Глава 1.
Вопросы для повторения
1. Как понимали роль конфликтов и гармонии мыслители Древнего мира (Лао-цзы, Гераклит и др.)? Как понимается проблема соотношения противоречия, борьбы и конфликта в древней и современной философии?
2. В чем особенности религиозного истолкования конфликта в средневековой философии? В чем смысл проблемы теодицеи и как ее разрешает современная религиозная философия?
3. Охарактеризуйте две основные концепции конфликта, предложенные мыслителями Нового времени: 1) пессимистическую (Т. Гоббс и др.) и 2) оптимистическую (Ж.-Ж. Руссо и др.)
4. Как разрешалась проблема конфликта в марксистской философии? Как обосновывалась идея о возможности преодоления острых конфликтов при социализме в советской философии?
5. Покажите достоинства и недостатки исследования конфликта в классической философии.
6. Какой вклад в развитие конфликтологических знаний (в составе социологии) внесли М. Вебер и Г. Зиммель?
7. Раскройте основное содержание теории конфликта Р. Дарендорфа. Объясните различия в понимании этой проблемы Дарендорфом и Марксом.
8. Охарактеризуйте взгляды Л. Козера на природу и функции конфликта и их роль в демократическом и недемократическом обществе.
9. Как объясняют роль конфликта теории социального согласия человеческих отношений разработанные Т. Парсонсом и Э. Мэйо?
10. Каковы основные идеи общей теории конфликта К. Боулдинга? Сравните статическую и динамическую модели конфликта по Боулдингу. В чем суть его принципа дефицита ресурсов?
11. Сравните социологический и психологический подходы к анализу конфликта.
12. В чем заключается вклад 3. Фрейда и К. Юнга в исследование психологических аспектов конфликта?
13. Какие типологии конфликтного поведения людей предложены Э. Берном и К. Томасом?
14. Какими науками, кроме конфликтологии, исследуется проблематика конфликта? В чем специфика исследования конфликта в правоведении?
15. Объясните отставание в развитии конфликтологии в Советском Союзе и причины ее быстрого развития в постсоветской России.
Глава 2.
Вопросы для повторения
1. Какие группы (блоки) понятий раскрывают предмет конфликтологии?
2. Какие понятия раскрывают структуру конфликта?
3. Опишите понятийную схему динамики конфликта, его основные стадии.
4. Проанализируйте понятийную модель разрешения конфликта, укажите два возможных способа регулирования конфликта.
5. Укажите основные виды типологий конфликта: по масштабам, временным параметрам, направленности, результатам и др.
6. Каковы основные свойства конфликтного взаимодействия?
7. Покажите сходство и различие понятий «объект конфликтологии» и «предмет конфликтологии».
8. Покажите взаимосвязь между объектом, предметом и методом конфликтологии.
9. Охарактеризуйте основные принципы исследования конфликта: 1) детерминизм, 2) системность, 3) развитие.
10. Объясните многообразие методов, применяемых конфликтологией. В чем заключается проблема выбора оптимальных методов исследования?
11. Охарактеризуйте основные методы конфликтологического исследования: 1) структурно-функциональный. 2) процессуально – динамический, 3) типологизацию, 4) прогностический, 5) разрешительный.
12. Покажите особенности разрешительного метода исследования конфликта и стратегии регулирования конфликта, вырабатываемые на его основе.
13. Сравните понятия «методологическая эйфория» и «методологический нигилизм».
Глава 3.
Вопросы для повторения
1. Проанализируйте приведенные в тексте определения конфликта и дайте им оценку.
2. Что такое конфликт? Назовите основные его признаки.
3. Что является основой любого конфликта?
4. Объясните, существуют ли конфликты в неживой природе и животном мире?
5. Сравните конфликты и спортивное соревнование.
6. Что такое объект конфликта? Назовите основные характеристики объекта конфликта.
7. Сравните понятия: «объект конфликта» и «предмет конфликта».
8 Что такое типология конфликтов?
9. Назовите основания, по которым можно классифицировать конфликты.
10. Охарактеризуйте основные типы конфликтов.
Глава 4.
Вопросы для повторения
1. Чем отличаются объективные и личностные элементы конфликта?
2. Назовите и охарактеризуйте объективные элементы конфликта.
3. Дайте характеристику основным и неосновным участникам конфликта.
