Три фазы РКМЧП посредством чтения и письма

Технологические этапы

I.Фаза вызова (evocation)

Многие известные ученые дидакты, которые развивают в своих исследованиях идеи конструктивистского подхода в обучении (Дж. Дьюи, Б. Блум и др.) считают, что необходимо дать учащемуся самому поставить цели обучения, а не следовать заранее поставленным целям преподавателя. Это позволит создать необходимый внутренний мотив к процессу учения. Только после этого преподаватель может выбрать эффективные методы для достижения этих целей. Новая информация усваивается лучше, если она согласуется с имеющимся опытом, пусть и опосредованно.

Значит, если предоставить возможность обучающемуся проанализировать то, что он уже знает об изученной теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей – мотивов. Именно эта задача решается на стадии вызова (evocation).

Вторая задача этой стадии – активизация учеников. Важно, чтобы каждый студент смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. Здесь можно комбинировать приемы индивидуальной и групповой работы.

В процессе реализации фазы вызова:

1. Обучающиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленными преподавателем.

2. Высказывания фиксируются, любое из них будет важным для дальнейшей работы. На этом этапе нет “правильных” или “неправильных” высказываний.

3. Целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволит каждому студенту актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволит услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными. Обмен мнениями может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет мотивировать к изучению нового материала.

Роль преподавателя на данном этапе работы:

· Стимулировать обучающихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме;

· Способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах;

· Фиксировать и систематизировать информацию, полученную от студентов;

· Не критиковать, помнить, что на данном этапе работы любое мнение обучающегося ценно.

Ч. Темпл, К. Мередит, Дж. Стил и С. Уолтер выделили условия, выполнения которых преподавателем способствует развитию критического мышления у студентов:

1. Предоставлять время и возможность приобретения опыта критического мышления.

2. Давать возможность обучающимся размышлять.

3. Принимать различные мнения и идеи.

4. Целесообразно способствовать активности обучающегося в учебном процессе.

5. Убедить обучающихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.

6. Выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критическое суждение.

7. Ценить проявление критического мышления.

При этом обучающиеся:

1. Развивают в себе уверенность и понимание ценности своих мнений и идей.

2. Активно участвуют в учебном процессе.

3. С уважением выслушивают различные мнения.

4. Готовы как формировать свои суждения, так и воздерживаться от них.

Если фаза вызова реализована успешно, то у аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.

II. Фаза осмысления содержания/ реализация смысла (realization of meaninq)

По-другому этот этап можно назвать смысловой стадией. Спецификой вуза является безусловное преобладание именно этой фазы. Чаще всего знакомство с новой информацией происходит в процессе ее изложения преподавателем, причем в очень быстром темпе. Быстрый темп изложения нового материала при работе студентов в режиме слушания и письма практически исключает возможность его осмысления.

Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом – это основная задача на стадии реализации осмысления. При этом важным моментом является само получение новой информации по теме. Вторы технологии РКМЧП отмечают, что главная задача педагога на этой стадии – поддерживать активность обучающихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. Поэтому здесь важное значение имеет качество отобранного материала.

На стадии осмысления содержания обучающиеся:

1. Осуществляют контакт с новой информацией.

2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.

3. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы.

4. Обращают внимание на неясности, пытаясь построить новые вопросы.

5. Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратив внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.

6. Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Преподаватель на данном этапе:

1. Может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении.

2. Если студенты работают с текстом, то преподаватель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении.

3. Организуя работу с текстом, преподаватель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

Для реализации смысловой стадии необходимо выделить достаточное время. Если обучающиеся работают с текстом, то было бы целесообразней выделить время для второго прочтения. Это важно, так как для того чтобы прояснить некоторые вопросы, необходимо рассмотреть текст с различных сторон.

III. Фаза рефлексии (reflection)

Р. Бустром в книге “Развитие творческого и критического мышления” отмечает: “Рефлексия – особый вид мышления… Рефлексивное мышление значит фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор”. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. По сути, рефлексивный анализ пронизывает все фазы технологии РКМЧП. Но только на третьей стадии рефлексия процесса становится целью деятельности студентов и преподавателей.

Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построения дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше бы было задать вопрос и т. д.). Но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены. Кроме того, в процессе обмена мнениями обучающиеся имеют возможность осознать, что одна и та же информация может вызвать различные оценки, которые отличаются по форме и по содержанию. Этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: