Учебные цели модуля............................................................................................................................................................ 6
Общая структура модульной программы..................................................................................................................... 10
Особенности изучения модуля......................................................................................................................................... 10
РАЗДЕЛ I................................................................................................................................................................................. 11
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЛИДЕРСТВА............................................................................................................................ 11
Учебный элемент № 1.......................................................................................................................................................... 11
Введение в «Теорию и практику лидерства»................................................................................................................ 11
Учебные цели элемента.................................................................................................................................................. 11
1.1. Проблема лидерства в современном менеджменте........................................................................................ 12
1.2. Составляющие лидерства...................................................................................................................................... 14
1.3. Стили лидерства....................................................................................................................................................... 16
1.4. Ситуационное лидерство....................................................................................................................................... 22
1.5. Команды и разделенное лидерство..................................................................................................................... 25
1.6. Заменители лидерства............................................................................................................................................ 27
1.7. «Двигатель» лидерства........................................................................................................................................... 28
РАЗДЕЛ II............................................................................................................................................................................... 37
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ МЕНЕДЖЕРА................................................................................................................. 37
Учебный элемент № 2.......................................................................................................................................................... 37
Самосознание менеджера.................................................................................................................................................. 37
Учебные цели элемента:................................................................................................................................................ 37
2.1. «Окно Джохари» как средство самопознания.................................................................................................. 40
2.2. Система ценностей личности................................................................................................................................ 42
2.3. Отношение к изменениям..................................................................................................................................... 45
2.4. Межличностная ориентация................................................................................................................................. 49
2.5. Стиль мышления....................................................................................................................................................... 52
Учебный элемент № 3.......................................................................................................................................................... 55
Межличностные коммуникации в менеджменте......................................................................................................... 55
Учебные цели элемента.................................................................................................................................................. 55
3.2. Навыки вербальных коммуникаций.................................................................................................................... 61
3.2.1. Слушание............................................................................................................................................................ 61
3.2.2. Речь....................................................................................................................................................................... 64
3.2.3. Чтение.................................................................................................................................................................. 67
3.2.4. Письмо................................................................................................................................................................. 68
3.3. Невербальные коммуникации............................................................................................................................... 70
3.4. Типология личности и деловое общение........................................................................................................... 73
3.5. Психофизиологические основы общения.......................................................................................................... 76
3.6. Состояния личности и коммуникации................................................................................................................ 78
3.7. Специальные формы деловых коммуникаций................................................................................................. 82
3.7.1. Телефонный разговор...................................................................................................................................... 82
3.7.2. Совещания.......................................................................................................................................................... 84
3.7.3. Переговоры......................................................................................................................................................... 88
3.8. Коммуникации в организационном контексте................................................................................................. 91
Учебный элемент № 4.......................................................................................................................................................... 94
Техника принятия управленческих решений............................................................................................................... 94
Учебные цели элемента.................................................................................................................................................. 94
4.1. Понятие об управленческом решении................................................................................................................ 94
4.2. Основные этапы принятия управленческого решения.................................................................................. 95
4.3. Психологические проблемы принятия решений.............................................................................................. 97
4.4. Типы управленческих решений......................................................................................................................... 102
4.5. Методы индивидуального и группового принятия решений..................................................................... 103
Учебный элемент № 5....................................................................................................................................................... 107
Команда: сущность и этапы построения.................................................................................................................... 107
Учебные цели элемента............................................................................................................................................... 107
5.1. Понятие команды................................................................................................................................................... 110
5.2. Преимущества и ограничения командной деятельности............................................................................ 112
5.3. Этапы построения команды................................................................................................................................ 113
5.4. Методы самодиагностики команды................................................................................................................. 115
5.5. Современные приемы формирования команд................................................................................................ 117
