Проведение лекции. 1. Преподаватель кратко (1 – 2 мин.) намечает общий план лекции: в виде 2 – 3 проблемных вопроса, на которых будет сосредоточено внимание

1. Преподаватель кратко (1 – 2 мин.) намечает общий план лекции: в виде 2 – 3 проблемных вопроса, на которых будет сосредоточено внимание. Оговаривает, что лекцию будем слушать по частям, выполняя определенные творческие задания.

2. Затем он предлагает каждому студенту индивидуально составить список вариантов ответов на вопрос к первой части. Список составляется в столбик в конспектах (3 – 5 мин.).

3. После составления индивидуальных списков, лектор предлагает студентам в парах обменяться результатами своей работы, обсудить, выслушать аргументы друг друга.

4. Теперь некоторые пары делятся со всей группой студентов результатами своей работы. Варианты студенческих ответов фиксируются на доске.

5. С преобладающим участием студентов, преподаватель обобщает составленный список, разносит ответы по категориям.

6. Когда составлена классификация студенческих ответов, лектор предлагает прослушать первую часть лекции, осуществляя следующую работу. Участники каждой пары, слушая лекцию, сверяют ее содержание со списком, лежащим перед ними. Первый участник отмечает плюсами те варианты, которые совпали с текстом лекции, а минусами – те, которые либо противоречат, либо не связаны с предложениями. Второй участник отмечает те факты, детали, фрагменты, которые не вошли в составленный изначально список.

7. В конце первой части лекции, преподаватель предлагает студентам, работавшим в парах, обобщить результат своего труда. Затем 2 – 3 пары делятся своими данными со всей аудиторией.

8. На основании накопленного материала студенты индивидуально пишут заключительное мини – эссе, в котором отражают сущность лекции. Тему этого сочинения преподаватель сформулировал заранее. Тема, желательно, должна быть в форме вопроса.

9. Иногда некоторые эссе зачитываются и обсуждаются, а иногда преподаватель их собирает и выборочно анализирует с тем, чтобы быть готовым к следующей лекции.

Ограничения продвинутой лекции:

· Данная стратегия оптимально подходит для материалов, где есть некий сюжет биографии, описание экспериментов, развитие концепций и т. п. Но ее использование мало эффективно при использовании обзорных теоретических материалов или текстов, описывающих закономерности.

· “Продвинутая” лекция удачно используется для проработки основных линий, понятий, т. е. тогда, когда необходимо детально обсудить некоторые моменты. Если же материал слишком велик, данную стратегию лучше не использовать.

· Стратегию “продвинутой” лекции лучше не использовать на материале объемом меньше 7 страниц и больше 15 страниц текста.

Достоинства “продвинутой” лекции:

· Позволяет лектору работать с достаточно большими группами студентов, активизируя каждого.

· Позволяет развивать мышление высокого порядка (анализ, синтез, оценивание).

· Позволяет студентам устанавливать межпредметные связи при генерировании гипотез.

· Позволяет использовать время с наибольшей продуктивностью.

· Способствует глубокому осмыслению изучаемого материала и выработке к нему личностного отношения.

· Развивает письменную речь студентов, что поможет им при написании исследовательских работ.

Поведение лектора при использовании “продвинутой” лекции:

· Внимательно прорабатывать формулировки заданий, как для составления списков, так и для письменных работ. Непонятное задание снижает интерес к теме.

· Чтение лекции не должно быть только чтением. Желательно лишь изредка заглядывать в текст, а рассказывать материал, глядя в глаза студентам.

· Чтение лекции необходимо время от времени прерывать для комментариев, вопросов студентов.

· Преподавателю следует избегать корректирующих и негативно оценивающих высказываний.

· По возможности было бы желательно преподавателю также принимать участие в выполнении письменных заданий.

· Необходимо сделать так, чтобы каждая пара имела возможность высказаться в процессе работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: