Деятельность педагога (преподавателя, мастера) | Деятельность учащихся |
Словесные методы | |
Устное изложение учебного материала | |
Целевая установка, изложение учебного материала (рассказ, объяснение, лекция), подведение итогов | Слуховое восприятие (слушание) и осмысление учебного материала, сообщаемого педагогом |
Беседа (вопросно-ответный метод) | |
Целевая установка, постановка вопросов к учащимся, ответы на вопросы учащихся, подведение итогов | Продумывание ответов (припоминания, сравнения, сопоставления, анализ, синтез и т.п.) и устные ответы на вопросы педагога. Вопросы к педагогу |
Работа с текстом книги | |
Целевая установка, определение содержания задания и порядка работы учащихся, руководство работой учащихся, контроль и подведение итогов | Чтение и осмысление текста книги, выполнение задания (запоминание, сравнения, сопоставления, выделение главного, систематизация, воспроизве-дение, ответы на контрольные вопросы, конспектирование): а) под руководством педагога; б) самостоятельно |
Наглядно-демонстрационные методы | |
Демонстрация (наглядных пособий, видеофильмов, слайдов, опытов, трудовых приемов) | |
Целевая установка, определение задания, управление техническими средствами, практическое выполнение опытов, трудовых приемов и т. п. | Зрительное восприятие (рассматривание) показываемого в целом и по частям, сравнения, сопоставления, выделение и усвоение главного, обобщения и т. п. Ответы на вопросы педагога |
Самостоятельные наблюдения учащихся | |
Целевая установка, определение объектов наблюдения, руководство наблюдениями учащихся, подведение итогов | Наблюдение объектов, явлений, действий в целом и по частям, сравнения, сопоставления, выделение главного, обобщения и т. п. Ответы на вопросы педагога |
Практические методы | |
Упражнения | |
Целевая установка, постановка проблемы, определение содержания и порядка работы учащихся (формирование ООД), техническое обслуживание, руководство работой учащихся, контроль, подведение итогов | Выполнение заданий: а) под руководством педагога; б) по письменной инструкции; в) по алгоритму; г) самостоятельно |
Лабораторно-практические работы | |
Целевая установка, определение содержания и порядка работы учащихся, управление техническими устройствами, руководство работой учащихся, контроль, подведение итогов | Выполнение заданий, обработка результатов, формулирование выводов: а) под руководством педагога; б) по письменной инструкции; в) самостоятельно |
Методы устного изложения учебного материала
|
|
Рассказ – изложение материала в повествовательной форме, он имеет описательный характер, отличается логической стройностью и не требует разъяснений.
|
|
Беседа– вопросно-ответный метод организации учебно-познавательной деятельности. Эвристическая беседа, цель сообщить учащимся новые знания.
Объяснение– при изложении учебного материала применяется сравнение, сопоставление, анализ, вывод закономерностей, обоснование, решение задач, методы дедукции и индукции.
Лекции – характеризуется строгостью построения, целостным, последовательным изложением, раскрывает целую систему закономерностей, устанавливает связи между разделами, читается по крупным вопросам учебной программы, требует конспектирования и большого внимания учащегося.
Работа учащихся с книгой: беглое чтение, конспектирование, выделение главного и составление плана прочитанного, разбор задач, заполнение таблиц.
Наглядные методы. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
метод иллюстраций предполагает показ учащимся иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
Наглядные пособия помогают лучше усвоить принцип, основную идею. При изучении технических предметов на первый план выступает конкретное устройство объекта, рабочая схема взаимодействия деталей и механизмов. Для тех.предметов наглядное средство часто является основным источником знания.
Методы производственного обучения в целом аналогичны методам теоретического обучения. Тем более что в процессе производственного обучения присутствуют многие методические приемы теоретического обучения
Словесные методы.
Инструктаж – словесный метод, который реализуется через объяснение, беседу, иногда рассказ, работу с письменными источниками информации с одновременной демонстрацией трудовых приемов и наглядности пособий.Различают устный и письменный. Письменный – это информационные карты: справочный материал, изображение технологических процессов
Показ приемов трудовых действий. Этот метод имеет целью создание в сознании учащегося точного и четкого зрительного образа трудовых действий, с которыми они сравнивают свои действия в процессе упражнений по отработке (разучиванию) соответствующих приемов и способов работы.
Упражнения - навыки и умения, как и их компоненты, формируются путем упражнений, являются в этом смысле основным методом произв. обучения. Под упражнениями понимается многократные повторения определенных действий в целях их сознательного совершенствования.
Упражнения на тренажерах - проводятся в отработке трудовых навыков и умений в тех случаях, когда производственные условия не позволяют эффективно организовывать такие упражнения в реальной производственной обстановке.
Наблюдение учащихся. Этот метод используется, в основном, в производственном обучении учащихся на предприятиях профессиям, труд которых связан с обслуживанием сложного оборудования.
Письменное инструктирование. Применение этого метода связано с использованием на уроках производственного обучения различных инструктивных учебных документов, являющихся самостоятельным источникам информации. В производственном обучении наибольшее применение нашли инструкционные, технологические (инструкционно-технологические) карты и учебные алгоритмы.
|
|
Инструкционные карты применяются пи изучении учебных операций; они раскрывают типовую последовательность, правила, средства, способы выполнения, контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых приемов изучаемой операции.
Технологические карты применятся пи выполнении работ комплексного характера; они раскрывают технологическую последовательность, режимы технологические требования, средства выполнения учебно-производственных работ. Инструкционно-технологические карты, применяемые на начальных этапах выполнения комплексных работ, коме того, содержат инструктивные указания и пояснения о правилах выполнения работ.
Учебные алгоритмы применяются пи обучении учащихся обслуживанию, наладке, диагностики неисправностей, регулировке сложного оборудования, они содержат четкие правила выполнения работ.
ХАРАКТЕРИСТИКА, ОСОБЕННОСТИ, ВЫБОР И ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ЗАКРЕПЛЕНИЯ, И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ПРЕДМЕТАМ, ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАВЫКОВ И ОТРАБОТКА УМЕНИЙ ВЫПОЛНЯТЬ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАДАНИЯ
Чтобы знания, умения и навыки учащихся соответствовали указанным критериям, необходима система закрепления и совершенствования их, обеспечивающая реализацию принципов прочности и систематичности обучения.
При закреплении и совершенствовании знаний учащиеся не только воспроизводят их в том виде, в каком они были усвоены первоначально, но и вносят в них большую ясность, точность и полноту, применяют в различных ситуациях. На этом этапе учебной работы благодаря установлению тесных и четко понимаемых учащимися связей нового с ранее усвоенным происходит обогащение, расширение и дальнейшее формирование знаний, умений и навыков по предмету.
В зависимости от периода обучения и содержания изучаемого» материала закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков может иметь различные дидактические цели и производиться на различных уровнях познавательной деятельности учащихся.
|
|
На начальных этапах обучения, а также при изучении описательного материала закрепление и совершенствование знаний могут носить репродуктивный характер. Это уровень познавательной деятельности характеризуется тем, что учащиеся, выполняя задания, действуют по образцу, данному преподавателем, применяют знания в том виде, в каком они были первоначально восприняты.
Второй уровень познавательной деятельности - творческий. Он характеризуется тем, что учащиеся творчески подходят к заданиям, вносят в выполнение их что-то свое, находят на основе опыта, имеющихся знаний, умений и навыков новые, оригинальные способы решений. Такая познавательная деятельность учащихся предполагает наличие у них определенного запаса знаний иопыта оперирования ими и применяется при изучении материала доказательного характера, требующего глубокого понимания причинно-следственных связей.
Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков в этих случаях производится преимущественно в форме самостоятельной работы, когда учащиеся сознательно и активно стремятся к достижению поставленной цели, преодолевая возникающие трудности без непосредственной помощи с чьей-либо стороны. Преподаватель разрабатывает задания для самостоятельной работы, планирует порядок их выполнения, регулирует сложность и трудность, а во время работы наблюдает за учащимися и в необходимых случаях консультирует их, помогая самостоятельному решению поставленной задачи.
Правильно поставленная работа по закреплению и совершенствованию знаний, умений и навыков приучает учащихся к культуре труда, к ответственному отношению к учебе, развивает мышление вообще и техническое в частности. Важность развития технического мышления у будущих квалифицированных рабочих бесспорна. Не противопоставляя его другим видам интеллектуальной деятельности, необходимо отметить, что оперирование производственно-техническим материалом придает процессу мышления своеобразный характер: умственные операции направлены на решение прежде всего производственно-технических задач.
Укажем на некоторые основные особенности технического мышления, которые необходимо иметь в виду при закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков.
Одной из важнейших особенностей технического мышления является тесное единство теоретических и практических компонентов деятельности, непрерывное сочетание и взаимодействие умственных (мыслительных) и практических действий. Каждое техническое (теоретическое) решение, как правило, проверяется практикой. Вне приемов оперирования техническими понятиями и действиями техническая мысль в принципе невозможна. Гарантией качественного решения производственно-технических задач является только опытная их проверка.
Другая особенность технического мышления заключается в тесном взаимоотношении и взаимодействии технических понятий и образных компонентов деятельности. Образный компонент - это пространственное представление технических объектов, процессов, явлений. Без взаимодействия понятий и представлений решить многие технические задачи невозможно. Поэтому исключительно важная роль придается различного рода изображениям: схемам, графикам, и, прежде всего чертежу - языку техники.
Специфическая особенность технического мышления - его оперативность. Она проявляется в том, что часто требуется решить ту или иную задачу в ограниченное время. Такое требование предъявляется к аппаратчикам химических производств, водителям, операторам энергосистем и т. п. Кроме того, оперативность технического мышления проявляется в умении эффективно применять свои знания в нужный момент и в различных условиях.
Указанные особенности технического мышления во многом определяют методические приемы учебной работы, в частности систему закрепления и совершенствования знаний, умений инавыков.
В процессе преподавания общетехнических и специальных предметов закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков учащихся осуществляется различными способами. Одним из распространенных способов первичного закрепления является беседа по материалу урока, в ходе которой учащиеся, отвечая на вопросы преподавателя воспроизводят, т. е. повторяют изложенный материал, выясняют и уточняют непонятное, связывают полученные на уроке знания с ранее приобретенными. В результате такой беседы знания углубляются, совершенствуются, приводятся в определенную систему.
При изучении общетехнических и специальных предметов широко применяются различные виды упражнений и повторения, а также домашняя учебная работа, которые вместе с беседой составляют систему закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков. Упражнения, система повторения и домашняя учебная работа учащихся имеют специфические особенности по содержанию и способам проведения, поэтому будут рассмотрены более подробно.
МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ, РАЗРАБОТКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ПРЕДМЕТАМ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Лабораторно-практические работы занимают промежуточное положение между теоретическим и производственным обучением и являются важным средством связи теории и практики. Это в значительной степени влияет на определение вида, тематики и содержания лабораторно-практических работ, сроков их проведения, методов и приемов руководства деятельностью учащихся. В ряде случаев лабораторно-практические работы организуются и проводятся совместно преподавателем специального предмета и мастером производственного обучения. В процессе производственного обучения лабораторно-практические работы являются чаще всего составной частью занятия, включаются в него как один из структурных элементов.
Основными видами лабораторно-практических работ, характерных для производственного обучения, являются:
изучение и анализ (описание) устройства и работы машин, механизмов, аппаратов, приборов и т. п., например, разборо-сборочные работы; выбор резцов по характеру выполняемых работ; сборка схем и включение в сеть электродвигателей и др.;
исследование количественных и качественных зависимостей между техническими величинами, параметрами, характеристиками, например, определение на образцах бумаги различной плотности необходимого времени набухания бумажных обоев; определение оптимальных условий десульфурации стали и др.;
изучение способов использования контрольно-измерительных приборов и инструментов;
диагностика неисправностей, регулировка, наладка, настройка оборудования.
В зависимости от организации проведения лабораторно-практические работы могут проводиться фронтально или нефронтально (звеньями, бригадами). Способ проведения работ определяется наличием необходимого оборудования. Лабораторно-практические работы, проводимые в процессе производственного обучения, подразделяются на иллюстративные (конкретизируют и углубляют знания прикладного характера, полученные на уроках спецпредметов) и исследовательские. Работы исследовательского характера вызывают у учащихся значительный интерес, способствуют развитию наблюдательности, внимательности, чувства ответственности результаты работы. Знания и умения, полученные ими в процессе выполнения таких работ, более глубокие и полные по объему, большинство лабораторно-практических работ, проводимых в процессе производственного обучения, имеют в определенной степени сугубо прикладную исследовательскую направленность.
Руководство лабораторно-практической работой мастер осуществляет в форме инструктирования: вводного, текущего и заключительного.
Методика и организация вводного инструктирования во многом зависит от характера и организации лабораторно-практической заботы. В тех случаях, когда в ходе лабораторно-практической работы учащиеся должны проводить какие-либо исследования, вскрывать зависимости, мастер подробно объясняет учащимся порядок выполнения работы, указывает, в какой последовательности производить замеры, как вести записи, демонстрирует приемы выполнения. Особое внимание как при проведении вводного инструктажа, так и в ходе работы мастер обращает на необходимость сравнения получаемых результатов, выявление зависимостей между ними, обоснование выводов. Учащиеся должны понимать, что основная задача состоит не столько в получении абсолютно точных результатов (в условиях учебного заведения это зачастую просто невозможно), сколько в практическом подтверждении закономерности, сущности явления или процесса.
При проведении сугубо практической работы главное в содержании вводного инструктирования - объяснение и показ приемов, восстановлением памяти учащихся теоретических знаний.
На характер и содержание вводного инструктирования влияет организационное построение лабораторно-практической работы. При фронтальном проведении работы мастер подробно инструктирует группу преимущественно в устной форме. При проведении нефронтальных работ большое значение имеет письменное инструктирование учащихся, в частности в форме заданий-инструкций.
В такой инструкции формулируется тема и цель лабораторно-практической работы; кратко излагаются теоретические сведения, связанные с работой; приводится перечень оборудования для ее выполнения; описывается весь ход работы и указываются меры предосторожности, которые нужно соблюдать; даются указания по оформлению результатов работы.
Руководство выполнением лабораторно-практической работы мастер осуществляет в форме текущего инструктирования в процессе обходов рабочих мест учащихся. При этом мастер контролирует ход работы, помогает учащимся справиться с возникшими затруднениями и неполадками, отвечает на их вопросы. Если лабораторно-практическая работа выполняется звеньями, необходимо следить, чтобы в работе принимали участие все члены звена. При этом работа должна быть распределена таким образом, чтобы у каждого учащегося были определенные обязанности. Например, один устанавливает заданные параметры, другой следит за показаниями приборов, третий ведет их записи. В ходе работы учащиеся меняются ролями, с тем чтобы каждый выполнил все элементы задания.
После выполнения лабораторно-практической работы каждый учащийся или старший звена представляет мастеру сделанные записи и расчеты. При выполнении сугубо практических работ, не требующих расчетов и записей, подведение итогов работы проводится путем развернутой беседы с учащимися.