Лидерство и практические навыки менеджера

Учебные цели модуля............................................................................................................................................................ 6

Общая структура модульной программы..................................................................................................................... 10

Особенности изучения модуля......................................................................................................................................... 10

РАЗДЕЛ I................................................................................................................................................................................. 11

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЛИДЕРСТВА............................................................................................................................ 11

Учебный элемент № 1.......................................................................................................................................................... 11

Введение в «Теорию и практику лидерства»................................................................................................................ 11

Учебные цели элемента.................................................................................................................................................. 11

1.1. Проблема лидерства в современном менеджменте........................................................................................ 12

1.2. Составляющие лидерства...................................................................................................................................... 14

1.3. Стили лидерства....................................................................................................................................................... 16

1.4. Ситуационное лидерство....................................................................................................................................... 22

1.5. Команды и разделенное лидерство..................................................................................................................... 25

1.6. Заменители лидерства............................................................................................................................................ 27

1.7. «Двигатель» лидерства........................................................................................................................................... 28

РАЗДЕЛ II............................................................................................................................................................................... 37

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ МЕНЕДЖЕРА................................................................................................................. 37

Учебный элемент № 2.......................................................................................................................................................... 37

Самосознание менеджера.................................................................................................................................................. 37

Учебные цели элемента:................................................................................................................................................ 37

2.1. «Окно Джохари» как средство самопознания.................................................................................................. 40

2.2. Система ценностей личности................................................................................................................................ 42

2.3. Отношение к изменениям..................................................................................................................................... 45

2.4. Межличностная ориентация................................................................................................................................. 49

2.5. Стиль мышления....................................................................................................................................................... 52

Учебный элемент № 3.......................................................................................................................................................... 55

Межличностные коммуникации в менеджменте......................................................................................................... 55

Учебные цели элемента.................................................................................................................................................. 55

3.2. Навыки вербальных коммуникаций.................................................................................................................... 61

3.2.1. Слушание............................................................................................................................................................ 61

3.2.2. Речь....................................................................................................................................................................... 64

3.2.3. Чтение.................................................................................................................................................................. 67

3.2.4. Письмо................................................................................................................................................................. 68

3.3. Невербальные коммуникации............................................................................................................................... 70

3.4. Типология личности и деловое общение........................................................................................................... 73

3.5. Психофизиологические основы общения.......................................................................................................... 76

3.6. Состояния личности и коммуникации................................................................................................................ 78

3.7. Специальные формы деловых коммуникаций................................................................................................. 82

3.7.1. Телефонный разговор...................................................................................................................................... 82

3.7.2. Совещания.......................................................................................................................................................... 84

3.7.3. Переговоры......................................................................................................................................................... 88

3.8. Коммуникации в организационном контексте................................................................................................. 91

Учебный элемент № 4.......................................................................................................................................................... 94

Техника принятия управленческих решений............................................................................................................... 94

Учебные цели элемента.................................................................................................................................................. 94

4.1. Понятие об управленческом решении................................................................................................................ 94

4.2. Основные этапы принятия управленческого решения.................................................................................. 95

4.3. Психологические проблемы принятия решений.............................................................................................. 97

4.4. Типы управленческих решений......................................................................................................................... 102

4.5. Методы индивидуального и группового принятия решений..................................................................... 103

Учебный элемент № 5....................................................................................................................................................... 107

Команда: сущность и этапы построения.................................................................................................................... 107

Учебные цели элемента............................................................................................................................................... 107

5.1. Понятие команды................................................................................................................................................... 110

5.2. Преимущества и ограничения командной деятельности............................................................................ 112

5.3. Этапы построения команды................................................................................................................................ 113

5.4. Методы самодиагностики команды................................................................................................................. 115

5.5. Современные приемы формирования команд................................................................................................ 117

5.6. Национальные особенности построения команд......................................................................................... 118

Учебный элемент № 6....................................................................................................................................................... 121

Управление конфликтами в организации.................................................................................................................... 121

Учебные цели элемента............................................................................................................................................... 121

6.1. Представление о конфликте как проявлении противоречий и источнике развития........................... 121

6.2. Структура (цикл) конфликта и основные формы поведения в конфликтной ситуации..................... 123

6.3. Уровни конфликта в организации и их источники....................................................................................... 126

6.4. Практические навыки управления конфликтами различных уровней................................................... 132

Учебный элемент № 7....................................................................................................................................................... 137

Управление стрессами...................................................................................................................................................... 137

Учебные цели элемента........................................................................................................................................... 137

7.1. Стресс на рабочем месте..................................................................................................................................... 137

7.2. Стратегия борьбы со стрессами........................................................................................................................ 146

Учебный элемент № 8....................................................................................................................................................... 149

Эффективное использование времени менеджера.................................................................................................... 149

Учебные цели элемента............................................................................................................................................... 149

8.1. Стресс нехватки времени..................................................................................................................................... 152

8.2. Принцип Парето и распределение времени.................................................................................................... 152

8.3. Техника планирования личного времени........................................................................................................ 155

8.4. Делегирование — основа экономии времени................................................................................................. 158

Выводы............................................................................................................................................................................. 160

Конкретная ситуация: «ЭКАУНТЕК — РОССИЯ»*............................................................................................ 161

Глоссарий............................................................................................................................................................................. 174

Библиография...................................................................................................................................................................... 175

Приложения......................................................................................................................................................................... 176

Приложение 1.................................................................................................................................................................. 176

Ответы, решения и ключи к тестам........................................................................................................................... 176

Приложение 2.................................................................................................................................................................. 180

НАШ ПЛАНКТОН ДЛЯ ИХНЕГО КИТА*............................................................................................................. 180

Приложение 3. Менеджмент роста*......................................................................................................................... 189

Приложение 4. Опросник Кирси*.............................................................................................................................. 204

Приложение 5. Ваш стиль разрешения конфликтов............................................................................................ 211

Приложение 6. Использованная литература......................................................................................................... 214

Слайды.................................................................................................................................................................................. 215

Список рисунков................................................................................................................................................................. 228

Список таблиц..................................................................................................................................................................... 229

Слайд № 1. Континуум лидерского поведения по Танненбауму и Шмидту

Слайд № 2. Управленческая решетка Блейка-Моутон

Слайд № 3. Заменители лидерства (по Керру и Джермиеру)

Слайд № 4. Двусторонняя коммуникация

Слайд № 5. Факторы, влияющие на эффективность коммуникаций

Слайд № 6. Принципы техники активного слушания

Слайд № 7. Чтение документа

Слайд № 8. Элементы языка телодвижений

Слайд № 9. Элементы языка телодвижений

Слайд № 10. Характеристики четырех шкал предпочтений

Слайд №11. Схема глазных сигналов доступа

Слайд № 12. Проявление «Я»-состояний

Слайд № 13. Как разговаривать по телефону

Слайд № 14. Структура совещания

Слайд № 15. Правила мозгового штурма

Слайд № 16. Подходы к ведению переговоров

Слайд № 17. Стадии управленческого решения

Слайд № 18. G. R.P.I.— метод самодиагностики команды

Слайд № 19. Цикл конфликта

Слайд № 20. Пять основных типов поведения в конфликтной ситуации

Слайд № 21. Типология путей разрешения противоречий в конфликте

Слайд № 22. Методы разрешения конфликтов при наличии двух и более сторон Слайд № 23. Динамика стресса на рабочем месте

Слайд № 24. Кривая стресса

Слайд № 25. Матрица Эйзенхауэра

Список рисунков................................................................................. 304

Список таблиц.................................................................................... 306


РАЗДЕЛ I.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЛИДЕРСТВА

Учебный элемент № 1.

Введение в «Теорию и практику лидерства»

Учебные цели элемента

Дать представление об основных теориях лидерства.

Познакомить с особенностями различных стилей лидер­ства.

Научить выбирать стиль лидерства, соответствующий си­туации в организации.

Лидерство — понятие, издавна привлекавшее внимание лю­дей. Правда, до начала XX в. чаще всего речь шла о полити­ческих лидерах. Знаменитая книга Н.Макиавелли «Госу­дарь», написанная в XVI в., по сути была книгой о лидер­стве и власти лидера. Не случайно в наши дни некоторые теоретики менеджмента пытаются применить идеи Макиа­велли к объяснению феноменов власти и лидерства в дело­вых организациях.

Исследование лидерства прошло несколько этапов. Первый характеризовался тем, что ученые пытались определить ка­чества, которыми должен обладать эффективный лидер. Так родилась теория лидерских качеств.

В частности, американский исследователь Тид в 1935 г. опубли­ковал книгу «Искусство лидерства», в которой составил следую­щий перечень наиболее существенных качеств лидера:

• Физическая и эмоциональная выносливость.

• Понимание назначения организации и направления ее дея­тельности.

• Энтузиазм.

• Дружелюбие, приязнь и расположение других.

• Порядочность.

Однако теория лидерских качеств не дала значительных практических результатов. Оказалось, что примерно одина­ково успешные лидеры могут обладать сильно различаю­щимися и даже взаимоисключающими качествами. Кроме того, составленный исследователями список желательных качеств эффективного лидера чересчур длинный: на прак­тике ни один человек не обладает их полным набором. Иначе говоря, надежда на то, что удастся провести «инвентари­зацию» лидерских качеств и на ее основе подбирать лиде­ров, не оправдалась.

1.1. Проблема лидерства в современном менеджменте

Изменения, происходящие в наши дни в России и в мире, заставляют по-новому посмотреть на роль менеджера и ди­лемму «менеджер или лидер». Еще не так давно один из исследователей лидерства сформулировал ставшую знаме­нитой максиму: «Managers do things right, and leaders do right things», что в переводе на русский язык звучит при­мерно так: «Менеджеры все делают правильно, а лидеры делают правильные вещи». Теперь же такое противопостав­ление уже не кажется столь очевидным: по мере становле­ния новой функции менеджмента — инновационной — менеджерам, и не только занимающим высшие управлен­ческие должности, требуются навыки лидерства*.

Далее приведена табл. 1.1 с описанием свойств менеджера и лидера.

Однако можно ли сегодня противопоставлять качества и виды деятельности, упомянутые в таблице? Менеджер — профессия массовая, и если раньше, при ограниченной по­требности в лидерах, можно было рассчитывать, что лиде­ры-самородки сами пробьют себе дорогу, то теперь на по­вестке дня стоит вопрос об их целенаправленной подго­товке или, точнее, формировании навыков лидерства прак­тически у всех менеджеров.

Одним из важнейших достижений современной теории ли­дерства является понимание того факта, что универсально эффективный стиль лидерства — утопия. Лидерство в наши дни принципиально ситуационно. Важнейшая проблема со­стоит в том, какие параметры ситуации являются в тот или иной момент ключевыми. В целом проблему лидерства в со­временном менеджменте можно представить в виде «ког­нитивной карты», показанной на рис. 1.1.

Таблица 1.1.

Отличие менеджера от лидера

Менеджер Лидер
Администратор Инноватор
Поручает Вдохновляет
Работает по целям других Работает по своим целям
Основа действий — план Основа действий — видение перспекти­
Полагается на систему вы
Использует доводы Полагается на людей
Контролирует Использует эмоции
Поддерживает движение Доверяет
Профессионален Дает импульс движению
Принимает решения Энтузиаст
Делает дело правильно Превращает решения в реальность
Уважаем Делает правильное дело
  Обожаем

Источник: Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент, 3-е изд. М.: Гардарика, 1998 (Табл. 1.1.).

Рис. 1.1. "Когнитивная карта" лидерства

Важным фактором в осуществлении лидером своих функ­ций являются его личностные качества. Однако не зря го­ворят, что каждая эпоха выдвигает своих лидеров: конк­ретная обстановка и динамика внешней среды в существен­ной степени определяют успех или неудачу того или иного лидера. Поведение лидера и результаты, которых он доби­вается, во многом зависят от зрелости последователей, их умений и опыта. Кроме того, на судьбу лидера влияют как ситуационные факторы (например, удачное или неудачное стечение обстоятельств), так и результаты деятельности пос­ледователей. Поведение лидера также является решающим фактором, от которого зависит работа организации и ее успех.

Одним из важнейших факторов, определяющих эффектив­ность лидерства, является национальная культура. Сейчас уже совершенно ясно, что сама основа лидерства зависит от тех ценностей, которые являются основополагающими в конкретной национальной бизнес-культуре. И это не толь­ко почти очевидное утверждение — это еще и серьезная проблема, которая стоит перед деловыми организациями в условиях глобализации бизнеса*, приводящей к использо­ванию человеческих ресурсов без оглядки на национальное происхождение работника.

Сейчас много спорят об особенностях российской деловой культуры. В этих дискуссиях не проходят мимо проблемы лидерства и отношения к власти. Ниже приводится суждение Михаила Делягина, высказанное во время обсуждения проблемы национальных особенностей российско­го менеджмента, организованного журналом «Эксперт».

«Яркой российской особенностью является парадоксальное сочетание безусловной, апри­орной враждебности к власти с чувством кровного родства с этой властью и готовностью ее защищать по отношению ко всем внешним воздействиям. То есть мой начальник плох уже просто потому, что он начальник. Но я и мои сослуживцы — единственные, кто может говорить об этом. Это как бы внутрисемейное дело, которое касается только членов семьи — трудового коллектива. И если кто-то посторонний повторит мне мои собственные слова — это будет наглость, это будет оскорбление мне. То есть мой начальник плох, но это мой начальник...

И при этом коллектив, как правило, наглухо закрыт для своего руководителя. Когда кто-то становится начальником, он принадлежит уже к другому, более высокому уровню, он уже не первый среди равных, а чужой. Он ушел, «ушел на повышение» — так ведь и говорят. Он может быть хорошим, может с вами водку пить и чай, поздравлять с днем рождения, вы можете к нему заходить домой или открывать ногой дверь в кабинет, и вы любите его — но он уже чужой, и вы сто раз подумаете, прежде чем рассказать ему реальную ситуацию».

Источник: Эксперт. 1995. № 10. С. 33-34.

1.2. Составляющие лидерства

Со времен создания теории лидерских черт неоднократно предпринимались попытки определения областей компе­тенции эффективного лидера. Эти попытки вполне оправ­даны, поскольку с их помощью исследователи пытаются ответить на вопрос: что же именно должен уметь делать ли­дер? Понятно, что с усложнением задач, стоящих перед лидерами бизнеса, расширяется и спектр навыков, кото­рыми они должны обладать.

Таблица 1.2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: