Технологические этапы |
I.Фаза вызова (evocation)
Многие известные ученые дидакты, которые развивают в своих исследованиях идеи конструктивистского подхода в обучении (Дж. Дьюи, Б. Блум и др.) считают, что необходимо дать учащемуся самому поставить цели обучения, а не следовать заранее поставленным целям преподавателя. Это позволит создать необходимый внутренний мотив к процессу учения. Только после этого преподаватель может выбрать эффективные методы для достижения этих целей. Новая информация усваивается лучше, если она согласуется с имеющимся опытом, пусть и опосредованно.
Значит, если предоставить возможность обучающемуся проанализировать то, что он уже знает об изученной теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей – мотивов. Именно эта задача решается на стадии вызова (evocation).
Вторая задача этой стадии – активизация учеников. Важно, чтобы каждый студент смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. Здесь можно комбинировать приемы индивидуальной и групповой работы.
В процессе реализации фазы вызова:
1. Обучающиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленными преподавателем.
2. Высказывания фиксируются, любое из них будет важным для дальнейшей работы. На этом этапе нет “правильных” или “неправильных” высказываний.
3. Целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволит каждому студенту актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволит услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными. Обмен мнениями может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет мотивировать к изучению нового материала.
Роль преподавателя на данном этапе работы:
· Стимулировать обучающихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме;
· Способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах;
· Фиксировать и систематизировать информацию, полученную от студентов;
· Не критиковать, помнить, что на данном этапе работы любое мнение обучающегося ценно.
Ч. Темпл, К. Мередит, Дж. Стил и С. Уолтер выделили условия, выполнения которых преподавателем способствует развитию критического мышления у студентов:
1. Предоставлять время и возможность приобретения опыта критического мышления.
2. Давать возможность обучающимся размышлять.
3. Принимать различные мнения и идеи.
4. Целесообразно способствовать активности обучающегося в учебном процессе.
5. Убедить обучающихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.
6. Выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критическое суждение.
7. Ценить проявление критического мышления.
При этом обучающиеся:
1. Развивают в себе уверенность и понимание ценности своих мнений и идей.
2. Активно участвуют в учебном процессе.
3. С уважением выслушивают различные мнения.
4. Готовы как формировать свои суждения, так и воздерживаться от них.
Если фаза вызова реализована успешно, то у аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.
II. Фаза осмысления содержания/ реализация смысла (realization of meaninq)
По-другому этот этап можно назвать смысловой стадией. Спецификой вуза является безусловное преобладание именно этой фазы. Чаще всего знакомство с новой информацией происходит в процессе ее изложения преподавателем, причем в очень быстром темпе. Быстрый темп изложения нового материала при работе студентов в режиме слушания и письма практически исключает возможность его осмысления.
Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом – это основная задача на стадии реализации осмысления. При этом важным моментом является само получение новой информации по теме. Вторы технологии РКМЧП отмечают, что главная задача педагога на этой стадии – поддерживать активность обучающихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. Поэтому здесь важное значение имеет качество отобранного материала.
На стадии осмысления содержания обучающиеся:
1. Осуществляют контакт с новой информацией.
2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.
3. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы.
4. Обращают внимание на неясности, пытаясь построить новые вопросы.
5. Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратив внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.
6. Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
Преподаватель на данном этапе:
1. Может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении.
2. Если студенты работают с текстом, то преподаватель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении.
3. Организуя работу с текстом, преподаватель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.
Для реализации смысловой стадии необходимо выделить достаточное время. Если обучающиеся работают с текстом, то было бы целесообразней выделить время для второго прочтения. Это важно, так как для того чтобы прояснить некоторые вопросы, необходимо рассмотреть текст с различных сторон.
III. Фаза рефлексии (reflection)
Р. Бустром в книге “Развитие творческого и критического мышления” отмечает: “Рефлексия – особый вид мышления… Рефлексивное мышление значит фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор”. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. По сути, рефлексивный анализ пронизывает все фазы технологии РКМЧП. Но только на третьей стадии рефлексия процесса становится целью деятельности студентов и преподавателей.
Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построения дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше бы было задать вопрос и т. д.). Но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены. Кроме того, в процессе обмена мнениями обучающиеся имеют возможность осознать, что одна и та же информация может вызвать различные оценки, которые отличаются по форме и по содержанию. Этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.