Начинать обследование надо со знакомства с ребёнком. Узнать имя, возраст, побеседовать об увлечениях, любимых играх, учёбе в школе и т.д. Разговор должен вызывать доверительное отношение к врачу, чтобы исчез страх перед белым халатом. Не рекомендуется в беседе употреблять медицинские термины, что может усугубить тревожное состояние ребёнка и его родителей (таблица 1).
Таблица 1
Специфические особенности анамнеза в педиатрии
№ | Специфика | Обоснование |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. | Объективность Зависимость от здоровья матери Ятрогенность Значение психологического контакта с ребенком Бытовой анамнез Эпидемиологический анамнез Анамнез по функциям всех систем и органов Труднее выявить первичный очаг поражения Анамнез развития Анамнез вскармливания и питания Акушерский, семейный, наследственный разделы анамнеза Детская субъективность Культура матери | Рассказ матери основан на наблюдении за ребенком. Мать – главный фактор внешней среды для ребенка. Дети внушаемы более взрослых. Перед белым халатом у ребенка – страх, а у взрослого – надежда. Кроме семьи нет факторов вредности профессии, производства. Целая группа инфекций присуща, в основном, детям. Генерализация патологического процесса у детей сильнее. Генерализация патологического процесса у детей сильнее и быстрее. Хронические заболевания задерживают физическое и нервно-психическое развитие. Могут быть отдаленные последствия от нарушений питания. У взрослых реже выявляются врожденные заболевания. Связана со страхом перед лечением, но не с обманом. Некоторые факты может скрывать, преувеличивать другие. |
Перед осмотром каждого пациента необходимо вымыть руки.
Во время осмотра надо соблюдать следующие правила:
1. Ребёнка нужно успокоить.
2. Нужно учитывать, что ребенок не заинтересован в обследовании.
3. Требуется время, усилия, приемы для успокоения, отвлечения внимания ребенка.
4. Возможен осмотр во время сна (особенно маленьких детей).
5. Необходимость осмотра детей до года на руках у матери, после года – в присутствии матери, подростков – возможно, без матери.
6. В процедуре обследования можно использовать элементы игры.
7. Все манипуляции, причиняющие неприятное ощущение (осмотр зева, инструментальное обследование), должны проводиться в конце осмотра.
8. Детей до трёх лет следует раздеть полностью; в школьном возрасте (особенно девочек в период полового созревания) – следует раздевать по мере исследования.
9. Обследование необходимо проводить в условиях яркого освещения (лучше дневного). Ребёнка размещают лицом к источнику света.
10. Врач должен располагаться справа от обследуемого.
11. Работа врача у постели больного ребенка должна заключаться в проведении диагностических и лечебных мероприятий.
12. Дополнительные условия осмотра: игрушки, картины, теплые руки врача.
13. Определение синдрома: ведущего, специфического, неспецифического с обязательной оценкой тяжести состояния.
14. Своевременное выявление симптомов, угрожающих жизни.
15. Своевременная и полная формулировка диагноза: основного, осложнений,
сопутствующих заболеваний.