4. Что означает понятие «ранг оппонента»?
5. Охарактеризуйте роль в конфликте группы поддержки, инициаторов. организаторов, пособников и посредников? Приведите примеры.
6. Что такое «среда конфликта»? Какие бывают виды среды конфликта? В чем состоит различие микросреды конфликта от его макросреды?
7. Назовите основные личностные элементы конфликта.
8. Каковы основные психологические доминанты поведения личности? Что такое ценностные ориентации, цели, мотивы, интересы, потребности личности? В чем состоит их внутренняя взаимосвязь?
9. Дайте характеристику основным чертам характера и типам личности. Сравните экстраверта и интроверта.
10. Что означает понятие «акцентуированная личность»? Назовите основные характеристики акцентуированных личностей.
11. Сравните художественный и мыслительный типы личностей.
12. Назовите и охарактеризуйте идеальные типы индивидуальностей по Э. Шпрангеру.
13. Проанализируйте типичные ошибки, приводящие к неадекватным оценкам и самооценкам.
14. Охарактеризуйте типы людей, трудных в общении.
15. Как влияет расхождение этических ценностей на возникновение конфликта?
Глава 5.
Вопросы для повторения
1. Объясните, в чем суть причины конфликта?
2. Сравните причину конфликта и повод.
3. В чем заключается глубинная причина любого конфликта?
4. Назовите основные виды противоречий, влияющих на возникновение конфликта.
5. Сравните объективные противоречия и субъективные противоречия.
6. Назовите основные, на ваш взгляд, противоречия современного российского общества.
7. Каковы главные объективные факторы возникновения конфликтов?
8. Каким образом взаимозависимость заданий может повлиять на возникновения конфликта? Приведите пример.
9. Каковы главные личностные факторы возникновения конфликтов?
10. Каким образом расхождение основных психологических доминант поведения личности может повлиять на возникновение конфликта?
11. Каким образом влияют на возникновение конфликта неадекватные оценки и восприятия?
Глава 6.
Вопросы для повторения
Дайте определение функции конфликта.
Сравните явную и латентную функции конфликта. Приведите примеры.
3. В чем выражается противоречивость функций конфликта? Чем она обусловлена?
4. Всякая ли функция конфликта носит двойственный характер?
5. Что такое функциональный и дисфункциональный конфликт? Приведите примеры.
6. Каковы общие конструктивные функции конфликта?
7. Назовите конструктивные функции конфликта на личностном уровне. Приведите примеры.
8. Каковы общие деструктивные функции конфликта?
9. Назовите деструктивные функции конфликта на личностном уровне. Приведите примеры.
Глава 7.
Вопросы для повторения
1. Объясните термин «динамика конфликтам. Каковы основные периоды и этапы динамики конфликта?
2. Дайте общую характеристику предконфликтной ситуации. Приведите ее примеры.
3. Какие последствия может иметь неадекватное осознание предконфликтной ситуации?
4. Лайте общую характеристику открытому конфликту. Назовите этапы развертывания открытого конфликта.
5. Охарактеризуйте инцидент как этап развития открытого конфликта. Каковы его основные характеристики?
6. Сравните повод конфликта и инцидент.
7. Охарактеризуйте эскалацию как этап развития открытого конфликта.
8. Что означает "создание образа врага» в конфликте и какова его роль в развитии конфликта?
9. Какой стадии конфликта присущи демонстрация силы, угроза ее применения и применение насилия? Объясните эти элементы динамики конфликта.
10. Охарактеризуйте завершение конфликта как последний этап развития открытого конфликта.
11. Дайте характеристику послеконфликтного периода динамики конфликта.
12. Что такое постконфликтный синдром? Приведите его примеры.
13. Почему совместную деятельность считают наиболее эффективным способом конструктивного решения межгрупповою конфликта?
Глава 8.
Вопросы для повторения
1. Как понимали внутриличностный конфликт И. Кант, Вл. Соловьев, Ф. Достоевский? Объясните высказывание Вл. Соловьева: «Стыжусь, следовательно, существую».
2. Расскажите об истоках научного исследования внутриличностного конфликта.
3. В чем заключается специфика анализа внутриличностного конфликта 3. Фрейдом?
4. Расскажите о вкладе в теорию внутриличностного конфликта К. Левина,
5. Кому принадлежит понимание внутриличностного конфликта как диссонанса между «Я-концепцией» и идеальным «Я»?
6. В чем состоит сущность внутриличностного конфликта по А. Маслоу?
7. Что такое внутриличностный конфликт с точки зрения В. Франкла? Объясните понятие «экзистенциальный вакуум»и его отношение к внутриличностному конфликту.
8. Что такое внутриличностный конфликт с точки зрения А.Н. Леонтьева?
9. Дайте обобщенное определение внутриличностного конфликта.
10. Назовите основные характеристики внутриличностного конфликта.
11. Назовите основные виды внутриличностных конфликтов. Приведите примеры конфликта потребностей, конфликта социальных норм и конфликта между потребностью и социальной нормой.
12. В чем состоит сущность мотивационного конфликта? Чем он отличается от нравственного конфликта? Приведите примеры того и другого,
13. Что такое ролевой конфликт? Сравните межролевой и внутриролевой конфликты.
14. К какому виду внутриличностного конфликта относится конфликт между требованиями, которые предъявляет к личности действительность, и возможностями самого человека.
15. Дайте определение невротическому конфликту. Сравните его с другими видами конфликтов.
Глава 9.
Вопросы для повторения
1. Какова самая общая причина внутриличностного конфликта?
2. Назовите внутренние причины конфликта, коренящиеся в противоречиях самой личности.
3. Каковы внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в обществе?
4. К какому виду причин относятся: 1) противоречие мотивов, 2) физические преграды. 3) отсутствие объекта, необходимого для удовлетворения потребности личности?
5. Приведите примеры причин внутриличностного конфликта, состоящих: 1) в противоречии между двумя взаимоисключающими требованиями или заданиями. 2) в противоречии между производственными требованиями и личностными ценностями.
6. Каковы внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в обществе?
7. Как влияют рыночные отношения на развитие внутриличностного конфликта?
8. Проанализируйте основные выводы о влиянии рыночных отношений на личность, сделанные К. Хорни и Э. Фроммом.
9. Покажите на конкретных примерах взаимосвязь внешних и внутренних причин внутриличностного конфликта,
10. Назовите основные отрицательные последствия внутриличностного конфликта.
11. Объясните, что представляют собой стресс, фрустрация, невроз?
12. Объясните термин «невротический конфликт».
13. Назовите основные формы клинических неврозов,
14. Назовите главные характеристики невротической личности.
15. Каковы основные позитивные последствия внутриличностного конфликта?
Глава 10.
Вопросы для повторения
1. Каковы всеобщие или общесоциальные условия и способы предупреждения внутриличностных конфликтов?
Назовите способы предупреждения внутриличностных конфликтов, зависящие от личности.
Какие существуют приемы и способы для более глубокого познания
самого себя?
4. Объясните, почему:
1) неадекватная самооценка мешает предупреждению внутриличностного конфликта:
2) наличие смыслообразующих жизненных ценностей способствует предупреждению внутриличностных конфликтов:
3) уверенность в себе способствует предупреждению внутриличностных конфликтов.
5. Каковы типичные проявления неуверенности в себе?
6. Назовите этические нормы и правила общения, способствующие предупреждению внутриличностных конфликтов,
7. Перечислите основные способы разрешения внутриличностных конфликтов.
8. Объясните, почему снижение уровня притязаний может привести к разрешению внутриличностного конфликта?
9. Что такое механизмы психологической защиты личности? Когда они применяются?
10. Приведите примеры психологической защиты из философской и художественной литературы.
11. Когда начался научный анализ механизмов психологической защиты личности?
12. Объясните следующие механизмы психологической защиты личности: 1) вытеснение, 2) сублимация. 3) регрессия. Приведите примеры,
13. Объясните понятия «рационализация», «проекция», «замещение». Приведите примеры.
14. Приведите примеры следующих механизмов психологической защиты: 1) интеллектуализация. 2) идентификация, 3) обособление, 4) воображение,
Глава 11.
Вопросы для повторения
1. Дайте определение понятию «стресс».
2. Какова физиологическая и биохимическая природа стрессов?
3. Покажите отличие стресса от дистресса.
4. Надо ли убегать от стрессов?
5. Каковы основные причины профессиональных стрессов?
6. Всегда ли вредны отрицательные эмоции?
7. Что такое «поисковая активность» и какова ее роль в динамике стрессов?
8. Каким образом самооценка личности влияет на ее стрессоустойчивость?
Глава 12.
Вопросы для повторения
1. Лайте определение межличностному конфликту и назовите его функции.
2. Какие характеристики личности влияют на возникновение конфликтов?
3. Какие функции выполняет межличностный конфликт?
4. Что может послужить причиной семейного межличностного конфликта?
5. Как следует относиться к семейному конфликту и каким образом следует вести себя в семейном конфликте?
6. Возможно ли предупреждение семейных конфликтов и что для этого необходимо?
7. Какие виды конфликтов возникают в процессе обучения?
8. Какие формы поведения учителя провоцируют конфликт учитель — учитель?
9. Какова роль руководителя в предупреждении межличностных конфликтов в учебном процессе?
10. Можно ли избежать конфликтов в учебном процессе?
11. Какие методы используются руководителем для разрешения конфликтных ситуаций?
12. Какие проблемы порождает завышенная самооценка? 13- Назовите формы межличностных конфликтов в педагогике и имеющиеся возможности для их предупреждения.
Глава 13.
Вопросы для повторения
1. Что такое конфликт в организации? Каковы его структурные элементы?
2. Назовите и сравните виды конфликтов в организации.
3. Каковы характерные признаки конфликтных ситуаций?
4. Какова роль внутриорганизационных конфликтов в организациях?
5. Назовите типы производственных конфликтов.
6. Что такое трудовой конфликт в организации? Какова его значимость сегодня?
7. Назовите формы организованной борьбы работников в защиту своих законных прав.
8. В чем заключается специфика инновационного конфликта?
9. Назовите типы разрешения конфликта в организации.
Глава 14.
Вопросы для повторения
1. Как меняет поведение человека факт его включенности в социальную группу?
2. Каковы основные особенности межгрупповых конфликтов?
3. Как вы понимаете институциализацию межгруппового конфликта?
4. Каковы проявления структурного насилия?
5. Что такое групповой фаворитизм?
6. Как объясняется принципиальная неизбежность межгрупповых конфликтов?
7. Сравните групповые потребности и индивидуальные.
8. Что составляет объект межгрупповых конфликтов? Какие стадии межгруппового конфликта обычно выделяют?
9. Какова общая направленность эволюции межгрупповых конфликтов в XX веке?
Глава 15.
Вопросы для повторения
1. Охарактеризуйте структуру политического конфликта.
2. Кто является реальным субъектом политических конфликтов — социальные группы или политические институты?
3. Что такое «группы интересов» и какова их роль в мире политических конфликтов?
4. Опишите отличительные особенности политических конфликтов.
5. Покажите отличия политических конфликтов в тоталитарных и демократических системах.
6. Охарактеризуйте конфликтный потенциал современных проблем российского федерализма.
7. Сравните понятия «этнический конфликт» и «национальный конфликт».
8. В чем суть межэтнических конфликтов? Каковы их особенности?
9. Назовите причины обострения межэтнических конфликтов в конце XX в.
10. Охарактеризуйте смысл современных дискуссий о принципе права наций на самоопределение.
Глава 16.
Контрольные вопросы
1. Каковы предпосылки успешной профилактики конфликта?
2. Укажите основные трудности предупреждения конфликтов и условия вмешательства в его развитие.
3. Рассмотрите два уровня причин конфликта и способы их предупреждения. Каковы пределы и возможности этой деятельности?
4. Охарактеризуйте сотрудничество как универсальный способ предупреждения конфликтов. Раскройте психологические методы поддержания сотрудничества.
5. Дайте характеристику основных типов конфликтных личностей.
6. Что понимается под стилем отношений в группе? Каковы признаки зрелости трудового коллектива?
7. В чем состоят основные принципы современного менеджмента и какова их роль в профилактике конфликтов?
8. Охарактеризуйте нормы деловой этики и их значение для предупреждения конфликтов.
9. Какова роль юмора в профилактике и разрешении конфликтов?
Глава 17.
Вопросы для повторения
1. Каковы задачи управленческой деятельности и причины ограниченности ее возможностей? С чем связаны особые трудности управления конфликтами?
2. Перечислите основные тактики регулирования конфликтов. На каких двух противоположных подходах к разрешению конфликтов основываются эти тактики?
3. Каковы особенности тактики ухода от конфликта, ее предпосылки, формы проявления, достоинства и недостатки?
4. Покажите характерные черты силового метода разрешения конфликта, формы его проявления и степень эффективности.
5. В чем причины широкого применения тактик ухода и применения силы, несмотря на их явные слабости?
6. Раскройте особенности регулирования конфликта методом односторонних уступок, покажите достоинства и недостатки этой тактики.
7. Проанализируйте тактику компромисса как классический метод регулирования конфликтов в условиях демократических, стран. В чем состоят его основные достоинства и трудности применения?
8. Каковы предпосылки применения метода скрытых действий и его результаты?
9. Раскройте основные преимущества тактик регулирования конфликтных ситуаций на основе принципа «выигрыш — выигрыш». Разъясните характер механизмов его осуществления: составление карты конфликта, организация специфических форм поведения и др.
10. Что такое четырехшаговый метод регулирования конфликта?
11. Охарактеризуйте универсальные, общеприменимые средства регулирования конфликта. Раскройте содержание негативной и позитивной тактики регулирования конфликтных взаимоотношений.
12. Каковы конструктивные и деструктивные результаты конфликтного противоборства?
Глава 1. Становление конфликтологии
Две концепции конфликта в философии Нового времени
Задание 1 Кому из мыслителей Нового времени принадлежат следующих два противоположных по смыслу высказывания о природе социальных конфликтов:
А
• В природе человека три основные причины войны: соперничество, недоверие, жажда славы.
• В естественном состоянии каждый имеет право на все.
• Пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в таком состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех.
Б
• Начал к природе! Назад к первобытной идиллии!
• До тех пор пока люди довольствовались своими убогими хижинами, пока они ограничивались тем, что шили себе одежды m звериных шкур с помощью древесных шипов или рыбьих костей, украшали себя перьями и раковинами, расписывали свое тело в различные цвета, совершенствовали или украшали свои луки и стрелы, выдалбливали с помощью острых камней какие-нибудь рыбачьи лодки или грубые музыкальные инструменты, словом, пока они были заняты таким трудом, который пол силу одному человеку..., они жили свободные, здоровые, добрые и счастливые... и продолжали в отношениях между собой наслаждаться всеми радостями общения, не нарушавшими их независимость.
• За уничтожением равенства последовали ужаснейшие смуты; так несправедливые захваты богатых, разбои бедных и разнузданные страсти тех и других, заглушая естественную сострадательность и еще слабый голос справедливости, сделали людей скупыми, честолюбивыми и злыми. Начались постоянные столкновения права сильного с правом того, кто пришел первым, которые могли заканчиваться только лишь сражениями и убийствами. Нарождающееся общество пришло в состояние самой страшной войны: человеческий род, погрязший в пороках и отчаявшийся, не мог уже ни вернуться назад, ни отказаться от злосчастных приобретений, им сделанных: он только опозорил себя, употребляя во зло способности, делающие ему честь, и сам привел себя на край гибели.
Какая из этих двух концепций представляется вам более убедительной? Ответ обоснуйте.
Современная психология о предпосылках конфликтов
Задание 2 Кому из современных психологов принадлежит следующая классификация типов человеческой психики:
Каждое человеческое существо располагает ограниченным репертуаром эго-состояний, подразделяющихся на три типа.
Родительские эго-состояния заимствованы у родительских фигур и воспроизводят чувства, установки, повеление и реакции этих людей.
Взрослые эго-состояния занимаются независимым сбором и обработкой информации и оценкой вероятностей, что является основой для действия.
Детские эго-состояния являются следами детства индивида и воспроизводят его поведение и психическое состояние в какой-то конкретный или переломный момент его развития, используя однако возросшие возможности, имеющиеся в распоряжении взрослого человека.
Каким образом с точки зрения данной классификации объясняются источники профессиональных и семейных конфликтов?
Глава 2. Предмет конфликтологии и методы исследования
Степень конфликтности1
Задание 1 Перед вами десять пар утверждений. Прочитайте каждое утверждение и отметьте (крестиком), на сколько баллов у вас проявляется свойство, отмеченное в левой колонке. При опенке пользуйтесь семибаллъной шкалой.
Рвется в спор | Уклоняется от спора | ||
Свои доводы сопровождает тоном, не терпящим возражения | Свои доводы сопровождает извиняющимся тоном | ||
Считает, что добьется своего, если будет возражать | Считает, что проиграет, если будет возражать |
1 См.: Ладанов И. Д. Управление стрессом.— М., 1989. – С. 126 – 127.
Не обращает внимания на то, что другие не понимают доводов | Сожалеет, если видит, что другие не понимают доводов | ||
Спорные вопросы обсуждают в присутствии или отсутствии оппонента | Рассуждает о спорных вопросах в отсутствии спорных оппонентов | ||
Не смущается, если попадает в напряженную обстановку | В напряженной обстановке чувствует себя не ловко | ||
Считает, что в споре надо проявлять свой характер | Считает, что в споре не нужно демонстрировать своих эмоций | ||
Не уступает в спорах | Уступает в спорах | ||
Считает, что люди легко выходят из конфликта | Считает, что люди с трудом выходят из конфликта | ||
Если взрывается, то считает, что без этого нельзя | Если взрывается, то вскоре ощущает чувство вины |
Оценка данных
1. Соедините оценки по баллам (крестиками) на каждой строке и постройте график. Отклонение влево от середины (цифра 4) указывает на склонность к конфликтности, вправо — на склонность избегать конфликтные ситуации.
2. Подсчитайте общее количество баллов. Сумма в 70 баллов свидетельствует об очень высокой степени конфликтности, 60 баллов — о высокой, 50 баллов — о выраженной конфликтности. Сумма 11 — 15 баллов говорит о склонности избегать конфликтные ситуации.
3. Сравните собственную оценку (по графику и баллам) и оценку данную вам другими. Сделайте выводы.
Определение психологического климата группы1
Задание 2 Психологический климат на этом уровне отражает сложившиеся в группе отношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни.
1 См.; Психологические тесты. В 2 т. – М., 1999. Т. 2. — С. 23.
Психологический климат складывается за счет эмоционального группового состояния, которое отличается большим динамизмом, изменчивостью.
Простейшая методика определения климата группы — ответ на вопрос: С каким цветом у вас ассоциируется пребывание в коллективе?
Красный | Восторженное настроение |
Оранжевый | Радостное |
Желтый | Светлое, приятное |
Зеленый | Спокойное, уравновешенное |
Фиолетовый | Тревожное, напряженное |
Черный | Уныние, полное разочарование, упадок сил |
Глава 3. Понятие и типология конфликтов
Задание 1 Проанализируйте определения конфликта и дайте им свою оценку. Укажите, с чем согласны и что вас не устраивает в том или ином определении; в чем состоит сходство и различие определений:
1. Конфликт социальный складывается и разрешается в конкретной социальной ситуации в связи с возникновением требующей разрешения социальной проблемы. Он имеет вполне определенные причины, своих социальных носителей (классы, нации, социальные группы и т.д.), обладает определенными функциями, длительностью и степенью остроты.1
2. Итак, социальный конфликт — это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.2
3. Конфликт — столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которые люди пытаются разрешить с помощью убеждений или действий на фоне проявления эмоций.3
4. Таким образом, под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в
1 Социологический словарь. — Минск. 1991. — С. 80.
2 Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. — М.: Владос. 1999. — С. 6.
3 Уткин Э. А. Конфликтология. — М.: Экмос. 1998. — С. 4.
процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.1
Задание 2 Вашему вниманию предлагается две типологии конфликтов отечественных конфликтологов — Э. А. Уткина и А. Я. Анцупова и А. И. Шипилова. Цель задания — сравнить их между собой и дать свою оценку каждой из них. Попытайтесь не только проанализировать достоинства и недостатки (если они имеются) каждой из типологии, но и дать свою собственную классификацию конфликтов.
1. Уткин Э. А. Конфликтология. — М.: Экмос. 1998.— С. 66—68.
Существует четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой.
Внутриличностный конфликт. Здесь участниками являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п. «Две души живут в моей груди...»,— писал Гете. И этот конфликт может быть функциональным или дисфункциональным в зависимости от того, как и какое решение примет человек и примет ли его вообще. Буриданов осел, например, так и не смог выбрать одну из двух совершенно одинаковых охапок сена, чем обрек себя на голодную смерть. Порой в жизни, не решаясь сделать выбор, не умея решать внутриличностные конфликты, мы уподобляемся буриданову ослу. Внутри личностный конфликт чаше всего бывает тогда, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.