Санкт-Петербургское государственное
АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский Государственный Институт
Психологии и Социальной Работы»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Н.А. ЦВЕТКОВА
Учебно-методическОЕ ПОСОБИЕ
по дисциплине «Основы консультирования»
для направления подготовки 040400.62 - «Социальная работа»
(квалификация (степень) «бакалавр»)
Заочная форма 2-ой курс, 4-ый семестр
Разработчики:
Д.пс.н., профессор | Цветкова Н.А. |
(ученая степень, звание) (Ф.И.О.)
Санкт-Петербург
2014 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Аннотация …………………………………………………………………………...4
Методические указания для студентов ………………………………………….4
Раздел 1.
Консультативная психология
как отрасль прикладной психологии
Тема 1. Консультирование как самостоятельный метод
современной практической психологии……………………………………………6
|
|
Тема 2. Консультирование как разнообразные виды деятельности…………….21
Тема 3. Организационные условия, факторы эффективной коммуникации
с клиентом и обобщённая модель процесса консультирования…………………58
Тема 4. Типы запросов о помощи. Контакт и контракт в консультировании….65
Тема 5. Научно-теоретические основы консультирования……………………...69
Тема 6. Личность консультанта. Типы психологов-консультантов, виды
консультативного вмешательства и стили фасилитации…………………………78
Тема 7. Этико-деонтологические основы деятельности консультанта…………82
Вопросы для самоконтроля по разделу 1. ………………………………………...91
Задания и упражнения для самостоятельной работы……………………………..92
Список литературы………………………………………………………………….93
Раздел 2.
Технологические основы
Деятельности психолога-консультанта
Тема 8. Понятие о технологии и техниках применительно к практике
консультирования…………………………………………………………………...94
Тема 9. Поэтапная структура консультативной беседы. Техники и приёмы I и II этапов……………………………………………………………………………….100
Тема 10. Техники и приёмы психокоррекционного взаимодействия с клиентами, применимые на III и завершающем (IV) этапе консультативной беседы……...105
Тема 11. Базовые принципы ведения консультативной беседы с клиентом.
Теория коммуникационных мод В. Сатир………………………………………..110
Тема 12. Методика психодиагностики в консультировании…………………...113
Тема 13. Моделирование технологий консультирования………………………120
Тема 14. Модели консультирования диад……………………………………….125
|
|
Вопросы для самоконтроля по разделу 2 ………………………………………..137
Задания и упражнения для самостоятельной работы……………………………138
Список литературы………………………………………………………………...142
Раздел 3.
Отдельные подходы и направления
в консультативной психологии
Тема 15. Проблемно-ориентированный подход в консультировании…………143
Тема 16. Гендерочувствительное консультирование…………………………...146
Тема 17. Возрастно-психологическое консультирование………………………160
Тема 18. Коучинг…………………………………………………………………..166
Тема 19. Профориентационное консультирование……………………………...172
Тема 20. Организационное консультирование…………………………………..175
Тема 21. Телефонное консультирование………………………………………...186
Вопросы для самоконтроля по разделу 3………………………………………...197
Задания и упражнения для самостоятельной работы……………………………197
Список литературы ………………………………………………………………..198
Глоссарий …………………………………………………………………………199
Приложение Этический кодекс психолога, принятый 14 февраля 2012 года V съездом Российского психологического общества………………………………………………………………………………………… 202
Тест для оценки знаний по курсу (60 вопросов) …………………………………………206
I. Аннотация
В пособии в тезисном виде представлены основы консультативной психологии. Оно также содержит материалы для самоконтроля, материалы для самостоятельной работы студентов, словарь основных терминов, список основной и дополнительной литературы.
Пособие призвано облегчить:
1) освоение теории консультирования;
2) освоение технологических основ деятельности психолога-консультанта;
3) освоение методов и методик отдельных подходов и направлений, сформировавшихся в современной консультативной психологии;
4) освоение этики и деонтологии профессионального психологического консультирования индивидов, диад и групп.