5.6. Национальные особенности построения команд......................................................................................... 118
Учебный элемент № 6....................................................................................................................................................... 121
Управление конфликтами в организации.................................................................................................................... 121
Учебные цели элемента............................................................................................................................................... 121
6.1. Представление о конфликте как проявлении противоречий и источнике развития........................... 121
6.2. Структура (цикл) конфликта и основные формы поведения в конфликтной ситуации..................... 123
6.3. Уровни конфликта в организации и их источники....................................................................................... 126
6.4. Практические навыки управления конфликтами различных уровней................................................... 132
Учебный элемент № 7....................................................................................................................................................... 137
Управление стрессами...................................................................................................................................................... 137
Учебные цели элемента........................................................................................................................................... 137
7.1. Стресс на рабочем месте..................................................................................................................................... 137
7.2. Стратегия борьбы со стрессами........................................................................................................................ 146
Учебный элемент № 8....................................................................................................................................................... 149
Эффективное использование времени менеджера.................................................................................................... 149
Учебные цели элемента............................................................................................................................................... 149
8.1. Стресс нехватки времени..................................................................................................................................... 152
8.2. Принцип Парето и распределение времени.................................................................................................... 152
8.3. Техника планирования личного времени........................................................................................................ 155
8.4. Делегирование — основа экономии времени................................................................................................. 158
Выводы............................................................................................................................................................................. 160
Конкретная ситуация: «ЭКАУНТЕК — РОССИЯ»*............................................................................................ 161
Глоссарий............................................................................................................................................................................. 174
Библиография...................................................................................................................................................................... 175
Приложения......................................................................................................................................................................... 176
Приложение 1.................................................................................................................................................................. 176
Ответы, решения и ключи к тестам........................................................................................................................... 176
Приложение 2.................................................................................................................................................................. 180
НАШ ПЛАНКТОН ДЛЯ ИХНЕГО КИТА*............................................................................................................. 180
Приложение 3. Менеджмент роста*......................................................................................................................... 189
Приложение 4. Опросник Кирси*.............................................................................................................................. 204
Приложение 5. Ваш стиль разрешения конфликтов............................................................................................ 211
Приложение 6. Использованная литература......................................................................................................... 214
Слайды.................................................................................................................................................................................. 215
Список рисунков................................................................................................................................................................. 228
Список таблиц..................................................................................................................................................................... 229
Слайд № 1. Континуум лидерского поведения по Танненбауму и Шмидту
Слайд № 2. Управленческая решетка Блейка-Моутон
Слайд № 3. Заменители лидерства (по Керру и Джермиеру)
Слайд № 4. Двусторонняя коммуникация
Слайд № 5. Факторы, влияющие на эффективность коммуникаций
Слайд № 6. Принципы техники активного слушания
Слайд № 7. Чтение документа
Слайд № 8. Элементы языка телодвижений
Слайд № 9. Элементы языка телодвижений
Слайд № 10. Характеристики четырех шкал предпочтений
Слайд №11. Схема глазных сигналов доступа
Слайд № 12. Проявление «Я»-состояний
Слайд № 13. Как разговаривать по телефону
Слайд № 14. Структура совещания
Слайд № 15. Правила мозгового штурма
Слайд № 16. Подходы к ведению переговоров
Слайд № 17. Стадии управленческого решения
Слайд № 18. G. R.P.I.— метод самодиагностики команды
Слайд № 19. Цикл конфликта
Слайд № 20. Пять основных типов поведения в конфликтной ситуации
Слайд № 21. Типология путей разрешения противоречий в конфликте
Слайд № 22. Методы разрешения конфликтов при наличии двух и более сторон Слайд № 23. Динамика стресса на рабочем месте
Слайд № 24. Кривая стресса
Слайд № 25. Матрица Эйзенхауэра
Список рисунков................................................................................. 304
Список таблиц.................................................................................... 306
РАЗДЕЛ I.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЛИДЕРСТВА
Учебный элемент № 1.
Введение в «Теорию и практику лидерства»
Учебные цели элемента
• Дать представление об основных теориях лидерства.
• Познакомить с особенностями различных стилей лидерства.
• Научить выбирать стиль лидерства, соответствующий ситуации в организации.
Лидерство — понятие, издавна привлекавшее внимание людей. Правда, до начала XX в. чаще всего речь шла о политических лидерах. Знаменитая книга Н.Макиавелли «Государь», написанная в XVI в., по сути была книгой о лидерстве и власти лидера. Не случайно в наши дни некоторые теоретики менеджмента пытаются применить идеи Макиавелли к объяснению феноменов власти и лидерства в деловых организациях.
Исследование лидерства прошло несколько этапов. Первый характеризовался тем, что ученые пытались определить качества, которыми должен обладать эффективный лидер. Так родилась теория лидерских качеств.
В частности, американский исследователь Тид в 1935 г. опубликовал книгу «Искусство лидерства», в которой составил следующий перечень наиболее существенных качеств лидера:
• Физическая и эмоциональная выносливость.
• Понимание назначения организации и направления ее деятельности.
• Энтузиазм.
• Дружелюбие, приязнь и расположение других.
• Порядочность.
Однако теория лидерских качеств не дала значительных практических результатов. Оказалось, что примерно одинаково успешные лидеры могут обладать сильно различающимися и даже взаимоисключающими качествами. Кроме того, составленный исследователями список желательных качеств эффективного лидера чересчур длинный: на практике ни один человек не обладает их полным набором. Иначе говоря, надежда на то, что удастся провести «инвентаризацию» лидерских качеств и на ее основе подбирать лидеров, не оправдалась.
1.1. Проблема лидерства в современном менеджменте
Изменения, происходящие в наши дни в России и в мире, заставляют по-новому посмотреть на роль менеджера и дилемму «менеджер или лидер». Еще не так давно один из исследователей лидерства сформулировал ставшую знаменитой максиму: «Managers do things right, and leaders do right things», что в переводе на русский язык звучит примерно так: «Менеджеры все делают правильно, а лидеры делают правильные вещи». Теперь же такое противопоставление уже не кажется столь очевидным: по мере становления новой функции менеджмента — инновационной — менеджерам, и не только занимающим высшие управленческие должности, требуются навыки лидерства*.
Далее приведена табл. 1.1 с описанием свойств менеджера и лидера.
Однако можно ли сегодня противопоставлять качества и виды деятельности, упомянутые в таблице? Менеджер — профессия массовая, и если раньше, при ограниченной потребности в лидерах, можно было рассчитывать, что лидеры-самородки сами пробьют себе дорогу, то теперь на повестке дня стоит вопрос об их целенаправленной подготовке или, точнее, формировании навыков лидерства практически у всех менеджеров.
Одним из важнейших достижений современной теории лидерства является понимание того факта, что универсально эффективный стиль лидерства — утопия. Лидерство в наши дни принципиально ситуационно. Важнейшая проблема состоит в том, какие параметры ситуации являются в тот или иной момент ключевыми. В целом проблему лидерства в современном менеджменте можно представить в виде «когнитивной карты», показанной на рис. 1.1.
Таблица 1.1.
Отличие менеджера от лидера
Менеджер | Лидер |
Администратор | Инноватор |
Поручает | Вдохновляет |
Работает по целям других | Работает по своим целям |
Основа действий — план | Основа действий — видение перспекти |
Полагается на систему | вы |
Использует доводы | Полагается на людей |
Контролирует | Использует эмоции |
Поддерживает движение | Доверяет |
Профессионален | Дает импульс движению |
Принимает решения | Энтузиаст |
Делает дело правильно | Превращает решения в реальность |
Уважаем | Делает правильное дело |
Обожаем |
Источник: Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент, 3-е изд. М.: Гардарика, 1998 (Табл. 1.1.).
Рис. 1.1. "Когнитивная карта" лидерства
Важным фактором в осуществлении лидером своих функций являются его личностные качества. Однако не зря говорят, что каждая эпоха выдвигает своих лидеров: конкретная обстановка и динамика внешней среды в существенной степени определяют успех или неудачу того или иного лидера. Поведение лидера и результаты, которых он добивается, во многом зависят от зрелости последователей, их умений и опыта. Кроме того, на судьбу лидера влияют как ситуационные факторы (например, удачное или неудачное стечение обстоятельств), так и результаты деятельности последователей. Поведение лидера также является решающим фактором, от которого зависит работа организации и ее успех.
Одним из важнейших факторов, определяющих эффективность лидерства, является национальная культура. Сейчас уже совершенно ясно, что сама основа лидерства зависит от тех ценностей, которые являются основополагающими в конкретной национальной бизнес-культуре. И это не только почти очевидное утверждение — это еще и серьезная проблема, которая стоит перед деловыми организациями в условиях глобализации бизнеса*, приводящей к использованию человеческих ресурсов без оглядки на национальное происхождение работника.
Сейчас много спорят об особенностях российской деловой культуры. В этих дискуссиях не проходят мимо проблемы лидерства и отношения к власти. Ниже приводится суждение Михаила Делягина, высказанное во время обсуждения проблемы национальных особенностей российского менеджмента, организованного журналом «Эксперт».
«Яркой российской особенностью является парадоксальное сочетание безусловной, априорной враждебности к власти с чувством кровного родства с этой властью и готовностью ее защищать по отношению ко всем внешним воздействиям. То есть мой начальник плох уже просто потому, что он начальник. Но я и мои сослуживцы — единственные, кто может говорить об этом. Это как бы внутрисемейное дело, которое касается только членов семьи — трудового коллектива. И если кто-то посторонний повторит мне мои собственные слова — это будет наглость, это будет оскорбление мне. То есть мой начальник плох, но это мой начальник...
И при этом коллектив, как правило, наглухо закрыт для своего руководителя. Когда кто-то становится начальником, он принадлежит уже к другому, более высокому уровню, он уже не первый среди равных, а чужой. Он ушел, «ушел на повышение» — так ведь и говорят. Он может быть хорошим, может с вами водку пить и чай, поздравлять с днем рождения, вы можете к нему заходить домой или открывать ногой дверь в кабинет, и вы любите его — но он уже чужой, и вы сто раз подумаете, прежде чем рассказать ему реальную ситуацию».
Источник: Эксперт. 1995. № 10. С. 33-34.
1.2. Составляющие лидерства
Со времен создания теории лидерских черт неоднократно предпринимались попытки определения областей компетенции эффективного лидера. Эти попытки вполне оправданы, поскольку с их помощью исследователи пытаются ответить на вопрос: что же именно должен уметь делать лидер? Понятно, что с усложнением задач, стоящих перед лидерами бизнеса, расширяется и спектр навыков, которыми они должны обладать.
Таблица 1.2.