со времен создания теории лидерских черт неоднократно предпринимались попытки определения областей компетенции эффективного лидера. Эти попытки вполне оправданы, поскольку с их помощью исследователи пытаются ответить на вопрос: что же именно должен уметь делать лидер? Очевидно, что с усложнением задач, стоящих перед лидерами бизнеса, расширяется и спектр навыков, которыми они должны обладать.
Таблица 1.2
Качества, наиболее часто встречающиеся у успешного лидера
Интеллектуальные способности | Черты характера личности | Приобретенные умения |
Ум и логика | Инициативность | Умение заручаться поддержкой |
Рассудительность | Гибкость | Умение кооперироваться |
Проницательность | Бдительность | Умение завоевывать популярность и престиж |
Оригинальность | Созидательность | Такт и дипломатичность |
Способность к концептуализации | Честность | Умение брать на себя риск и ответственность |
Образованность | Целостность личности | Умение организовывать |
Знание дела | Смелость | Умение убеждать |
Умение выражать свои мысли | Уверенность в себе | Умение изменять себя |
Любопытство и способность осваивать новые знания и навыки | Уравновешенность | Надежность |
Острая интуиция | Независимость | Умение шутить и понимать юмор |
Самостоятельность | Умение разбираться в людях | |
Амбициозность | ||
Потребность в достижениях | ||
Настойчивость и упорство | ||
Энергичность | ||
Властность | ||
Работоспособность | ||
Агрессивность | ||
Стремление к превосходству | ||
Обязательность | ||
Участливость |
Однако совокупность лидерских качеств еще не является исчерпывающей характеристикой лидера и его поведения. Важно и то, как эти качества проявляются, каковы их «приоритеты».
|
|