Понятие “критическое мышление”

Критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать; поиск здравого смысла – как рассудить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения, так и других мнений; умение отказаться от собственных предубеждений (Дж. А. Брус и Д. Вуд).

Критическое мышление – это процесс оценки или категоризации в терминах ранее приобретенных базовых знаний… Оно включает в себя установку плюс владение фактами, плюс ряд навыков мышления (Б. Рассел).

Критическое мышление – использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Другое определение – направленное мышление (Д. Халперн).

На основе этих определений можно выделить основные характеристики критического мышления – это мышление оценочное, рефлексивное, открытое, не принимающее догм, развивающееся путем наложения информации на личный жизненный опыт.

Дк. А. Браус и Д. Вуд выделяют следующие характеристики навыков мышления:

I.Фокусирующие навыки:

  1. Определение проблем, содержащихся в явном или в скрытом виде в новой информации.
  2. Выявление целей: определение направления и целей изучения новой информации.

II. Навыки сбора информации:

  1. Наблюдение: получение информации при помощи одной или нескольких сенсорных систем.
  2. Формирование вопросов, поиск новой информации через вопросы.

III. Навыки запоминания:

  1. Кодирование: хранение информации в долговременной памяти.
  2. Вызов: восстановление информации из долговременной памяти.

IV. Навыки организации:

  1. Сравнение: выявление через сходство и различий разных объектов.
  2. Классификация: группировка и обозначение объектов на основе выявленных их признаков.
  3. Представление: презентация новой информации.

V. Навыки анализирования:

10. Идентификация атрибутов и компонентов: определение характеристик или частей основных идей или понятий, содержащихся в новой информации.

11. Идентификация отношений и понятий: определение причинно-следственных связей.

12. Идентификация главных идей: идентификация центрального элемента; например, иерархия ключевых идей в сообщении или упорядочивание причин.

13. Идентификация ошибок: определение логичных заблуждений и других ошибок, где возможно выявление вариантов их исправления.

VI. Навыки генерирования:

14. Выводы: суммирование. Выявление наиболее важной информации или идей.

15. Предсказывание: предвосхищение событий или следствий на основе имеющейся информации.

16. Разработка: объяснение дополнительных деталей, примеров или дугой релевантной информации.

VII. Навыки интегрирования:

17. Эффективное комбинирование информации для формулировки новых идей.

18. Реконструкция: переформулирование информации и идей или изменение логики, содержащейся в информации, для формулирования новых идей.

VIII. Навыки оценивания:

19. Формулирование критериев оценки информации или идей.

20. Проверка: проверка правильности утверждений.

Чтобы обучающиеся могли критически мыслить им необходимо обладать и развивать такие качества как (выделил Д. Халперн):

· Готовность к планированию.

· Гибкость (готовность воспринимать идеи других).

· Настойчивость в достижении цели.

· Готовность исправлять свои ошибки.

· Осознание (наблюдение за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживание хода рассуждений).

· Поиск компромиссных решений (чтобы принятые решения могли воспринять другие люди).

Таким образом, можно сделать вывод, что критически мыслить могут все, но не все хотят это делать. Критическому мышлению нужно учить, но не просто ради критического мышления, важно, чтобы студенты могли использовать навыки критического мышления в конкретной предметной деятельности.

Для вузов по сегодняшний день не разработаны педагогические технологии РКМЧП для изучения различных дисциплин. Вместе с тем за рубежом достаточно распространены специализированные курсы развития критического мышления у студентов. Кроме того, сегодня признается необходимость внедрения компонентов таких курсов в предметные методики. Как отмечается во многих исследованиях, на эту необходимость указывает сама логика развития научных исследований, для которых характерен критических подход.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: