Основными формами организации производственного обучения учащихся НПО является урок, занятие в учебном цехе, занятие в цехе предприятия, производственной практики.
Урок производственного обучения – занятие в учебных мастерских. Его спецификой является формирование первоначальных профессиональных навыков, необходимых для производительного труда в условиях производства. На уроках производственного обучения происходит интеграция знаний и их комплексное применение в процессе практической деятельности учащихся. Это определяет структуру урока производственного обучения, его содержание и методы обучения, а также продолжительность занятий (как правило, полный учебный день – шесть учебных часов).
В структуре урока производственного обучения важное место занимает инструктаж, который при групповой форме обучения может быть вводным, текущим и заключительным.
Вводный инструктаж решает следующие задачи:
-ознакомление учащихся с содержанием предстоящей работы и теми средствами, с помощью которых ее можно выполнить (оборудование, инструменты, приспособления и т.д.);
-ознакомление с технической документацией и требованиями к конечному результате (продукту) труда;
-объяснение правил и последовательности выполнения работы в целом и отдельных ее частей (приемов, операций и т.д.);
-предупреждение учащихся о возможностях затруднениях, ошибках;
-при необходимости показ способов самоконтроля за выполнением операций.
Текущий инструктаж проводится по ходу выполнения учащимися практической работы. Он, как правило, является индивидуальным или групповым.
В ходе текущего инструктажа мастер акцентирует внимание всей учебной группы на наиболее эффективных приемах и способах выполнения изучаемой операции, оказывает помощь слабо подготовленным к выполнению задания учащимися и т.д.
Заключительный инструктаж имеет несколько дидактических и воспитательных целей: объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда в группе, выявление учащихся-передовиков и их поощрение, выявление общих и индивидуальных просчетов в выполнении тех или иных трудовых операций, путей их устранения и т.д.
Занятие в цехах базового предприятия. Основная задача производственного обучения учащихся на предприятии – совершенствование их профессиональных навыков и умений, расширение и углубление профессиональных знаний, изучение передового производственного опыта, подготовка к производственной практике и самостоятельной работе на производстве по окончании профессионального училища. Обучение учащихся в цехах предприятия – решающий период в подготовке квалифицированных рабочих. Здесь учащиеся знакомятся с производством обстановкой, современным оборудованием, новой технологической оснасткой, со смежными объектами работ, с современным технологическим процессом.
38 ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В практике профессиональной школы имеет место активный процесс возникновения нестандартных форм проведения урока. Нетрадиционный, или инновационный, урок – это занятие, имеющее нетрадиционную, гибкую, вариативную структуру и ориентированное, главным образом, на повышение интереса учащихся к обучению посредством новой формы организации их учебной деятельности.
По форме проведения можно выделить следующие группы инновационных уроков:
1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая игра, викторина.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок «Дублер».
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения:
-пресс-конференция,
-аукцион,
-митинг,
-регламентированная дискуссия,
-панорама,
-телемост,
-телепередача,
-рапорт,
-устный журнал.
5. Уроки-фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок XXI века.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, цирк, ученый совет, редакционный совет.