Решение. Используя формулы, представленные на рис

Используя формулы, представленные на рис. 16.5, рассчитаем прибыль от продаж по каждому варианту, и расчеты представим в табл. 16.2.

Таблица 16.2.

Показатели I вариант II вариант
1. Ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции, грн. Дс:    
Пирожное 0,3 0,4
Торт 3,8 4,3
Печенье 1,4 1,2
2. Удельный вес маржинального дохода в цене за единицу продукции dуі    
Пирожное 0,6 0,667
Торт 0,633 0,6615
печенье 0,7 0,6667
3. Средний удельный вес маржинального дохода для всего объема продаж n Ду = å dуі • αі i=1 0,6•0,3+0,633•0,2+0,7•0,5= =0,657 0,667•0,3+ +0,661• 0,3 + +0,6667 • • 0,4=0,652
4. Маржинальный доход (В• Ду), грн.   1995,6
5. Валовые переменные расходы (В – Дм), грн.   1004,4
6. Прибыль, (Дм – Н), грн.   695,6

Таким образом, второй вариант организации производства и сбыта предполагает получение большего объема прибыли по рассматриваемому предприятию. Чтобы рассчитать влияние отдельных факторов на изменение прибыли, необходимо определить несколько условных показателей: объем продаж, маржинальный доход и его удельный вес в выручке. Они рассчитываются при отпускных ценах на продукцию по первому варианту, а структуре продаж и валовых переменных затратах – по второму. Условные показатели, последовательность расчета влияния отдельных факторов представлены в табл. 16.3-16.4.

Таблица 16.3.

Последовательность расчета маржинального дохода

Показатели I вариант Условный вариант II вариант
1.Объем продаж (В), грн.   2869,7  
2.Удельный вес маржинального дохода для всего объема продаж (Ду) 0,657 0,65 0,6652
3.Маржинальный доход (В• Ду), грн.     1995,6

Таблица 16.4.

Определение влияния отдельных факторов на прибыль

Наименование фактора Расчет
1.Влияние изменения условно-постоянных расходов 1300 - 1200 = 100
2.Влияние изменения отпускных цен на продукцию 1995,6 - 1865 = 130,6
3.Влияние изменения объема продаж (количественный фактор) (2869,7 - 2600) •0,657 = 177,19
4.Влияние изменения структуры продаж (качественный фактор) 2869,7 • (0,65 – 0,657) = - 20,09
Баланс отклонений: -100+130,6+177,19 - 20,09 = 187,7

Расчеты показывают, что получение большего объема прибыли по второму варианту организации производства и сбыта продукции должно произойти за счет увеличения физического объема продаж, отпускных цен на отдельные виды изделий.

Задача 16.2.

Производственная мощность предприятия рассчитана на выпуск 1000 изделий, которые продаются по цене 20 грн. Все, что производится, – сбывается, незавершенного производства и остатков готовой продукции на складах нет. Следовательно, объем производства продукции равен объему продаж. Переменные расходы на единицу продукции равны 12 грн., а постоянные расходы на весь выпуск - 4 тыс. грн. Необходимо рассчитать финансовый результат предприятия в заданных условиях и объем производства, необходимый для покрытия предприятием всех затрат.

Решение

Составим отчет о валовой прибыли:

1. Выручка от реализации 20´1000=20000 (грн.)

2. Переменные расходы 12´1000=12000 (грн.)

3. Маржинальный доход 20000-12000=8000 (грн.)

4. Прибыль 20000–12000–4000=4000 (грн.)

Объем производства, при котором предприятие только возмещает свои расходы (прибыль равна 0) называется критическим. На рис. 16.6 представлен графический способ определения критического объема. Как видим, объем производства, равный 50% производственной мощности является критическим для заданных условий. Уравнение затрат:

изделий или грн.

Рис. 16.6.Графический способ нахождения критической точки

; то есть (грн.) или изделий.

Задача 16.3.

Компания составила план на следующий год (грн.):

Объем реализации  
Переменные затраты  
Постоянные затраты  
Валовая прибыль  
Прибыль  

Управление не удовлетворено таким прогнозом и считает, что необходимо увеличить объем продукции. Какой объем реализации должен быть, чтобы достичь прибыли 30000 грн.?

Решение

,

Где ВП – валовая прибыль; Выр. – выручка от продаж; Квп – удельный вес валовой прибыли в выручке от продаж (коэффициент валовой прибыли, аналогичный удельному весу маржинального дохода в выручке от продаж).

(грн.)

Для достижения прибыли 30000 грн. сумма валовой прибыли должна быть равна:

Доказательство:

Объем реализации 428600 (грн.)
Переменные затраты (30 %) 128600 (грн.)
Валовая прибыль (70 %) 300000 (грн.)
Постоянные затраты 270000 (грн.)
Прибыль 30000 (грн.)

Задача 16.4

Компания реализует свою продукцию А по цене $ 45 за единицу. Переменные затраты составляют $ 23 за единицу. Оборудование недогружено. Есть потенциальный покупатель, который хочет купить 200 изделий по цене $ 30 за единицу. Нужно ли рекомендовать заключение сделки?

Решение

Составим отчет о валовой прибыли для данного заказа

$

Объем продаж (200 ´ 30 = 6000)  
Переменные издержки (200 ´ 23 = 4600)  
Валовая прибыль  
Фиксированные издержки  
Прибыль  

Нужно рекомендовать заключение сделки, т.к. в случае принятия заказа возможно получение прибыли в сумме 1400 $

Задача 16.5.

Управляющий отделом маркетинга решил, что для изделия А он хочет получить 30 % надбавку к цене. Составляющие продукта А следующие:

Стоимость основных материалов, $  
Живой труд, $  
Накладные расходы, $  
Всего издержек, $  
Надбавка к цене (30 %), $  
Продажная цена, $  

Общие затраты живого труда за год равны $ 600000. Накладные расходы за год составят 25 % от затрат живого труда, из них фиксированные накладные расходы - 40 % и переменные расходы - 60 %. Покупатель предложил купить продукт А по цене $ 9100 за единицу. Производственные мощности недогружены. Принимать ли заказ?

Решение

Выделим в составе накладных расходов переменные и фиксированные расходы. Процент переменных накладных расходов (к затратам живого труда) составляет: 25 ´ 0,6 = 15 %.

Подсчитаем валовую прибыль по продукту А:

Стоимость основных материалов, $  
Живой труд, $  
Переменные накладные расходы, $ (0,15 ´ 5000 = 750)  
Итого переменных издержек, $  
Валовая прибыль, $ (9100 – 7750 = 1350)  
Фиксированные расходы  
Прибыль, $  

Таким образом, предложенная цена включает не 30 %, а 10,3 % надбавку к цене, однако предусматривает получение прибыли.

Задача 16.6.

Предприятие получило заказ на производство 700 изделий Z от возможного покупателя по цене $ 3,5 за единицу продукции. Принимать ли заказ, если имеются следующие данные о производстве и реализации изделия Z?

Стоимость основных материалов, $ 2,0
Живой труд, $ 1,0
Накладные расходы, $ 0,25
Всего издержек, $ 3,25
Надбавка к цене (30 %), $ 0,97
Продажная цена, $ 4,22

Накладные расходы составляют 25 % от живого труда, из них 40 % — фиксированные накладные расходы и 60 % — переменные накладные расходы. Производственные мощности недогружены.

Решение.

Рассчитаем показатели по заказу.

Выручка от продаж, $ (3,5 ´ 700 = 2450)  
Переменная часть себестоимости реализованной продукции (2,0 + 1,0 + 0,15) ´ 700 = 2205  
Валовая прибыль производителя  
Фиксированные накладные расходы  
Прибыль  

Задача 16.7.

Имеются следующие данные о корпорации:

За единицу  
Продажная цена, $ 5,4
Основные производственные материалы, $ 1,5
Живой труд, $ 1,7
Переменные накладные расходы, $ 0,4
Фиксированные накладные расходы (100000/40000 шт.=2,5), $ 2,5

Торговые и административные расходы фиксированы, за исключением торговой комиссии, составляющей 12 % от продажной цены. Существует недогрузка производственных мощностей. Дополнительный заказ получен на производство 600 изделий от потенциального покупателя по цене $ 4,5 за единицу продукции. Принимать ли заказ?

Решение.

Рассчитаем показатели по дополнительному заказу. Для этого составим отчет о валовой прибыли: $

Выручка от реализации, (600 ´ 4,5 = 2700)  
Себестоимость продукции для производителя(1,5 + 1,7 + 0,4) ´ 600 = 2160  
Валовая прибыль производителя  
Торговые и административные расходы 0,12 ´ 2700 = 324  
Валовая прибыль  
Фиксированные расходы  
Прибыль  

Задача 16.8.

Компания выпускает два вида изделий — столы и стулья.

Удельные переменные затраты составляют:

  Стол, д. е. Стул, д. е.
Прямые материальные затраты   1,5
Прямые трудовые затраты (2 д. е. за 1 час)    
Переменные накладные расходы 1,5 0,5
Итого 12,5  

Отпускная цена одного стола — 20 д. е., а стула — 7 д. е. Ожидаемый спрос на товар в августе составит: столы — 200 шт.; стулья — 400 шт. Постоянные затраты составят 1500 д. е. в месяц. Начальных запасов готовой продукции и незавершенного производства нет. Составить производственный план на август, обеспечивающий максимальную прибыль, если в августе прямые трудозатраты ограничены количеством 800 часов.

Решение.

Составим таблицу, проанализируем, не является ли спрос на продукцию ограничивающим фактором для производства:

  Столы Стулья Всего
     
1. Спрос, штук     ´
2. Трудозатраты, д. е.     ´
3. Трудоемкость, единицы изделия 3 ч. 1 ч. ´
4. Необходимые затраты труда (п. 1 ´ п. 3) 600 ч. 400 ч. 1000 ч.
5. Наличный бюджет рабочего времени ? ? 800 ч.
6. Дефицит рабочего времени 200 ч.

Таким образом, рабочая сила является ограничивающим фактором.

Рассчитаем валовую прибыль на единицу производимой продукции и на единицу ограниченного ресурса.

Показатели Стол Стул
1. Отпускная цена единицы продукции    
2. Переменные затраты на производство продукции 12,5  
3. Валовая прибыль на единицу продукции 7,5  
4. Трудоемкость единицы изделия 3 ч. 1 ч.
5. Валовая прибыль, производимая за 1 час рабочего времени 2,5  

Таким образом, стол имеет более высокую валовую прибыль, чем стул (на единицу продукции). Однако при производстве столов за 1 час рабочего времени производят 2,5 д. е. валовой прибыли, а стульев — 3 д. е. валовой прибыли. Таким образом, в условиях ограниченного рабочего времени выгоднее затрачивать время на производство стульев. Стульев должно производиться столько, сколько требует спрос на продукцию, а остальное время затрачивать на производство столов.

Исходя из этого, составим план производства и реализации:

Наименование изделия Спрос на продукцию Необходимое кол-во часов Наличное число часов Очередность изготовления
1. Стулья        
2. Столы        
Всего х     х

И составим отчет о валовой прибыли

Показатели Стулья Столы Всего
Объем производства, ед. 400: 1 = 400 400: 3 = 133
Выручка от реализации, д.е. 400 ´ 7 = 2800 133 ´ 20 = 2660  
Переменные затраты, д.е. 400 ´ 4 = 1600 133 ´12,5 = 1662  
Валовая прибыль, д.е.      
Постоянные расходы, д.е. х х  
Прибыль, д.е. х х  

Если предпочтение отдать столам, то отчет о валовой прибыли будет иметь вид:

Показатели Стулья Столы Всего
1. Необходимое число часов      
2. Объем производства 200: 1 = 200 600: 3 = 200 х
3. Выручка от реализации 200 ´ 7 = 1400 200´20 = 4000  
4. Переменные затраты 200 ´ 4 = 800 200´12,5=2500  
5. Валовая прибыль      
6. Постоянные затраты х х  
Прибыль х х  

Контрольные вопросы

1.Дайте определение критического объема производства (продаж).

2.Перечислите факторы, которые оказывают влияние на изменение величины маржинального дохода.

3.В каких случаях величина получаемой предприятием прибыли равна величине валовой прибыли?

4.Укажите расчетные формулы для определения объема безубыточности в том случае, если предприятие производит: один вид продукции; несколько видов изделий.

5.Какие факторы оказывают влияние на изменение величины критического объема производства (продаж)?

6.Назовите примеры ограничивающих факторов при решении задач по оптимизации плана производства.

7.Перечислите показатели валовой прибыли.

8.Перечислите затраты, которые относятся к условно-постоянным и условно-переменным.

9.Как меняются с изменением объема производства удельные условно – переменные и условно- постоянные затраты?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: