Виды публичных выступлений и основные требования к ним

Речь - удивительно сильное средство,

но нужно иметь много ума,

чтобы пользоваться им.

Г. Гегель

На сегодняшний день существует достаточно большое количество классификаций видов публичных выступлений. Но, как нам кажется, наиболее целесообразным является подразделение публичных выступлений на виды по их функции, т.е. по цели, которую ставит оратор в своем выступлении.

По цели выделяют четыре наиболее распространенные в ораторской практике вида публичных выступлений:

1. информационное; Цель — сообщить некоторую информацию. Информационный жанр используется в научном докладе, сообщении, лекции, в рассказе о каком-либо случае или при описании некоторого явления. Инструкция, объявление о предстоящем событии также относятся к данному виду выступлений.

2. протокольно-этикетное; Цель — соблюсти общепринятый ритуал, протокол, этикет. К протокольно-этикетным выступлениям можно отнести: официальное поздравление юбиляра, приветствие официальной делегации, вступительное слово перед каким-либо мероприятием, выступление с оценкой заслуг человека или организации, речь на траурном митинге и др.

3. развлекательное; Цель — развлечь собравшихся. Разновидностями развлекательного выступления будут неофициальные тосты, речи на банкетах, рассказы об интересных происшествиях, смешные случаи из жизни

4. убеждающее. Цель — убедить. Убеждающая речь призвана показать правильность занимаемой оратором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по этому вопросу. Выступления в научных и политических дискуссиях, предвыборные, агитационные, рекламные, в судебных прениях — вот лишь небольшой перечень убеждающих выступлений.

Следует заметить, что цели, которые ставит перед собой выступающий, могут сочетаться. И тогда можно говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих и других смешанных типах публичных речей.

Всем хорошо известно, что одну и ту же мысль можно выразить как письменно, так и устно. Конечно, можно написать текст, раздать его слушателям для ознакомления с вашими идеями, а можно выступить перед ними и устно изложить те же самые идеи. И, поверьте, что во втором случае вы достигните наибольшего эффекта. Почему же? Все дело в том, что у устной речи перед письменной есть ряд преимуществ:

1. Устное выступление — наиболее древний, а значит, наиболее освоенный человечеством вид речи. Устная речь — способ общения, которым владеет весь народ, включая маленьких детей; письменной же речью владеют не все.

2. Устная речь имеет богатый арсенал дополнительных коммуникативных средств — мимика, жесты, позы, интонация. Как отмечал английский писатель Б. Шоу, есть 50 способов сказать да и нет и только один способ их написать.

3. В устной речи гораздо легче передать эмоцию, эмоциональное состояние говорящего.

4. В условиях устной речи дополнительно воздействует сама личность оратора, его внешность, манера общения, эмоциональность, убежденность.

5. В устной речи допускается многочисленное дублирование, повторы мысли, что усиливает ее воздействующую силу, облегчает понимание.

6. В процессе устного выступления говорящий, как правило, имеет обратную связь со слушателями, учитывает реакцию аудитории.

7. Устное выступление легче понять слушателям: можно задать выступающему вопрос с целью уточнения и разъяснения, можно вести диалог с оратором.

8. Устное выступление оперативнее письменного: может быть быстрее подготовлено и реализация его занимает меньше времени.

Не случайно, в профессиональной деятельности юриста в устной форме проводится беседа адвоката с доверителем, беседа нотариуса с клиентом, допрос, очная ставка. В устной форме осуществляется поддержание государственного обвинения и защита в уголовном процессе, выражение интересов истца и ответчика их представителями в гражданских процессах.

Разумеется, ораторские выступления существенно различаются по теме, жанру, они зависят от того, перед кем вы выступаете, но можно определить некоторые самые общие требования к публичному выступлению, которые необходимо соблюдать вне зависимости от жанра, темы и аудитории (хотя, конечно, кое-какие коррективы все равно придется вносить). Общие требования к публичному выступлению отражают опыт эффективных выступлений, а также ожидания аудитории, ее пожелания к оратору.

Иосиф Абрамович Стернин в своей книге «Практическая риторика» выделяет общие требования к публичному выступлению.[49]

1. Решительное начало выступления. Первая фраза выступления должна быть хорошо продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Произнести ее следует очень уверенно и выразительно.

2. Драматизм. Драматизм создается во вступлении при намеренном столкновении различных точек зрения путем вступления в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях. Д. Карнеги говорил: «Мир любит слушать о борьбе». Драматизм должен быть создан в тексте на этапе подготовки.

3. Сдержанная эмоциональность. Эмоциональность — обязательное условие публичного выступления, абсолютно необходимый его элемент. (Вспомните третий закон общей риторики — закон эмоциональности речи). Слушатели должны ощущать, что вам небезразлично то, что вы говорите. Однако эмоциональность должна быть сдержанной. Нельзя не согласиться с известным американским специалистом по обучению риторике П. Сопером, который писал, что слушатель испытывает чувство неловкости при виде эмоционального разгула оратора.

4. Краткость. Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные. Крайне необходимо соблюсти необходимый регламент, уложиться в отведенное время. Особенно будущему судебному оратору нужно учиться говорить коротко.Хорошие рекомендации по этому поводу дал своему сыну американский президент Франклин Делано Рузвельт. Объясняя, как надо выступить публично, Рузвельт дал сыну три совета: будь искренен, будь краток, садись.

5. Диалогичность. Выступление должно представлять собой постоянный диалог со слушателями. Этот диалог может быть как внутренним, когда аудитория размышляет по поводу слов говорящего, соглашается или не соглашается с ним, так и внешним в виде кратких бесед со слушателями. (Вспомните первый закон общей риторики — закон диалогизации речи).

6. Разговорность. Стиль выступления должен быть по преимуществу разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а, значит, и к содержанию его речи.

7. Установление и поддержание контакта с аудиторией. Безусловно, что данное требование относится к числу важнейших. Установить контакт с аудиторией значит: смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы,вести с аудиторией диалог. Е. А. Юнина, Г. М. Сагач полагают, что контакт оратора с аудиторией предполагает также корректировку речи по ее ходу, управление поведением аудитории, управление собственным поведением. Ведь уважение и внимание аудитории необходимо завоевать, независимо от «борьбы» слушателей с оратором. Аудитория сама по себе инерционна, скептически настроена по отношению к оратору. Тому доказательства исследований, согласно которым, около 30% аудитории заинтересованы в получении информации, 60% не имеют на это мотивации, а оставшиеся 10% вовсе негативны по своему настрою. Таким же образом, по своей природе человек сопротивляется воздействию, то есть стремлению воздействовать на личность путем произнесения речи. Проявление инстинкта самосохранения называется контрсуггестией, проявляется в избегании, подрыве авторитета говорящего и фикции непонимания.

8. Понятность главной мысли. Главная мысль должна быть произнесена не менее двух-трех раз в процессе выступления с использованием различных номинативных средств. Выводы также должны быть сформулированы оратором.

9. Решительный конец. Как и начало, конец выступления должен быть кратким, понятным, заранее продуманным. Заключительная фраза должна быть произнесена достаточно эмоционально.

В публичных выступлениях разных жанров некоторые из приведенных общих требований могут проявляться в разной степени. Например, понятность главной мысли более важна в убеждающем выступлении, нежели в развлекательном; краткость важнее в информационных, чем в некоторых видах протокольно-этикетных, и напротив, эмоциональность в протокольно-этикетных может быть выше, чем в информационных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: