double arrow

Введение

ОГОУ ВПО «СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНСТИТУТ ИСКУССТВ»

Ч е р н о в а В. Е.

НАРОДНАЯ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

КУЛЬТУРА

Смоленск


ОГОУ ВПО «СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНСТИТУТ ИСКУССТВ»

Ч е р н о в а В. Е.

НАРОДНАЯ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

КУЛЬТУРА

Рекомендовано Редакционно-издательским и Методическим советами ОГОУ ВПО «Смоленский государственный институт искусств» в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям «Социально-культурная деятельность», «Музейное дело и охрана памятников», «Библиотечно-информационная деятельность», «Народное художественное творчество»

Смоленск


Рекомендовано Редакционно-издательским и Методическим советами ОГОУ ВПО «Смоленский государственный институт искусств»

Автор – Чернова В.Е., доцент кафедры социально-культурной деятельности ОГОУ ВПО «Смоленский государственный институт искусств»

Рецензенты – Романова Г.А., профессор кафедры социально-культурной деятельности ОГОУ ВПО «Смоленский государственный институт искусств»

Эрдман О.Э., доцент кафедры черчения и декоративно-прикладного искусства ГОУ ВПО «Смоленский государственный университет»

Ч е р н о в а В. Е. Народная художественная культура: Учебное пособие. – Смоленск: ОГОУ ВПО «Смоленский государственный институт искусств», 2009. - 290 с.

В учебном пособии рассматриваются различные аспекты народной художественной культуры, её роль и место в истории России и современном культурно-информационном пространстве. Учебное пособие адресовано преподавателям, аспирантам и студентам, обучающихся по специальностям «Социально-культурная деятельность», «Музейное дело и охрана памятников», «Библиотечно-информационная деятельность», «Народное художественное творчество». Учебное пособие может также использоваться в педагогических институтах, университетах с целью профессиональной подготовки этнокультурологов, этнопедагогов, преподавателей мировой художественной культуры, социальных педагогов и других специалистов гуманитарного профиля.


ВВЕДЕНИЕ

Бережное отношение к традициям национальной культуры является одним из условий преемственности исторического опыта народа, воссоздания нравственных и этических основ национального характера. Приобщение молодёжи к ценностям народной художественной культуры возможно лишь на основе коренного изменения структуры эстетического воспитания, гуманитарного образования, системы подготовки кадров в художественных учебных заведениях.

Замысел учебного пособия «Народная художественная культура» связан с изучением феномена народной культуры на основе междисциплинарного подхода, который может быть определен как культурологический, или социокультурологический. Народную культуру во всех ее проявлениях предполагается рассматривать в контексте современных культурных процессов. Включение в контекст позволяет увидеть, как элементы традиционных культур разных исторических эпох и народов вписываются в современное культурное пространство российского общества. Отдельные элементы и целые направления культуры далекого или недавнего прошлого могут попадать в сферу актуальной культуры или оставаться на ее периферии, однако, в любом случае, их важно и нужно анализировать как артефакты культуры в ее сегодняшнем состоянии, а не только как достояние истории. Такой анализ использован в предлагаемом учебном пособии.

Отметим, что современность здесь следует понимать достаточно широко: это практически вся вторая половина и особенно конец XX в. Социокультурные процессы сейчас весьма динамичны: в некоторых областях даже три-четыре года дают определенный сдвиг в формах культурной практики, возможностях и потребностях их общественной реализации, изменении их социального статуса

Народная культура, будучи весьма прочно укорененной в прошлом, сейчас выглядит достаточно размытой, проницаемой для самых разных направлений современной весьма многослойной культуры, широко ассимилирующей их элементы и традиции и потому не имеющей однозначного, общепринятого понимания.

Понятие «народная культура» (и особенно «народ») связаны с самыми разными обыденными ассоциациями, по преимуществу ценностными представлениями, порой чисто популистского толка. В самом общем виде можно сказать, что с народной культурой в общественном сознании соотносится множество понятий и объектов, в названии которых присутствует определение «народный». В культуре и языке они представлены весьма широко: народное творчество, народное искусство, народная мудрость, молва, народные традиции, предания, верования, песни, танцы, пословицы, народные мастеpa, целители и т.д. Аналогичную картину можно наблюдать и в др. европейских языках, где широко представлены словообразования, восходящие к латинскому populus или английскому Folk, немецкому Volk (народ). Оба слова в разных контекстах имеют два значения:

1. множество людей, люди, население, популяция;

2. общность людей, группа, сообщество.

К первому значению, очевидно, восходят понятия о популярности, широком признании в обществе, современной поп-культуре и, соответственно, народной культуре как уровне культуры народа (= населения) страны, о популизме в политике, широкой доступности, приобщения масс (= народа) к определенным культурным образцам и пр. Неслучайно, «народный», «народная» - это стало чем-то вроде знака качества, показателем широкого признания, а потому закрепилось в названиях и почетных званиях («народный артист, художник, театр, коллектив самодеятельности и др.»).

Второе значение понятия «народ» в европейских языках – общность людей, осознающих себя этническим или территориальным сообществом, сословием, социальной группой, иногда – репрезентативной частью всего общества в какой-то решающий исторический момент, например, в период национально-освободительной войны. Наличие некоторого объединяющего, или соборного начала в менталитете представителей такой общности и наполняет особыми идеями, смыслами, символами культуру, носителем и субъектом которого она выступает. Отсюда - широкая представленность в языке всевозможных «народных реалий», связанных с культурой и историей.

В этом случае, можно полагать, что мы имеем дело с некоей особой, более или менее целостной культурой, обладающей своим видением мира, способами его знаково-символического воплощения разных формах фольклора и близких к фольклору направлениях культурной практики, которая локализуется вне профессиональной сферы. Культура находит выражение в разных современных направлениях творческой деятельности повседневного плана, и в живущих и вновь оживающих элементах этнокультур, в сегодняшнем обращении к культурному наследию прошлого. Проблематика, связанная с данными культурными процессами и тенденциями и рассматривается в настоящем учебном пособии.

Отметим в связи с этим важную особенность современного научного и в целом общественного сознания: понятие «культура» приобретает все больший вес, значимость и, можно сказать, интегрированность. Ранее речь шла преимущественно о конкретных проявлениях культуры и культурной жизни общества: будь то народное творчество, отдельные направления профессионального или народного искусства, театрально-концертная деятельность, музейное дело, охрана памятников истории и культуры (конкретных физических объектах, географических мест). При этом отдельные научные дисциплины складывались как бы вокруг каждого из объектов, непосредственно ориентируясь на проблемы его социального бытия. Взаимодействие с параллельными научными дисциплинами оказывалось минимальным. В отечественной науке ситуация стала меняться последние 15-20 лет. Потребность в обобщенном видении перспектив социокультурного развития, выработке междисциплинарных методологических основ исследования, в перекрестных исследованиях и подходах и соответствующих понятий и способов оперирования ими стала очевидной.

В отечественных условиях эти методологические поиски шли трудными путями. Определенную роль в этом в свое время сыграли такие научные направления как история культуры, затем социология культуры. В последние годы складывается новая научная дисциплина - культурология, причем не только в теоретическом, но и эмпирическом вариантах. Важной предпосылкой формирования культурологии как науки явилась потребность в обосновании целостного представления о культуре и стремление к определенной терминологической и методологической строгости построения предмета науки. По отношению к культуре последняя должна проявляться прежде всего во внимании исследователя ко всем ипостасям культуры, будь то традиционное народное творчество, классическое культурное наследие, современная поп-культура или постмодернистские изыски в искусстве. Культуролога (в отличие, например, от искусствоведа) по-разному, но в равной мере интересует в культуре профессионализированное, элитарное и бытовое, повседневное, восходящее к далекой старине или только рождающееся в муках эксперимента, высокое, вечное и низовое сиюминутное. Все это достойно изучения как важное и нужное для человека и общества, да и самой культуры.

Не только перспективы теоретико-методологического оснащения знаний о культуре, но и решение практических вопросов (в частности, разработка программ в области культурной политики, образования) в наше время не могут ограничиваться традиционными, интуитивно-практическими представлениями о культуре и, в частности, о народной культуре.

Народная культура в силу традиционности до сих пор достаточно прочно укоренена в прошлом. В настоящем же она представляет собой достаточно пеструю картину, в которой причудливо и не всегда органично переплетаются самые разные традиции. Поэтому особое значение автор придаёт проблемам промежуточности, культурного плюрализма или мультикультурализма.

Особенная роль в сохранении и распространении в обществе традиций русского и других народов отводится сегодня сфере общего и специального образования.

В этой связи особое значение приобретает подготовка специалистов в области народного художественного творчества, которая ведется во всех вузах культуры и искусств России, а также в ряде республиканских университетов и педагогических вузов.

Перед такими специалистами стоят сегодня гораздо более широкие задачи, чем обучение любителей искусства тем или иным видам художественной деятельности. В соответствии с концепцией вузовских специальностей «Социально-культурная деятельность», «Народное художественное творчество» и др. и Государственным образовательным стандартом, современные специалисты, помимо художественно-исполнительской подготовки, должны знать теорию и историю народной художественной культуры, фольклористику, регионоведение, методику преподавания народного художественного творчества и другие дисциплины, связанные с распространением в обществе знаний и традиций народной культуры.

Данное учебное пособие адресовано именно таким специалистам широкого профиля.

Предлагаемое учебное пособие поможет студентам в изучении курса «Народная художественная культура», а также курса «Теория и история народной художественной культуры». Эти курсы являются ключевыми в профессиональной подготовке всех специалистов по народному художественному творчеству, независимо от их специализации.

Учебное пособие разработано на основе авторской концепции профессоров Московского государственного университета культуры и искусств Т.И. Баклановой и Е.Ю. Стрельцовой, Г.П. Блиновой, доцента Российского института культурологии Н.Г. Михайловой,профессора А.С. Каргина и учебной программы, составленной профессором кафедры «Социально-культурной деятельности», кандидатом педагогических наук ОГОУ ВПО «Смоленский государственный институт искусств» Г.А. Романовой.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: