Индексный метод

Индексный метод - сведение количественных оценок в статистические показатели - индексы. Индекс - это относительная величина, показывающая во сколько раз уровень изучаемого явления отличается от того же явления в других условиях. Для расчета индексов принято вводить следующие обозначения:

- индивидуальный индекс;

- сводный индекс;

- количество единиц одного вида продукции;

- цена единицы продукции;

- себестоимость единицы продукции;

- трудоемкость единицы изделия.

По степени охвата элементов изучаемой совокупности выделяют индексы индивидуальные и сводные.

Индивидуальные индексы позволяют осуществить сравнительный анализ отдельных элементов объекта, явления или процесса. Примером могут служить индексы объемов производства, цен на продукцию или товары, индексы себестоимости.

Сводные индексы применяются для оценки сложного, несопоставимого в реальных условиях явления, например изменения объема разноименных товаров (запасов). Сводные индексы могут быть разделены на групповые и общие. Групповой индекс рассчитывается для группы элементов, входящих в общую совокупность. Примером может служить индекс цен товаров, входящих в какую-либо товарную группу. Общий индекс рассчитывается для всей совокупности элементов изучаемого явления.

Основной формулой для расчета сводного индекса является агрегатная формула, в которой с помощью весов индекса величины приводятся к соизмеримому виду. Примеры расчета индексов представлены на Рис.6.1.

Рис. 6.1. Примеры расчета индексов в статистике [7]

Например, индекс физического объема продукции можно рассчитать по формуле:

,

где и - количество продукции за базисный и текущий период, – веса индекса (неизменная цена базисного периода).

В зависимости от содержания и характера индексируемой величины различают индексы качественных и количественных показателей. К индексам количественных (объемных) показателей относятся такие индексы, как индексы физического объема производства продукции, затрат на выпуск продукции, стоимости продукции, а также индексы показателей, размеры которых определяются абсолютными величинами.

Качественные показатели определяют уровень исследуемого итогового показателя и определяются путем соотношения итогового показателя и определенного количественного показателя (например, средняя заработная плата определяется путем соотношения фонда заработной платы и количества работников). К индексам качественных показателей относятся индексы цен, себестоимости, средней заработной платы, производительности труда. Самым распространенным индексом в этой группе является индекс цен.

Для оценки изменения явления во времени применяют динамические индексы (например, изменение цен во времени).

При реализации межрегионального анализа используются территориальные (пространственные) индексы. При расчетах территориальных индексов особое внимание уделяется выбору весов индексов. Например, при сравнении уровня себестоимости в двух регионах можно выбрать в качестве веса количество произведенной продукции в каждом регионе. Различия индексов, рассчитанных с весами разных регионов, могут быть существенными. Поэтому к построению территориальных индексов необходим особый подход по сравнению с индексами, выражающими изменение явления во времени. Территориальный индекс может быть получен сопоставлением уровня исследуемого явления по городу со средним уровнем этого явления для всей страны, региона и т.д. Другой способ построения территориальных индексов основан на непосредственном сопоставлении уровней явления с применением стандартизованных (одинаковых) весов, общих для всех регионов. В этом случае территориальный индекс себестоимости будет равен:

,

где и ‒ себестоимость продукции по вида в регионах «A» и «B», - количество продукции данного вида, произведенное в регионе или стране.

Рассмотрим пример вычисления индивидуальных и сводного индекса по следующим формулам [8] для данных, представленных в табл. 6.3:

Таблица 6.3 ⎼ Исходные данные и индексы

В рассматриваемом примере индекс изменения количества свидетельствует об увеличении объема продукции на 7%, а индекс цен – на повышение цены на 7%. Водный индекс, на формирование которого оказало влиение изменение двух факторов (цены и количества)демонстрирует увеличение продаж на 16%.

Применение индексного метода позволяет выполнить широкий спектр исследований в экономике и менеджменте:

- проанализировать изменение социально-экономического явления в динамике;

- исследовать соотношения показателей по регионам;

- определить степень влияния одних показателей на другие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: