Характеристика, особенности и применение методов сообщения учащимся учебного материала на уроках теоретического обучения

Деятельность педагога (преподавателя, мастера) Деятельность учащихся
Словесные методы
Устное изложение учебного материала
Целевая установка, изложение учебного материала (рассказ, объяснение, лекция), подведение итогов Слуховое восприятие (слушание) и осмысление учебного материала, сообщаемого педагогом
Беседа (вопросно-ответный метод)
Целевая установка, постановка вопросов к учащимся, ответы на вопросы учащихся, подведение итогов Продумывание ответов (припоминания, сравнения, сопоставления, анализ, синтез и т.п.) и устные ответы на вопросы педагога. Вопросы к педагогу
Работа с текстом книги
Целевая установка, определение содержания задания и порядка работы учащихся, руководство работой учащихся, контроль и подведение итогов Чтение и осмысление текста книги, выполнение задания (запоминание, сравнения, сопоставления, выделение главного, систематизация, воспроизве-дение, ответы на контрольные вопросы, конспектирование): а) под руководством педагога; б) самостоятельно
Наглядно-демонстрационные методы
Демонстрация (наглядных пособий, видеофильмов, слайдов, опытов, трудовых приемов)
Целевая установка, определение задания, управление техническими средствами, практическое выполнение опытов, трудовых приемов и т. п. Зрительное восприятие (рассматривание) показываемого в целом и по частям, сравнения, сопоставления, выделение и усвоение главного, обобщения и т. п. Ответы на вопросы педагога
Самостоятельные наблюдения учащихся
Целевая установка, определение объектов наблюдения, руководство наблюдениями учащихся, подведение итогов Наблюдение объектов, явлений, действий в целом и по частям, сравнения, сопоставления, выделение главного, обобщения и т. п. Ответы на вопросы педагога
Практические методы
Упражнения
Целевая установка, постановка проблемы, определение содержания и порядка работы учащихся (формирование ООД), техническое обслуживание, руководство работой учащихся, контроль, подведение итогов Выполнение заданий: а) под руководством педагога; б) по письменной инструкции; в) по алгоритму; г) самостоятельно
Лабораторно-практические работы
Целевая установка, определение содержания и порядка работы учащихся, управление техническими устройствами, руководство работой учащихся, контроль, подведение итогов Выполнение заданий, обработка результатов, формулирование выводов: а) под руководством педагога; б) по письменной инструкции; в) самостоятельно

Методы устного изложения учебного материала

Рассказ – изложение материала в повествовательной форме, он имеет описательный характер, отличается логической стройностью и не требует разъяснений.

Беседа– вопросно-ответный метод организации учебно-познавательной деятельности. Эвристическая беседа, цель сообщить учащимся новые знания.

Объяснение– при изложении учебного материала применяется сравнение, сопоставление, анализ, вывод закономерностей, обоснование, решение задач, методы дедукции и индукции.

Лекции – характеризуется строгостью построения, целостным, последовательным изложением, раскрывает целую систему закономерностей, устанавливает связи между разделами, читается по крупным вопросам учебной программы, требует конспектирования и большого внимания учащегося.

Работа учащихся с книгой: беглое чтение, конспектирование, выделение главного и составление плана прочитанного, разбор задач, заполнение таблиц.

Наглядные методы. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

метод иллюстраций предполагает показ учащимся иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Наглядные пособия помогают лучше усвоить принцип, основную идею. При изучении технических предметов на первый план выступает конкретное устройство объекта, рабочая схема взаимодействия деталей и механизмов. Для тех.предметов наглядное средство часто является основным источником знания.

Методы производственного обучения в целом аналогичны методам теоретического обучения. Тем более что в процессе производственного обучения присутствуют многие методические приемы теоретического обучения

Словесные методы.

Инструктаж – словесный метод, который реализуется через объяснение, беседу, иногда рассказ, работу с письменными источниками информации с одновременной демонстрацией трудовых приемов и наглядности пособий.Различают устный и письменный. Письменный – это информационные карты: справочный материал, изображение технологических процессов

Показ приемов трудовых действий. Этот метод имеет целью создание в сознании учащегося точного и четкого зрительного образа трудовых действий, с которыми они сравнивают свои действия в процессе упражнений по отработке (разучиванию) соответствующих приемов и способов работы.

Упражнения - навыки и умения, как и их компоненты, формируются путем упражнений, являются в этом смысле основным методом произв. обучения. Под упражнениями понимается многократные повторения определенных действий в целях их сознательного совершенствования.

Упражнения на тренажерах - проводятся в отработке трудовых навыков и умений в тех случаях, когда производственные условия не позволяют эффективно организовывать такие упражнения в реальной производственной обстановке.

Наблюдение учащихся. Этот метод используется, в основном, в производственном обучении учащихся на предприятиях профессиям, труд которых связан с обслуживанием сложного оборудования.

Письменное инструктирование. Применение этого метода связано с использованием на уроках производственного обучения различных инструктивных учебных документов, являющихся самостоятельным источникам информации. В производственном обучении наибольшее применение нашли инструкционные, технологические (инструкционно-технологические) карты и учебные алгоритмы.

Инструкционные карты применяются пи изучении учебных операций; они раскрывают типовую последовательность, правила, средства, способы выполнения, контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых приемов изучаемой операции.

Технологические карты применятся пи выполнении работ комплексного характера; они раскрывают технологическую последовательность, режимы технологические требования, средства выполнения учебно-производственных работ. Инструкционно-технологические карты, применяемые на начальных этапах выполнения комплексных работ, коме того, содержат инструктивные указания и пояснения о правилах выполнения работ.

Учебные алгоритмы применяются пи обучении учащихся обслуживанию, наладке, диагностики неисправностей, регулировке сложного оборудования, они содержат четкие правила выполнения работ.

ХАРАКТЕРИСТИКА, ОСОБЕННОСТИ, ВЫБОР И ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ЗАКРЕПЛЕНИЯ, И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ПРЕДМЕТАМ, ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАВЫКОВ И ОТРАБОТКА УМЕНИЙ ВЫПОЛНЯТЬ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАДАНИЯ

Чтобы знания, умения и навыки учащихся соответствовали указанным критериям, необходима система закрепления и совершенствования их, обеспечивающая реализацию принципов прочности и систематичности обучения.

При закреплении и совершенствовании знаний учащиеся не только воспроизводят их в том виде, в каком они были усвоены первоначально, но и вносят в них большую ясность, точность и полноту, применяют в различных ситуациях. На этом этапе учебной работы благодаря установлению тесных и четко понимаемых учащимися связей нового с ранее усвоенным происходит обогащение, расширение и дальнейшее формирование знаний, умений и навыков по предмету.

В зависимости от периода обучения и содержания изучаемого» материала закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков может иметь различные дидактические цели и производиться на различных уровнях познавательной деятельности учащихся.

На начальных этапах обучения, а также при изучении описательного материала закрепление и совершенствование знаний могут носить репродуктивный характер. Это уровень познавательной деятельности характеризуется тем, что учащиеся, выполняя задания, действуют по образцу, данному преподавателем, применяют знания в том виде, в каком они были первоначально восприняты.

Второй уровень познавательной деятельности - творческий. Он характеризуется тем, что учащиеся творчески подходят к заданиям, вносят в выполнение их что-то свое, находят на основе опыта, имеющихся знаний, умений и навыков новые, оригинальные способы решений. Такая познавательная деятельность учащихся предполагает наличие у них определенного запаса знаний иопыта оперирования ими и применяется при изучении материала доказательного характера, требующего глубокого понимания причинно-следственных связей.

Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков в этих случаях производится преимущественно в форме самостоятельной работы, когда учащиеся сознательно и активно стремятся к достижению поставленной цели, преодолевая возникающие трудности без непосредственной помощи с чьей-либо стороны. Преподаватель разрабатывает задания для самостоятельной работы, планирует порядок их выполнения, регулирует сложность и трудность, а во время работы наблюдает за учащимися и в необходимых случаях консультирует их, помогая самостоятельному решению поставленной задачи.

Правильно поставленная работа по закреплению и совершенствованию знаний, умений и навыков приучает учащихся к культуре труда, к ответственному отношению к учебе, развивает мышление вообще и техническое в частности. Важность развития технического мышления у будущих квалифицированных рабочих бесспорна. Не противопоставляя его другим видам интеллектуальной деятельности, необходимо отметить, что оперирование производственно-техническим материалом придает процессу мышления своеобразный характер: умственные операции направлены на решение прежде всего производственно-технических задач.

Укажем на некоторые основные особенности технического мышления, которые необходимо иметь в виду при закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков.

Одной из важнейших особенностей технического мышления является тесное единство теоретических и практических компонентов деятельности, непрерывное сочетание и взаимодействие умственных (мыслительных) и практических действий. Каждое техническое (теоретическое) решение, как правило, проверяется практикой. Вне приемов оперирования техническими понятиями и действиями техническая мысль в принципе невозможна. Гарантией качественного решения производственно-технических задач является только опытная их проверка.

Другая особенность технического мышления заключается в тесном взаимоотношении и взаимодействии технических понятий и образных компонентов деятельности. Образный компонент - это пространственное представление технических объектов, процессов, явлений. Без взаимодействия понятий и представлений решить многие технические задачи невозможно. Поэтому исключительно важная роль придается различного рода изображениям: схемам, графикам, и, прежде всего чертежу - языку техники.

Специфическая особенность технического мышления - его оперативность. Она проявляется в том, что часто требуется решить ту или иную задачу в ограниченное время. Такое требование предъявляется к аппаратчикам химических производств, водителям, операторам энергосистем и т. п. Кроме того, оперативность технического мышления проявляется в умении эффективно применять свои знания в нужный момент и в различных условиях.

Указанные особенности технического мышления во многом определяют методические приемы учебной работы, в частности систему закрепления и совершенствования знаний, умений инавыков.

В процессе преподавания общетехнических и специальных предметов закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков учащихся осуществляется различными способами. Одним из распространенных способов первичного закрепления является беседа по материалу урока, в ходе которой учащиеся, отвечая на вопросы преподавателя воспроизводят, т. е. повторяют изложенный материал, выясняют и уточняют непонятное, связывают полученные на уроке знания с ранее приобретенными. В результате такой беседы знания углубляются, совершенствуются, приводятся в определенную систему.

При изучении общетехнических и специальных предметов широко применяются различные виды упражнений и повторения, а также домашняя учебная работа, которые вместе с беседой составляют систему закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков. Упражнения, система повторения и домашняя учебная работа учащихся имеют специфические особенности по содержанию и способам проведения, поэтому будут рассмотрены более подробно.

МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ, РАЗРАБОТКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ПРЕДМЕТАМ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Лабораторно-практические работы занимают промежуточное положение между теоретическим и производственным обучением и являются важным средством связи теории и практики. Это в значительной степени влияет на определение вида, тематики и содержания лабораторно-практических работ, сроков их проведения, методов и приемов руководства деятельностью учащихся. В ряде случаев лабораторно-практические работы организуются и проводятся совместно преподавателем специального предмета и мастером производственного обучения. В процессе производственного обучения лабораторно-практические работы являются чаще всего составной частью занятия, включаются в него как один из структурных элементов.

Основными видами лабораторно-практических работ, характерных для производственного обучения, являются:

изучение и анализ (описание) устройства и работы машин, механизмов, аппаратов, приборов и т. п., например, разборо-сборочные работы; выбор резцов по характеру выполняемых работ; сборка схем и включение в сеть электродвигателей и др.;

исследование количественных и качественных зависимостей между техническими величинами, параметрами, характеристиками, например, определение на образцах бумаги различной плотности необходимого времени набухания бумажных обоев; определение оптимальных условий десульфурации стали и др.;

изучение способов использования контрольно-измерительных приборов и инструментов;

диагностика неисправностей, регулировка, наладка, настройка оборудования.

В зависимости от организации проведения лабораторно-практические работы могут проводиться фронтально или нефронтально (звеньями, бригадами). Способ проведения работ определяется наличием необходимого оборудования. Лабораторно-практические работы, проводимые в процессе производственного обучения, подразделяются на иллюстративные (конкретизируют и углубляют знания прикладного характера, полученные на уроках спецпредметов) и исследовательские. Работы исследовательского характера вызывают у учащихся значительный интерес, способствуют развитию наблюдательности, внимательности, чувства ответственности результаты работы. Знания и умения, полученные ими в процессе выполнения таких работ, более глубокие и полные по объему, большинство лабораторно-практических работ, проводимых в процессе производственного обучения, имеют в определенной степени сугубо прикладную исследовательскую направленность.

Руководство лабораторно-практической работой мастер осуществляет в форме инструктирования: вводного, текущего и заключительного.

Методика и организация вводного инструктирования во многом зависит от характера и организации лабораторно-практической заботы. В тех случаях, когда в ходе лабораторно-практической работы учащиеся должны проводить какие-либо исследования, вскрывать зависимости, мастер подробно объясняет учащимся порядок выполнения работы, указывает, в какой последовательности производить замеры, как вести записи, демонстрирует приемы выполнения. Особое внимание как при проведении вводного инструктажа, так и в ходе работы мастер обращает на необходимость сравнения получаемых результатов, выявление зависимостей между ними, обоснование выводов. Учащиеся должны понимать, что основная задача состоит не столько в получении абсолютно точных результатов (в условиях учебного заведения это зачастую просто невозможно), сколько в практическом подтверждении закономерности, сущности явления или процесса.

При проведении сугубо практической работы главное в содержании вводного инструктирования - объяснение и показ приемов, восстановлением памяти учащихся теоретических знаний.

На характер и содержание вводного инструктирования влияет организационное построение лабораторно-практической работы. При фронтальном проведении работы мастер подробно инструктирует группу преимущественно в устной форме. При проведении нефронтальных работ большое значение имеет письменное инструктирование учащихся, в частности в форме заданий-инструкций.

В такой инструкции формулируется тема и цель лабораторно-практической работы; кратко излагаются теоретические сведения, связанные с работой; приводится перечень оборудования для ее выполнения; описывается весь ход работы и указываются меры предосторожности, которые нужно соблюдать; даются указания по оформлению результатов работы.

Руководство выполнением лабораторно-практической работы мастер осуществляет в форме текущего инструктирования в процессе обходов рабочих мест учащихся. При этом мастер контролирует ход работы, помогает учащимся справиться с возникшими затруднениями и неполадками, отвечает на их вопросы. Если лабораторно-практическая работа выполняется звеньями, необходимо следить, чтобы в работе принимали участие все члены звена. При этом работа должна быть распределена таким образом, чтобы у каждого учащегося были определенные обязанности. Например, один устанавливает заданные параметры, другой следит за показаниями приборов, третий ведет их записи. В ходе работы учащиеся меняются ролями, с тем чтобы каждый выполнил все элементы задания.

После выполнения лабораторно-практической работы каждый учащийся или старший звена представляет мастеру сделанные записи и расчеты. При выполнении сугубо практических работ, не требующих расчетов и записей, подведение итогов работы проводится путем развернутой беседы с учащимися.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: