НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ФАКТОРЫ,
ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ. СЕМИОТИКА НАРУШЕНИЙ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
Учебное пособие для студентов медицинских ВУЗов
Новосибирск – 2013
Нервно-психическое развитие детей и факторы, его определяющие. Методы оценки. Семиотика нарушений нервно-психического развития детей.
Авторы и составители учебного пособия для студентов медицинских ВУЗов:
Карцева Татьяна Валерьевна – д.м.н., профессор, заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней НГМУ
Тимофеева Елена Петровна – к.м.н., доцент кафедры пропедевтики детских болезней НГМУ
Рецензенты:
Рябиченко Татьяна Ивановна – Главный научный сотрудник, руководитель группы патологии детей и репродуктивного здоровья при лаборатории иммунологии и репродукции ФГБУ «НЦ КЭМ» СО РАМН, д.м.н.
Ёлкина Татьяна Николаевна – д.м.н., профессор, заведующая кафедрой поликлинической педиатрии ГБОУ ВПО НГМУ.
Рекомендовано ЦМС по педиатрии ГБОУ ВПО НГМУ в качестве учебного пособия для студентов медицинских ВУЗов (протокол № 3 от 04.02.2013 г.)
|
|
Рекомендовано ЦКМС НГМУ в качестве учебного пособия для студентов медицинских ВУЗов (протокол № от 2013 г.)
Учебное пособие предназначено для студентов медицинских ВУЗов, изучающих курс пропедевтики детских болезней.
Оглавление
Предисловие……………………………………………….………………………………4
Методические указания…………………………………………………………..………7
Введение…………………………………………………………………………….……..7
Общие рекомендации по проведению объективного исследования ребенка…………8
Часть 1. Морфологические и функциональные особенности центральной нервной системы детей…………………………………………….………………..…………….10
Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………..13
Тестовые задания………………………………………………………………………..14
Часть 2. Этапы психомоторного развития детей………………………….…………..16
Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………..26
Тестовые задания………………………………………………………………………...27
Часть 3. Характеристика показателей нервно-психического развития детей в различные возрастные периоды……………………………………..………….……..28
Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………..47
Тестовые задания………………………………………………………………………..48
Пример ситуационных задач……………………………………………….…………..51
Часть 4. Выявление патологических симптомов и синдромов при обследовании ребёнка…………………………………………………………………………………..52
Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………..61
|
|
Тестовые задания………………………………………………………………………..62
Заключение………………………………………………………………………………64
Список литературы….…………………………………………………………….….…65
ПРЕДИСЛОВИЕ
Кафедра пропедевтики детских болезней на педиатрическом факультете медицинских ВУЗов – одна из первых начинает профессиональную подготовку педиатра. В результате изучения пропедевтики детских болезней у студентов формируются важные профессиональные навыки обследования здорового и больного ребенка, основы клинического мышления, а также медицинской этики и деонтологии. Нервно-психическое развитие ребенка является одним из показателей его здоровья, зависит от факторов окружающей среды, воспитания, педагогического воздействия, режимных моментов. Педиатру необходимо владеть навыками оценки нервно-психического развития детей различного возраста для своевременного выявления отклонений и проведения дифференцированных мероприятий по их коррекции.
Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 1122 по специальности 060103 «Педиатрия», с учетом требований к методическим пособиям педагогических кафедр высших учебных заведений.
Целью учебного пособия является оказание помощи студентам медицинских ВУЗов в освоении навыков оценки нервно-психического развития у детей в связи с учётом их возрастных анатомо-физиологических особенностей, выявления ведущих синдромов нарушения нервно-психического развития и их своевременной коррекции. Пособие составлено сотрудниками кафедры пропедевтики детских болезней НГМУ и предназначено для проведения практических занятий, для подготовки студентов III - IV курсов по пропедевтике детских болезней в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Пропедевтика детских болезней», индекс цикла 3.Б.28, направление подготовки 060106 – педиатрия, утвержденной ЦМК по педиатрии НГМУ 01.06.2012 г.
Представленное пособие является необходимым дополнением к учебнику Мазурина А.В. Пропедевтика детских болезней: учебник для студентов вузов /А. В. Мазурин, И. М. Воронцов. - 3-е изд., доп. и переработанное – СПб.: Фолиант, 2009. - 1008 с.: ил. В процессе подготовки к занятию студенту нужно изучить соответствующие разделы учебника и настоящего учебного пособия.
Практическое занятие проводится по плану:
1) Проверка подготовки студента к занятию;
2) Демонстрация преподавателем методики исследования;
3) Самостоятельная курация студентами детей под наблюдением преподавателя;
4) Проверка преподавателем овладения студентами навыков исследования с оценкой знаний и умений студента;
5) Подведение итогов занятия;
6) Обозначение задания на следующее занятие.
Материальное оснащение занятия: электронные весы, ростомер, сантиметровая лента, набор игрушек, таблицы по режиму дня для детей различных возрастов.
Цель занятия: Овладеть методикой оценки индивидуального нервно-психического развития детей различного возраста.
В процессе изучения темы будут формироваться компетенции: ПК - 1, ПК - 5, ПК - 16.
Студенты будут знать:
· Анатомические особенности строения головного и спинного мозга у детей.
· Морфологические и функциональные особенности нервной системы у детей.
· Основные этапы моторного, сенсорного и эмоционального развития.
· Развитие речи у детей. Роль окружающей среды в её формировании.
· Рефлексы новорожденного и сроки их исчезновения.
· Возрастные особенности условно-рефлекторной деятельности ребенка.
· Факторы, оказывающие влияние на нервно-психическое развитие детей.
|
|
· Принципы организации режима дня у детей в различные возрастные периоды.
· Роль воспитания в нервно-психическом развитии ребенка, основные элементы воспитания детей раннего возраста, значение игры, набор игрушек для детей различного возраста.
· Методика сбора анамнеза, отражающего нервно-психическое развитие, особенности поведения и характера ребенка.
· Критерии оценки нервно-психического развития детей различного возраста.
· Генетические, внутриутробные и постнатальные факторы, неблагоприятно влияющие на развитие нервной системы ребенка.
· Клинические симптомы поражения центральной нервной системы у детей.
· Методы исследования нервной системы.
Уметь:
· Собрать анамнез жизни ребенка с учетом отображения этапов нервно-психического развития; акцентирования внимание на факторах, оказывающих неблагоприятное влияние на развитие нервной системы ребенка.
· Оценить психо-моторное развитие ребенка первого года жизни и после года.
· Оценить развитие моторной и сенсорной речи.
· Оценить особенности игровой деятельности, поведение в коллективе детей, адекватность его поведения.
· Подобрать игрушки для детей различного возраста.
· Уметь разъяснить матери как воспитать навыки у ребёнка (гигиенические навыки, навыки при приеме пищи, навыки одевания и раздевания).
Перечень практических навыков:
· Воспроизведение и оценка рефлексов орального автоматизма (сосательный, поисковый, хоботковый, ладонно-ротовой рефлекс Бабкина).
· Воспроизведение и оценка рефлексов спинального автоматизма (Робинсона, Галанта, ползания Бауэра, Кернига, Бабинского, Моро, автоматической походки, опоры).
· Оценка двигательных умений ребенка.
· Оценка развития речи ребенка.
· Оценка комплекса оживления у ребенка 2-4 месяцев.
· Воспроизведение симптомов при менингиальном синдроме.
· Воспроизведение симптомов при спазмофилическом синдроме.
Базисные знания: Изученные ранее необходимые сведения по эмбриогенезу центральной нервной системы, анатомии головного и спинного мозга.
|
|