Для успешного обучения личного состава огневой подготовке преподаватель должен хорошо знать не только содержание материала, его цели, но и принципы. Под принципами обучения понимают общие положения, которые отражают важнейшие закономерности и цели процесса обучения. Для формирования готовности сотрудников к выполнению служебных задач положены следующие принципы обучения: научность в обучении; обеспечение постоянной готовности к применению оружия; сознательность в обучении и активность обучаемых; наглядность; систематичность и последовательность в обучении; доступность;индивидуальный подход к обучаемым.
Рассмотрим сущность каждого принципа применительно к огневой подготовке.
Научность в обучении. Этот принцип требует от преподавателя умения опираться на современные научные разработки при изложении учебного материала. Предлагаемые в процессе обучения методики формирования практических навыков должны быть экспериментально обоснованы, а их эффективность – научно доказана.
|
|
Обеспечение постоянной готовности. Данный принцип подразумевает проведение занятий в условиях, приближенных к реальным условиям осуществления служебной деятельности сотрудниками. Необходимо, чтобы личный состав владел приемами обращения с оружием и знал правила стрельбы, оружие в подразделении всегда было исправно и готово к нормальному бою.
Этот принцип предполагает включение в процесс обучения элементов специальной подготовки личного состава к успешным действиям в ситуациях, связанных с применением или использованием огнестрельного оружия. Каждый сотрудник должен не только уметь выполнять упражнения одиночных стрельб, но и действовать в составе группы, принимать решение на открытие огня и эффективно использовать окружающую обстановку для собственной защиты и защиты граждан.
Сознательность в обучении и активность обучаемых. Осуществление данного принципа предполагает твердую убежденность обучаемых в необходимости успешного усвоения программы. Сознательность в обучении требует от сотрудников и курсантов осмысленного усвоения всех разделов программы обучения с тем, чтобы научиться правильно применять полученные знания, умения и навыки на практике. Сознательность в обучении возможна только при активном участии личного состава в процессе обучения. Обучаемые не должны быть пассивными слушателями и наблюдателями. Главным является умение руководителя занятия научить обучаемых мыслить, находить правильные ответы и сознательно повторять однообразные действия, добиваясь поставленной цели.
|
|
Данный принцип может быть реализован путем конкретного определения обучаемым цели каждого действия, упражнения. Так, при выполнении упражнений «вхолостую» (без патрона) необходимо четко обозначить цель каждого упражнения, чтобы обучаемые понимали смысл всех своих действий.
Повышению активности обучаемых на занятиях также способствуют соревнования между сотрудниками и подразделениями в достижении лучших результатов, применение новых методических приемов, различных схем организации занятий, объявления в ходе занятия фамилий сотрудников, достигших отличных результатов, и т. д.
Наглядность в обучении. Наглядность в обучении помогает поддерживать внимание, облегчает понимание, способствует лучшему усвоению учебного материала. Наглядность на занятиях по огневой подготовке во многом зависит от материального обеспечения. Лучшими наглядными пособиями являются те предметы, которые изучаются, то есть боевое и учебное оружие, боеприпасы. Однако и при полной обеспеченности занятия боевым или учебным оружием иногда необходимо прибегать к плакатам и схемам, макетам оружия и боеприпасов, видеофильмам и компьютерным программам, которые позволяют лучше и подробнее показать устройство и работу частей и механизмов оружия, правильное выполнение того или иного приема или действия с оружием. При этом наглядные пособия должны демонстрироваться только по мере надобности, в остальное время они не должны отвлекать внимание обучаемых.
Наглядность в обучении стрельбе может быть достигнута в том случае, если стрелок видит результаты выполнения упражнения. Для контроля за действиями обучаемых при стрельбе на мишенную стенку помещается большой белый лист (2x1,5 м), на котором закрепляется мишень. В случае промаха пробоины будут видны на белом листе. При этом обучаемый может наглядно видеть результаты своих ошибочных действий и своевременно внести коррективы для устранения ошибок.
Систематичность и последовательность в обучении. Данный принцип является основой для составления программ обучения, при планировании занятий и находит отражение в последовательности изложения материала.
Систематичность изучения вопросов огневой подготовки заключается прежде всего в том, чтобы занятия проводились равномерно в течение всего года, а учебный материал излагался в определенной последовательности. Преподаватель должен учитывать систематичность посещения занятий обучаемыми, которые ввиду специфики служебной деятельности могут их пропускать. С такими лицами необходимо проводить индивидуальные занятия и контролировать уровень их подготовленности.
В целях прочного закрепления знаний, умений и навыков стрельбы из боевого оружия занятия должны проводиться регулярно, отработку упражнений стрельбы необходимо проводить последовательно, с учетом нарастания сложности изучаемого материала.
Систематичность и последовательность изучения вопросов приемов и правил стрельбы заключается прежде всего в том, чтобы знания, умения и навыки постепенно наращивались, материал отрабатывался с последовательным переходом от менее сложного к более сложному, от частного к общему, в тесной увязке с другими разделами огневой подготовки.
Доступность в обучении. Принцип доступности в обучении требует, чтобы содержание и объем изучаемых вопросов соответствовали общему развитию обучаемых и имеющемуся у них запасу знаний.
При подготовке к занятию руководитель должен учитывать, что непосильный для обучаемых материал снижает интерес к занятиям, не развивает самостоятельности и активности в обучении.
Индивидуальный подход к обучаемым. Решение основной задачи огневой подготовки – формирования у обучаемых устойчивых навыков действий с оружием в различных ситуациях служебной деятельности – возможно только при условии знания индивидуальных особенностей каждого обучаемого, анализа каждой его ошибки и каждого успешного действия.
|
|
Низкие результаты стрельбы подчас только тем и объясняются, что преподаватель вовремя не выявил индивидуальных особенностей обучаемого (особенности зрения, телосложения и т. п.), не учел предыдущих результатов выполнения упражнений, не вел учета ошибок, допускаемых каждым обучаемым.
Обучаемые по-разному воспринимают учебный материал: одни быстро, другие медленнее, каждый из них индивидуально подходит к решению практических вопросов, проявляет инициативу, активность, интерес к тому или иному вопросу. Знать эти особенности и учитывать индивидуальные качества и способности каждого обучаемого – обязанность руководителя занятий.