Стратегия ЗХУ (“Знаем”, “Хотим узнать”, “Узнали”) была разработана профессором из Чикаго Д. Огл в 1986 году. Эта стратегия используется как для чтения, так и для прослушивания лекции. Ее форма отображает 3 фазы, по которым строится образовательный процесс, использующий технологический процесс РКМЧП: вызов, осмысление, рефлексия.
В лекции стратегия ЗХУ может быть совмещена с чтением небольших отрывков текстов, статей. Часто стратегия ЗХУ применяется с использованием одноименной таблицы:
З “Знаем” 1. 2. 3. | Х “Хотим узнать” 1. 2. 3. | У “Узнали” 1. 2. 3. (осталось узнать) 1. 2. 3. | |
Категории информации А. Б. В. | Источники информации
| ||
Назначение стратегии “ЗХУ”.
Эту стратегию наиболее уместно использовать в том случае, когда лекция предваряет исследовательскую работу студентов, когда она выполняет функцию установочной, предполагает дальнейшею самостоятельную работу.
Ограничения использования стратегии “ЗХУ” в лекции:
· Стратегия “ЗХУ” наиболее эффективна, когда является установочным фактором для дальнейшей самостоятельной исследовательской деятельности студентов. В других случаях она не реализует весь свой потенциал.
|
|
· Объем текста лекции не должен превышать 8 – 9 страниц. Чтобы количество изучаемых понятий не превысило объем оперативной памяти.
· Стратегию ЗХУ можно использовать для сложных текстов, но лучше – для работы с информационно-насыщенным материалом.
· Материал должен быть подобран таким образом, чтобы студенты могли заполнить графу “З”.
Достоинства использования стратегии ЗХУ в лекции.
- Помогает студентам систематизировать материал.
- Таблицу можно использовать для дальнейшего общения между студентами и научным руководителем, преподавателем.
- Помогает планировать студентам свою исследовательскую деятельность.
- Работа над левой нижней частью таблицы развивает умение определять понятийный аппарат, связанный с темой, еще до исследования.
- Наглядно отражает процесс работы с информацией и является хорошей обратной связью для преподавателя.