Производственное обучение в учебных мастерских осуществляется в форме занятий.Каждое занятие обычно характеризуется относительной законченностью содержания, организационным единством и определенными временными рамками; максимальная продолжительность занятия в мастерских - учебный день.
Одно из основных преимуществ обучения в учебных мастерских в сравнении с обучением непосредственно на предприятии состоит в том, что здесь можно широко использовать фронтально-групповую, урочную форму организации учебной работы, когда все учащиеся группы выполняют одинаковые задания, однотипные учебно-производственные работы, что позволяет мастеру проводить одновременно со всей группой вводный, текущий, коллективный и заключительный инструктажи я значительно облегчает руководство индивидуальной работой учащихся. Поэтому урок считается основной формой организации производственного обучения, основным видом занятий в учебных мастерских.
Уроки производственного обучения в зависимости от их целей и содержания изучаемого учебного материала бывают разных типов:
уроки по изучению трудовых приемов или операций, цель которых - дать учащимся производственно-технические знания, первоначальные навыки и умения выполнения изучаемых приемов или операций;
уроки по выполнению комплексных работ, цель которых - ознакомить учащихся с постепенно усложняющимися учебно-производственными работами, организацией труда и планированием технологического процесса, совершенствование и закрепление навыков и умений, выполнение ранее изученных операций в различных сочетаниях (при этом учащиеся должны выполнять ученические нормы);
уроки по проверке знаний, навыков и умений учащихся, цель которых - определить степень подготовки учащихся за определенный период обучения (полугодие, год или более короткий период обучения),
В тех случаях, когда невозможно или нецелесообразно одновременно давать всем учащимся однотипные учебно-производственные задания, организуются бригадные учебные занятия: группа делится на бригады и каждая бригада выполняет свое задание.
В производственном обучении имеют место и индивидуальные занятия. К ним относятся, например, занятия по обучению вождению автомобилей, тракторов и других машин, а также занятия с учащимися, пропустившими какие-либо темы в связи с болезнью. Обычно эти занятия имеют ту же структуру, что и соответствующие групповые, но при этом вводный и заключительный инструктажи носят менее развернутый характер и в ряде случаев практически сливаются с инструктажем текущим.
Особым видом занятий в производственном обучении являются лабораторно-практические занятия, которые проводятся при практической подготовке рабочих любой профессии. Основное отличие этих лабораторно-практических занятий от проводимых в процессе теоретического обучения в том, что рассчитаны они не только на закрепление и углубление знаний, но и на формирование ряда профессионально важных умений. В связи с этим лабораторно-практические занятия включают элементы упражнений, вводный, текущий и заключительный инструктажи.
Вводный инструктаж - это элемент организационной (внешней) структуры урока производственного обучения. С точки зрения дидактической структуры урока вводный инструктаж включает три основных элемента: целевую установку, актуализацию знаний и опыта учащихся, создание ориентировочной основы действий учащихся. Эти типовые элементы урока могут чередоваться, но наличие их на каждом уроке обязательно.
На уроке по изучению трудовых приемов и операций вводный инструктаж наиболее целесообразно проводить фронтально. Длительность инструктажа зависит от места темы в общем процессе производственного обучения, ее содержания, от места урока в системе уроков по теме. Средняя продолжительность такого вводного инструктажа - 30-35 мин, но не более одного часа.
Для вводного инструктажа на уроках при обучении учащихся трудовым приемам и операциям характерна следующая типовая последовательность:
сообщение темы и цели урока (целевая установка);
проверка знаний и умений учащихся по материалу, связанному с материалом предстоящего урока (этап актуализации);
объяснение и демонстрация трудовых приемов и способов выполнения изучаемой операции, способов самоконтроля выполняемой работы;
разбор документации письменного инструктирования; разбор технических требований к учебно-производственным работам;
рассмотрение возможных типичных ошибок, затруднений, дефектов, способов их предупреждения и устранения;
объяснение и демонстрация способов организации рабочего места, правил безопасности труда;
проверка усвоения учащимися материала вводного инструктирования;
пробное выполнение учащимися приемов и способов выполнения изучаемой операции;
выдача заданий учащимся и распределение их по рабочим местам.
Текущее инструктирование учащихся мастером, как правило, проводится индивидуально. Основной организационной формой такого инструктирования являются обходы мастером рабочих мест учащихся, имеющие целевой характер. Суть их в том, что при каждом обходе рабочих мест учащихся мастер намечает для себя определенную цель инструктирования: проверить своевременность начала работы учащихся; правильность выполнения отрабатываемых трудовых приемов и способов; организацию рабочих мест; рациональность способов пользования документацией; качество выполняемой работы и т. п.
Кроме целевых обходов возможны и другие варианты форм организации индивидуального инструктирования: мастер наблюдает за группой со своего рабочего места и дает указания учащемуся, совершившему ошибку, испытывающему затруднения или нуждающемуся в помощи; мастер подходит к учащемуся по его просьбе и дает необходимые указания и пояснения; учащиеся сами подходят к мастеру и он инструктирует их на своем рабочем месте и др.
Индивидуальное текущее инструктирование учащихся мастер осуществляет, применяя такие методические приемы и способы общего характера: разъяснения, указания, убеждения, замечания, советы, повторный показ разучиваемых трудовых приемов и операций, личный пример; требования и указания, способствующие воспитанию у учащихся аккуратности, внимания, бережного отношения к инструменту, оборудованию, энергии; воспитанию самостоятельности, настойчивости, ответственности.
Осуществляя текущее инструктирование учащихся, опытные мастера руководствуются и такими правилами, как: не доделывать работу за неуспевающих учащихся, поскольку это порождает безответственность и не стимулирует настойчивости в преодолении трудностей; постоянно приучать учащихся планировать свой труд.
Проводя текущее инструктирование, важно обеспечивать правильный режим труда и отдыха учащихся, так как зачастую причиной ошибок учащихся является их утомление.
Эффективное текущее инструктирование характеризует высокая принципиальность и строгость требований мастера к выполнению учащимися правил организации труда, рабочего места, правил безопасности.
Руководя производственным обучением, мастер одновременноработает со всей группой, которая по своему составу неоднородна. В группе всегда есть учащиеся «сильные», «средние» и явно «слабые». Поэтому при текущем инструктировании мастер всегда учитывает индивидуальные особенности и способности учащихся, что бы обеспечить примерно единый уровень освоения учебного материала для обеспечения фронтального продвижения всей группы и изучении темы. Особое внимание уделяется «слабым» учащимся: им на первых порах целесообразно давать для выполнения более простые илегкие задания, постепенно «подтягивая» их до уровня «средних» и«сильных».
В процессе упражнений учащихся применяются и коллективные формы работы мастера с учащимися. Это так называемый коллективный текущий инструктаж. Проводится он в тех случаях, когда в ходе целевых обходов рабочих мест учащихся мастер обнаруживает, что многие или большинство учащихся допускают одинаковые ошибки. Тогда мастер останавливает работу всех учащихся группыи вносит необходимые коррективы в процесс выполнения учебно-производственных работ.
Основная дидактическая цель заключительного инструктажа на основе анализа успехов и недостатков проведенного урока показать учащимся, чему они научились, насколько продвинулись в овладении профессией, что и как нужно делать, чтобы не допускать недостатков и закрепить успехи.
На заключительный инструктаж обычно выносятся следующие основные вопросы: сообщение о выполнении цели урока; анализ спешности выполнения упражнений; разбор типичных ошибок и характерных недостатков, рассмотрение путей их предупреждения и устранения; анализ выполнения учащимися правил безопасности, организации труда, использования рабочего времени; сообщение оценок, темы следующего урока; выдача домашнего задания. Для повышения эффективности заключительного инструктажа руководствуются следующими рекомендациями: на первый план всегда ставить подведение учебных задач урока, т.е. чему научились учащиеся; придавать заключительному инструктированию обучающий характер, т.е. строить его так, чтобы учащиеся получали на нем что-то новое, закрепляли и расширяли свои познания и опыт; вовлекать всех учащихся в активное обсуждение итогов прошедшего урока; широко привлекать их к самостоятельному анализу выполнения учебно-производственных заданий; анализ итогов урока производить всесторонне, выставляемые оценки аргументировать; не упрекать учащихся за допущенные ошибки и недостатки, если их причиной является неопытность.