Принципы обучения

Для успешного обучения личного состава огневой подготовке преподаватель должен хорошо знать не только содержание материала, его цели, но и принципы. Под принципами обучения понимают общие положения, которые отражают важнейшие закономерности и цели процесса обучения. Для формирования готовности сотрудников к выполнению служебных задач положены следующие принципы обучения: науч­ность в обучении; обеспечение постоянной готовности к применению оружия; сознательность в обучении и активность обучаемых; наглядность; сис­тематичность и последовательность в обучении; доступность;инди­видуальный подход к обучаемым.

Рассмотрим сущность каждого принципа применительно к огне­вой подготовке.

Научность в обучении. Этот принцип требует от преподавателя умения опираться на современные научные разработки при изложении учебного материала. Предлагаемые в процессе обучения методики формирования практических навыков должны быть экспе­риментально обоснованы, а их эффективность – научно доказана.

Обеспечение постоянной готовности. Данный принцип подразумевает проведение занятий в условиях, приближенных к ре­альным условиям осуществления служебной деятельности сотруд­никами. Необходимо, чтобы личный состав владел приемами обра­щения с оружием и знал правила стрельбы, оружие в подразделении всегда было исправно и готово к нормальному бою.

Этот принцип предполагает включение в процесс обучения эле­ментов специальной подготовки личного состава к успешным дейст­виям в ситуациях, связанных с применением или использованием огнестрельного оружия. Каждый сотрудник должен не только уметь выполнять упражнения одиночных стрельб, но и действовать в соста­ве группы, принимать решение на открытие огня и эффективно использовать окружающую обстановку для собственной защиты и защиты граждан.

Сознательность в обучении и активность обучаемых. Осуще­ствление данного принципа предполагает твердую убежденность обучаемых в необходимости успешного усвоения программы. Соз­нательность в обучении требует от сотрудников и курсантов осмысленного ус­воения всех разделов программы обучения с тем, чтобы научиться пра­вильно применять полученные знания, умения и навыки на практике. Сознательность в обучении возможна только при активном участии личного состава в процессе обучения. Обучаемые не должны быть пассивными слушателями и наблюдателями. Главным является уме­ние руководителя занятия научить обучаемых мыслить, находить правильные ответы и сознательно повторять однообразные действия, добиваясь поставленной цели.

Данный принцип может быть реализован путем конкретного оп­ределения обучаемым цели каждого действия, упражнения. Так, при выполнении упражнений «вхолостую» (без патрона) необходимо четко обозначить цель каждого упражнения, чтобы обучаемые по­нимали смысл всех своих действий.

Повышению активности обучаемых на занятиях также способст­вуют соревнования между сотрудниками и подразделениями в дости­жении лучших результатов, применение новых методических приемов, различных схем организации занятий, объявления в ходе занятия фами­лий сотрудников, достигших отличных результатов, и т. д.

Наглядность в обучении. Наглядность в обучении помогает поддерживать внимание, облегчает понимание, способствует луч­шему усвоению учебного материала. Наглядность на занятиях по ог­невой подготовке во многом зависит от материального обеспечения. Лучшими наглядными пособиями являются те предметы, которые изучаются, то есть боевое и учебное оружие, боеприпасы. Од­нако и при полной обеспеченности занятия боевым или учебным оружием иногда необходимо прибегать к плакатам и схемам, маке­там оружия и боеприпасов, видеофильмам и компьютерным про­граммам, которые позволяют лучше и подробнее показать устройст­во и работу частей и механизмов оружия, правильное выполнение того или иного приема или действия с оружием. При этом наглядные пособия должны демонстрироваться только по мере надобности, в остальное время они не должны отвлекать внимание обучаемых.

Наглядность в обучении стрельбе может быть достигнута в том случае, если стрелок видит результаты выполнения упражнения. Для контроля за действиями обучаемых при стрельбе на мишенную стенку помещается большой белый лист (2x1,5 м), на котором закре­пляется мишень. В случае промаха пробоины будут видны на белом листе. При этом обучаемый может наглядно видеть результаты своих ошибочных действий и своевременно внести кор­рективы для устранения ошибок.

Систематичность и последовательность в обучении. Данный принцип является основой для со­ставления программ обучения, при планировании занятий и находит отражение в последовательности изложения материала.

Систематичность изучения вопросов огневой подготовки заключается прежде всего в том, чтобы занятия проводились равномерно в течение всего года, а учебный материал излагался в определенной последовательности. Преподаватель должен учитывать систематичность посещения занятий обучаемыми, которые ввиду спе­цифики служебной деятельности могут их пропускать. С такими лицами необходимо проводить индивидуаль­ные занятия и контролировать уровень их подготовленности.

В целях прочного закрепления знаний, умений и навыков стрельбы из боевого оружия занятия должны проводиться регуляр­но, отработку упражнений стрельбы необходимо проводить последова­тельно, с учетом нарастания сложности изучаемого материала.

Систематичность и последовательность изучения вопросов приемов и правил стрельбы заключается прежде всего в том, чтобы знания, умения и навыки постепенно наращивались, материал отра­батывался с последовательным переходом от менее сложного к бо­лее сложному, от частного к общему, в тесной увязке с другими раз­делами огневой подготовки.

Доступность в обучении. Принцип доступности в обучении требует, чтобы содержание и объем изучаемых вопросов соответст­вовали общему развитию обучаемых и имеющемуся у них запасу знаний.

При подготовке к занятию руководитель должен учитывать, что непосильный для обучаемых материал снижает интерес к занятиям, не развивает самостоятельности и активности в обучении.

Индивидуальный подход к обучаемым. Решение основной задачи огневой подготовки – формирования у обучаемых устойчи­вых навыков действий с оружием в различных ситуациях служебной деятельности – возможно только при условии знания индивидуаль­ных особенностей каждого обучаемого, анализа каждой его ошибки и каждого успешного действия.

Низкие результаты стрельбы подчас только тем и объясняются, что преподаватель вовремя не выявил индивидуальных осо­бенностей обучаемого (особенности зрения, телосложения и т. п.), не учел предыдущих результатов выполнения упражнений, не вел учета ошибок, допускаемых каждым обучаемым.

Обучаемые по-разному воспринимают учебный материал: одни быстро, другие медленнее, каждый из них индивидуально подходит к ре­шению практических вопросов, проявляет инициативу, активность, интерес к тому или иному вопросу. Знать эти особенно­сти и учитывать индивидуальные качества и способности каждого обучаемого – обязанность руководителя занятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: