Цель: формирование умения составлять уравнения кривых второго порядка и выполнять их изображение.
Задание для самостоятельной внеаудиторной работы:
& 10.1.Выучите определения окружности, эллипса, параболы, гиперболы. Используя обобщающую таблицу, проанализируйте, с помощью каких уравнений задаются кривые второго порядка, каковы основные параметры каждой линии.
?10.2. Определите вид кривой второго порядка и постройте ее:
а) ; б) ; в) ; г) .
?10.3. Составьте уравнение кривой второго порядка по следующим условиям:
а) уравнение окружности с центром в точке (-2; 5) и радиусом 3;
¶б) уравнение окружности с центром в точке (1; -2), проходящей через точку (4; -6);
в) уравнения эллипса, большая полуось а которого равна 3, малая полуось b равна 1;
г) уравнение гиперболы, действительная полуось а которой равна 6, мнимая полуось b равна 2;
¶д) уравнение параболы, имеющей фокус в точке (1; 0);
¶е) уравнение параболы, уравнение директрисы которой имеет вид .
¶ 10.4. Определите вид кривой второго порядка и постройте ее:
а) ; б) ; в) ; г) .
Методические указания по выполнению работы:
Кривая второго порядка – линия на плоскости, задаваемая уравнением: Ах2+2Вху+Су2+2Dx+2Ey+F=0, где коэффициенты А, В, С, D, E, F – любые действительные числа при условии, что А, В, С одновременно не равны нулю.
Выделяют следующие кривые второго порядка:
1. Окружность - множество точек плоскости, равноудаленных от одной точки, называемой центром.
2. Эллипс - множество точек на плоскости, сумма расстояний от каждой из которых до двух заданных точек (называемых фокусами) есть величина постоянная (большая, чем расстояние между фокусами).
3. Гипербола - множество точек плоскости, разность расстояний от каждой из которых до двух заданных точек (называемых фокусами) есть величина постоянная (меньшая, чем расстояние между фокусами).
4. Парабола -множество точек плоскости, равноудаленных от заданной точки (называется фокусом) и данной прямой (называется директрисой).
Для того чтобы по заданному уравнению определить вид кривой второго порядка, удобно использовать следующую обобщающую таблицу:
Рассмотрим примеры решения типовых задач.
Пример 1. Составьте уравнение окружности с центром О (3; -2) и радиусом r = 5.
Решение. Подставив a = 3, b = -2 и r = 5 в каноническое уравнение окружности , получим: .
Пример 2. Постройте эллипс, заданный уравнением 6 x 2 + y 2 = 32.
Решение. Приведем уравнение эллипса к каноническому виду , для этого разделим все члены уравнения на 32, добиваясь того, чтобы в правой части была 1:
.
При сравнении с каноническим видом отмечаем, что a 2 = 16, b 2 = 32, откуда a = 4, b = .
Эллипс будет иметь вид (рис. 1):
Пример 3. Постройте гиперболу, заданную уравнением 16 x 2 – 25 y 2 = 400.
Решение. Приведем уравнение к каноническому виду. Для этого разделим все его члены на 400: .
Из этого уравнения можем записать a 2 = 25, b 2 = 16, т.е. a = 5, b = 4.
Выполним чертеж (рис. 2). Отметим, что ветви гиперболы будут стремиться к асимптотам, в качестве которых выступают диагонали прямоугольника со сторонами
a = 5 и
b = 4.
F(;0)
|
Пример 4. Найдите координаты фокуса и уравнение директрисы параболы, заданной уравнением
y 2=8
x и постройте её.
Решение. Из канонического уравнения параболы y2=2px следует, что 2 p =8, т.е. p =4, откуда p /2=2. Значит, точка F (2; 0) – фокус параболы, а x =2 – уравнение ее директрисы.
На основании определения: любая точка параболы равноудалена от фокуса и директрисы, - схематически строим график параболы (рис. 3).
Список литературы:
1. Григорьев В.П. Элементы высшей математики: Учеб. для студ. учреждений СПО / В.П.Григорьев, Ю.А.Дубинский - М.: Издательский центр "Академия", 2012. – 320с. – Глава 3, §3.7, стр. 72 – 75.
2. Валуцэ И.И. Математика для техникумов на базе средней школы: Учебное пособие. / И.И. Валуцэ, Г.Д. Дилигул.– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука, 1989. – 576 с. – Глава 5, §25 – 28, стр. 145-170.
3. Лисичкин В.Т. Математика: учеб. пособие для техникумов / В.Т. Лисичкин, И.Л. Соловейчик. – М.: Высш. школа, 1991. – 480 с. – Глава 3, §7, стр. 152 – 160.